Файл: Тема, идея, проблематика.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План комплексного анализа прозаического текста

1. Тема, идея, проблематика.

2. Композиция.

3. Хронотоп (художественное время и художественное место)

4. Система образов.

5. Характеристика главных героев (анализ «говорящих» фамилий, портретных зарисовок, отношений между героями, поступков героя, его речи, авторского отношения к герою).

6. Литературные параллели.

7. Значение произведения в литературе.

В предложенном тексте говорится о__________ (коротко пересказать). Главное внимание читателя ________ (ФИО автора) сосредотачивает на теме __________. Раскрывая ее, автор поднимает следующие проблемы: _____________. Всем ходом повествования, отбором художественных деталей, яркими образами героев писатель утверждает основную мысль - _____________ (сформулировать идею). На мой взгляд, само название произведения отражает тему/идею, так как _____________.

Композиция произведения ____________ (линейная, зеркальная, ретроспективная). ___________ - такова экспозиция анализируемого произведения. Завязкой действия является_____________. Далее детально (кратко, штрихами) говорится о _____________. Наибольшего накала повествование достигает при ____________ (это и есть кульминация произведения).

Повествование в тексте ведется от _______(первого, третьего) лица. (Если от лица героя)Автор доверяет функцию рассказчика герою (героине), которая рассказывает о произошедшем эмоционально , достоверно. (Если от лица рассказчика, не являющегося действующим персонажем) Рассказчик объективно говорит о случившемся, скрыто (явно) давая свою оценку событиям и героям : _________ (пояснить , как он к кому-то и чему-то относится, что осуждает , чему симпатизирует).

Основная форма речи – диалог/ монолог/полилог, позволяющий увидеть разные позиции по вопросу _________/ проследить за мыслями героя по поводу ___________ и понять, что его мировоззрение под воздействием _________ претерпело изменения/ осталось неизменным.

Время действия - ________________(указать историческую эпоху, время года, какой временной период описан). Место действия - __________________(отметить, что дано: сужение или расширение пространства).

Конечно, для постижения смысла произведения важна созданная __________(ФИО автора) система образов ,среди которых можно выделить главных ( _______,
перечислить их) и второстепенных (____________) героев.

Именно на образе _______решается основная тема произведения. Это человек , для которого свойственно ____________: «_____Процитировать отрывок из текста_______». Уже в его портрете мы угадываем такие качества характера ,как __________. Не менее ярок и психологический портрет __________(имя героя): __________________(описать чувства, эмоции героя в разных ситуациях). Речевая характеристика героя (употребление книжной/ просторечной лексики, фразеологизмов, пословиц) говорит о его образованности/ близости к простому народу.

_______(имя героя) противопоставлен ____________. Это ____________________. Он говорит о_________( описать систему взглядов героя, используя цитирование).

Отношение автора к героям однозначно/неоднозначно: ____________(пояснить).

Говоря о __________(имя героя) ,вспоминается ___________ , герой произведения «_________» ________(ФИО автора). Их сближает ________________ .

Немаловажную роль в раскрытии образов героев играет пейзаж. ________________ (описать эпизод , охарактеризовать средства выразительности, их функцию).

«_________»(название анализируемого произведения), словно одна из картин литературной галереи, ярко и образно говорит о __________________.

План анализа лирического произведения

1.Первое впечатление от прочитанного, ассоциации. Смысл заглавия.

2. Тема. Основные образы.

3. Жанровые особенности. Идея.

4. Композиция стих-я. Деление на микротемы.

5. Образ лирического героя.

6. Средства выразительности:

- фонетические: аллитерация (повтор одних и тех же согласных звуков), ассонанс (повторение гласных звуков); прием звукописи

- лексические: эмоционально-окрашенные слова,

книжная/ разговорная лексика;

тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, метонимия, оксюморон, ирония, сарказм),

лексический повтор;

- морфологические: слова какой части речи преобладают, какова их функция;

- синтаксические: простые или сложные предложения,

односоставные или двусоставные предложения,

риторический вопрос, риторическое восклицание ,риторическое обращение,



инверсия, градация, синтаксический параллелизм, парцелляция,

- прием цветописи.

7. Особенности ритма, рифмы ,стихотворного размера.

__________,_____________,_______ - такая картина возникает в воображении после прочтения стихотворения __________(ФИО автора) «______». Словно вторит ассоциациям читателя название произведения.

Предметом изображения поэта становится (является) ____________. Перед нами возникает вереница ярких образов (___________,____________,______________,_________), свидетельствующих о том, что основная тема стихотворения - __________________.

Это поэтическое произведение воспринимается как ________________(лирическая миниатюра, дружеское/ любовное/ гражданское послание, пейзажная зарисовка, элегия, анакреонтическая лирика, философское размышление). _____________,_____________ - вот центральные вопросы ,с которыми поэт обращается к читателю. __________(автор)постепенно подводит нас к основной мысли: _______________(сформулировать идею).

В композиционном плане стихотворение распадается на ____частей: ___________,_________ (описать микротемы). Развитие сюжета / чувства _________ ( динамично/ статично).

Лирический герой стихотворения – человек, который живет сердцем. Ему важно __________________. Онсозерцатель/ активный деятель. Лирический герой тонко чувствует природу: _____________.

Для того чтобы ярко, зримо представить описываемое поэт использует широкий арсенал средств художественной выразительности. Стихотворение воспринимается как некое музыкальное произведение: так гармонично и естественно созданы звуковые образы с помощью ассонансов/аллитераций(______________), приема звукописи (______________).

Разнообразен и лексический состав произведения. В нем мы находим такие эмоционально-окрашенные слова, как «______», «___» ,позволяющие передать восторг ,умиление, радость/ уныние, печаль/ негодование, злость лирического героя от _________.

Автор умело сочетает книжную и разговорную лексику, что позволяет просто , убедительно говорить о такомчувстве/понятии, как _______.

Разнообразны и использованные _________(автор) тропы. Яркие эпитеты («____», «__») подчеркивают ____________, метафоры («____________», «_____») помогают образно представить ___________.....

В стихотворении преобладают имена существительные/ прилагательные/ глаголы ,что позволяет сосредоточить внимание на рисуемых поэтом картинах, динамике событий/чувств.

Среди синтаксических средств выразительности можно отметить использование риторических восклицаний («______!»), передающих чувство ____________; инверсию («_________»), обращающую внимание читателя на слове «________»…..


Поражает и цветопись стихотворения: ____________(прокомментировать).

Обилие (или сочетание) простых/ сложных, односоставных/ двусоставных предложений способствует передаче ритмико-мелодической структуры стиха: от замедленного темпа строк ___строфы к быстрому темпу ___строфы. Поддерживается ритмический рисунок стиха и стихотворным размером - _________(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Мелодика стихотворения минорная/ мажорная. _________________(привести свои ассоциации: может быть, колокольные перезвоны, мелодия вальса, марша, ностальгическая мелодия…).

Рифма , используемая в стихотворении – женская/мужская; рифмовка ___________( смежная, кольцевая, перекрестная).

Мастерство автора состоит в том, что он гармонично соединил форму и содержание, подчинив их раскрытию темы и идеи стихотворения.