Файл: Научноисследовательская работа По теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Против фамилии каждого ребенка отмечался уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, клеточка закрашивалась в зеленый цвет, если отстает — не значительно (3 уровень) в синий, если отстает значительно (1-2 уровни) в красный. Возрастная норма детей нашего исследования соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.




п/п

Фамилия, имя ребенка

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия


Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Саша Б.

2

3

2

3

3

4

3

3

2

Кристина П.

2

2

2

2

2

3

3

2

3

Надя Л.

2

3

3

3

3

4

3

3

4

Олег М.

3

3

3

3

3

4

3

3

5

Коля Л.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Миша П.

2

2

2

3

2

2

3

3

7

Игорь Л.

3

3

3

3

3

4

3

3

8

Маша С.

2

2

2

2

2

3

2

3

9

Женя Ш.

3

3

3

2

2

2

2

2

10

Витя

3

3

3

3

3

4

3

3


Таблица 1. Уровень сформированности игровых навыков
Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5-5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.

В ходе наблюдения за играми детей, которые возникали спонтанно стоит отметить тот факт, что среди репертуара игр у мальчиков преобладали такие игры, как « в войну», с машинками; у девочек: дочки-матери, больница.

Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей. Сюжет не продуман заранее и развивался ассоциативно: то он связан с попавшейся на глаза игрушкой (зеленой машиной), то с воспоминаниями о персонаже из сказки и т. д. Сменяющие друг друга яркие образные представления дали возможность возникнуть подобной сложной игре. Ассоциативная динамика сюжета представляла собой особенность индивидуальной игры дошкольника с нарушением интеллекта.

Зачастую игры детей (особенно мальчиков) сводились к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом. Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку изменить или по-новому конкретизировать сюжет («Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!»). В игре девочек чаще причудливо переплетались знакомые бытовые сцены и фантастические события.

Некоторые испытуемые играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с выраженными дефектами речи, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к условиям дошкольного учреждения. Они склонны к уединению, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним подходят сверстники или воспитатель. Включенная в игру речь таких детей очень тихая, шепотная.

Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям.



Разделение детей в играх происходило по половому принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками. Совместных игр с участием, как мальчиков, так и девочек замечено не было.

Стоит отметить, то факт, что четверо испытуемых детей находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. По характеру дети с уровнем ниже среднего очень замкнутые, малообщительные. Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой.

Качественный результат констатирующего эксперимента представлен на рис. 1.
Рис.1 Распределение детей по уровням сформированности игровых навыков (в %)


Проанализировав полученные данные мы пришли к выводу:

1. Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;

2. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;

3. Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в СДОУ не уделяется значительного времени.

4. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.


    1. 1   2   3   4

Методические рекомендации по обогащению представлений детей об окружающем мире, как условия развития сюжетно-ролевых игр


Цель: разработка комплекса мероприятия по обогащению представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей с интеллектуальной недостаточностью старшей группы.

Задачи:

    1. Разработать комплекс мероприятий по обогащению представлений детей об окружающем мире;

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание-действие-общение.

Первое условие игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.

Взрослый должен проводить с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре.

Следующий этап работы должен быть связан с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. Лучше использовать следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:

  • Экскурсии;

  • Встречи с людьми разных профессий;

  • Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

  • Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;

  • Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;

  • Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;

  • Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни;

  • Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

  • Этические беседы.

Необходимо разрабатывать схемы подготовки к играм детей . В схемах отражать подготовку к играм, таким как «Семья», «Детский сад», «Больница» и т.д. Как, показал констатирующий эксперимент, именно эти игры вызывают у детей наибольший интерес, но сюжеты данных игр однообразны. Также в схемы лучше включать такие игры, как «Путешествие по реке», «Строители».


В ходе развития сюжета воспитатель должен, по мере необходимости, давать совет, направленный на развитие игры: «маме» советовать пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. В некоторых случаях воспитатель может так же быть и участником игры и выполнять ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

Игровые интересы дошкольников старшей группы характеризовались значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «завод», «поликлиника», «строительство».

Большой интерес дети проявляли к играм «Путешествие на хлебозавод. Ознакомление детей с заводом дает возможность показать связь труда взрослых и потребностей человека. Доступность наблюдения этого труда дает возможность детям представить и сам процесс труда, и взаимоотношения в нем взрослых.

Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях хлеборобов.

Хорошо проводить экскурсии на хлебозавод. Во время экскурсии воспитатель рассказывал бы детям о том, что хлебозавод — специальное место для приготовления и выпечки хлеба. Дети наблюдали бы приготовление и выпечку хлеба.

Во время экскурсии, с целью обогащения представлений детей о труде взрослых на заводе дети наблюдали бы за работой там присутствующих людей разных профессий. При этом воспитатель подводил бы детей к мысли о важности труда каждого человека.

Проведение экскурсии способствует обогащению знаний детей, пробуждает у них любознательность.

Последующее ознакомление с хлебозаводом лучше проводить с использованием иллюстраций и фотографий. Организовать просмотр фильма о работниках хлебозавода. Однако для более глубокого осознания труда этих людей, их взаимоотношений экскурсий, видеофильма, иллюстраций и фотографий недостаточно. Особое место занимает художественная литература, позволяющая дать ребенку достоверные знания.

Перед каждой проводимой игрой, с детьми проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Новыми играми среди дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, таким образом, станут «Салон красоты», «Хлебопекарня», «Детский сад» и др.