Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Собственник информации:

  • заключает договор с органом государственной власти, в распоряжение которого переходит засекреченная информация о порядке и размерах возмещаемого ущерба в связи с ее засекречиванием;

  • вступает с государством в лице правомочного органа государственной власти в договорные отношения, связанные с защитой засекреченной государственной тайны;

  • вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
27. Критерии отнесения сведений к государственной тайне.
Эффективность использования информации как ресурса в значительной мере определяется выбранным режимом ее распространения.

При свободном распространении (отказе от ее засекречивания) полностью реализуются преимущества открытого использования информации в различных сферах деятельности государства, общества и граждан. Но при этом безопасности Российской Федерации может быть нанесен ущерб вследствие того, что наиболее важные сведения станут преждевременно известны недружественной стране, юридическим или физическим лицам.

При засекречивании сведений позитивными последствиями этого акта является предотвращение ущерба безопасности Российской Федерации. Однако при этом снижается величина выгоды от использования информации и необходимы дополнительные затраты на защиту информации.

С точки зрения обеспечения наиболее эффективного использования информации за время ее жизненного цикла необходимо выбрать такую схему распространения информации и таким образом изменять ее во времени, что бы интегральный эффект от использования информации с учетом позитивных и негативных последствий достигал бы максимальной величины. Засекречивание информации при таком подходе является способом управления национальным информационным ресурсом с целью достижения максимального интегрального эффекта от его использования.

Критерий отнесения сведений к государственной тайне формулируется следующим образом.

Сведение подлежит включению в соответствующий перечень, если выполняются следующие условия:

а) свободное распространение этого сведения может нанести ущерб безопасности РФ;

б) существуют определенные схемы ограниченного распространения сведения, степень его секретности и продолжительность (срок) засекречивания, при которых эффект от использования сведения превышает эффект, достигаемый при его свободном распространении.


Необходимо учитывать, что в силу различных трудно предсказуемых обстоятельств размеры ущербов и выгод, возможности и время их возникновения могут быть точно не известны. Также не всегда возможно получить точную оценку затрат на защиту сведений. Поэтому принятие решения о засекречивании сведений объективно осуществляется в условиях значительной неопределенности. В зависимости от степени этой неопределенности в теории принятия решений используются различные критерии.
28. Подходы к определению размеров ущерба вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну.
1.. Определение размеров ущерба вследствие распространения сведений с использованием моделей "осведомленность - эффективность"

Основу рассматриваемого подхода составляет моделирование функционирования объекта защиты в условиях реализации контрмер, разработанных с учетом полученной информации. Ущерб от утечки сведений оценивается по величине снижения эффективности функционирования объекта и величине возникающих при этом экономических потерь.

Для определения возможного ущерба вследствие распространения сведений выполняются следующие процедуры:

1) оценка априорной (исходной) осведомленности соперника о защищаемых объектах (то есть осведомленности до распространения сведений об объектах) и прогнозирование ее изменения в течение жизненного цикла объекта защиты;

2) оценка изменения осведомленности соперника при распространении сведенийоб объектах;

3)прогнозирование возможных контрмер (угроз) со стороны соперника как результата его реакции на изменение осведомленности об объекте с учетом заблаговременной подготовки им научно-технического задела для опережающей реакции;

4) моделирование влияния контрмер соперника на эффективностьфункционирования защищаемого объекта путем изменения соответствующих исходных данных и параметров модели для оценки эффективности объекта; оценка снижения эффективности объекта в зависимости от реализованных контрмер;

5) оценка экономического ущерба вследствие снижения эффективности объекта.
2. Определение размеров ущерба вследствие распространения сведений с использованием экспертных оценок

Для сопоставления различных сведений с точки зрения необходимости их закрытия или ограничения доступа к ним, а также для определения соответствующей этим сведениям степени секретности, предлагается сравнивать рассматриваемые сведения по степени проявления всей совокупности возможных угроз в случае несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну.



В этом случае возникает задача ранжирования или определения "веса" (важности) каждой угрозы с тем, чтобы получить единую меру или показатель, характеризующий угрозу безопасности государства в целом. Важность угроз безопасности государства оценивается по величине возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности государства при их реализации.

Для распределения угроз безопасности государства по различным рангам важности оценивается их числовое значение исходя из парных сравнений экспертами важности угроз. Методологической основой проведения этой работы целесообразно выбрать метод, разработанный Т.Л. Саати.

Для определения относительной важности угроз безопасности государства вычисляется собственный вектор матрицы парных сравнений угроз, затем результат нормализуется, получая тем самым вектор приоритетов, который показывает не только порядок важности угроз, но и величину их важности.

Следующим этапом обоснования целесообразной степени секретности сведений является их анализ и оценка с точки зрения возможности проявления всей совокупности угроз (или ее части) в случае несанкционированного распространения этих сведений.

Возможность проявления угроз безопасности государства, в результате преждевременного раскрытия информации, учитывается оценкой экспертами по вербально-числовой шкале. В результате проведения экспертных оценок и обработки полученных данных формируется матрица "сведения-угрозы", элементы которой характеризуют возможность проявления угроз безопасности государства в результате преждевременного раскрытия информации.

Далее решается задача агрегирования полученных оценок в единую целевую функцию, в результате которого каждому сведению может быть присвоен рейтинг.
29. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.
Для обеспечения единства критериев принятия решения о степени секретности сведений постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Основное содержание Правил … состоит в следующем.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.


К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности.
30. Принципиальные особенности Закона РФ “О государственной тайне”.


  1. Принят впервые, является открытым документом.

  2. Определяет необходимость перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

  3. Вводит открытый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором разграничиваются полномочия по распоряжению этими сведениями.

  4. Определяет Перечень сведений составляющих государственную тайну
    (ст. 5).

  5. Определяет Перечень сведений, не подлежащих засекречиванию (ст. 7).

  6. Изменяет классификацию сведений, относимых к государственной тайне. Относит к государственной тайне и секретные сведения, которые относились к служебной тайне.

  7. Ставит во главе системы защиты государственной тайны коллегиальный орган – межведомственную комиссию по защите государственной тайны. Сохраняет персональную ответственность за обеспечение защиты государственной тайны руководителями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

  8. Определяет порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, а защиту этих сведений при изменении при изменении функций субъектов правоотношений.

  9. Вводит системы лицензирования деятельности и сертификации средств защиты информации, составляющей государственную тайну.

  10. Предоставляет возможность дополнительного целевого финансирования мероприятий по защите государственной тайны из средств федерального бюджета, в части государственных программ обеспечения защиты государственной тайны.



31. Порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Правительством РФ от 28 октября 1995 г. N 1050.

Согласно этой инструкции граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу Российской Федерации;

  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами (далее именуются - органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, указанного в пункте 26 Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.