ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обратную зависимость суммы отчислений от расходов по временной нетрудоспособности и инвалидности. Повышается роль страховых организаций в области регулирования отчислений по отдельным районам в зависимости от состояния медицинской помощи, коэффициента заболеваемости, профвредности и социально- производственного значения.

  1. этап – с 1929 года по июнь 1991 года – период государственного здравоохранения. В начале 1930-х годов социальное страхование было передано профсоюзам, а страховые кассы и все что с ними было связано

ликвидированы. В этот период обострился кризис здоровья и здравоохранения. Попытки внести изменения в здравоохранении были приняты на съезде КПСС и в 1985 году принял новую редакцию программы КПСС и основные направления экономического и социального развития СССР на 1986–1990 годы и на период до 2000 года. Данные изменения стали возможными с появлением обязательного медицинского страхования населения страны.

  1. этап с 1991 года современный этап становления ОМС.

С 1991 года в России началось введение современной системы медицинского страхования. Появление ОМС объясняется несколькими причинами:

  • требовалось улучшение системы здравоохранения, так как средства, которые выделялись из бюджета очень быстро распылялись и зачастую не доходили до больниц необходимые для нужд медицины;

  • потребность в качественном медицинском обслуживании;

  • привязанность жителей к определенной сельской поликлинике или больнице.

Этот этап можно прежде всего характеризовать
как период государственного здравоохранения в следствии чего сформировался принцип финансирования системы здравоохранения.

Новый этап дает толчок дальнейшему развитию обязательного медицинского страхования в России, параллельно обязательному страхованию появляется добровольное медицинского страхование.

Добровольное страхование на рынке страховых услуг непосредственно в России зарождается в 1991 г.

В период 1991-1993 гг. можно рассмотреть развитие договоров в добровольном медицинском страховании, а также их вносимые изменения:

  • уплату страхователем страховой премии, которая включала в себя стоимость лечения (по договору) и расходы на ведение дела;

  • прикрепление к определенному лечебному учреждению

выбранное застрахованным лицом;

  • оплата производится за фактическое предоставление услуг;

  • возврат остатка средств на оплату лечения страхового взноса.

В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 №1499 1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»7 (далее по тексту – Закон РФ №1499 –1) было запланировано создание взаимодействия между субъектами страхования с элементами конкуренции. Этим предполагалось, что все субъекты, которые предоставляют медицинские услуги будут заинтересованы, что приведет к повышению качества оказываемых услуг и эффективном использовании выделяемых средств. Созданная система ОМС развивалась довольно быстро и стала принципиально новой моделью так как здравоохранение теперь финансировалось через

специально сформированную структуру государственных внебюджетных фондов.

Выделяют следующие основные задачи.

Первая необходимость создания стабильного финансирования здравоохранения.

Вторая требовалось еще более улучшить качество медицинской помощи за счет создания здоровой правовой конкуренции между страховщиками.

Ни одна из выше изложенных задач не проверялась на результативность и реализуемость, по сути разработчики полагались только на собственное идеализированное представление, что в конечном итоге не оправдало запланированных ожиданий. Так планировалось определить размер страхового взноса в пределах 10,8-11,0% от фонда оплаты труда8. Но на деле норматив его составил только 3,6%. Кроме того, в систему ОМС направлялись взносы субъектов Федерации и органов местного




7Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 04.07.1991, N 27, ст. 920.

8Бадюков В.Ф. Основы страхования для бакалавров. / В.Ф. Бадюков. Ростов н /Д., 2013.

– С. 105.

самоуправления на страхование неработающего населения.

С самого начала для ОМС были характерны низкие тарифы страховых взносов, нестабильное финансовое положение плательщиков, недостаточное поступление денежных средств территориальные фонды от органов исполнительной власти за неработающую часть населения и использования средств ОМС для погашения дефицита бюджета и другие расходы. Объем финансирования никаким образом не увеличивался, а наоборот, сокращались бюджетные ассигнования здравоохранению на сумму средств, которые планировали собрать фонды ОМС,
что привело к формированию отрицательного отношения населения к медицинскому страхованию.

Медицинское страхование на этот момент играло важную роль и в период 1998-1999 гг. принимается ряд нормативных и законодательных актов различного уровня, наплавленных, прежде всего на стабилизацию и развитие экономики в целом и в целях развития самого рынка страхования:

  • Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О страховании»9.

Стоит отметить, что основная часть бюджета здравоохранения, минует систему ОМС, что затрудняет финансовое планирование, сдерживает совершенствование методов оплаты труда за конечный результат. Оставалась проблема с дифференциацией финансового обеспечения здравоохранения регионов в расчете на душу населения. Возможностью формирования нового эффективного механизма функционирования отрасли стала новая Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

В 2005 году было объявлено о создании национальных проектов предпосылками появления стали тенденции медико-демографического характера, низкий уровень оснащенности учреждений здравоохранения, предоставляющих населению первичную медико-санитарную помощь



9Федеральный закон от 31.12.1997 N 157-ФЗ (ред. от 17.07.1999) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании», «Российская газета», N 1, 04.01.1998, «Собрание законодательства РФ», 05.01.1998, N 1, ст. 4.

необходимым оборудованием, низкий уровень развития профилактического направления в здравоохранении, несостоятельность основных производственных фондов, недоступность медицинской помощи с применением высокоразвитых медицинских технологий.


Приоритетными для проекта стали развитие первичной медико- санитарной помощи, профилактического направления медицинской помощи, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Этот проект установил основные преобразования в системе здравоохранении, для обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью на любом этапе ее оказания – как при амбулаторном лечении, в стационарных учреждениях, так и в высокотехнологичных медицинских центрах.

1 января 2011 года на территории России вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об ОМС)10. У граждан, застрахованных в системе ОМС, появились новые права и обязанности. Данным законом предусмотрена разработка базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования.

Таким образом, за все годы медицинское страхование претерпело значительные изменения и должно в дальнейшем совершенствоваться, создавая хорошую социальную базу для граждан. От этого зависит дальнейшее благосостояние общества в целом.


    1. Общая характеристика российского законодательства в сфере медицинского страхования





10Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Российская газета», N 274, 03.12.2010, «Российская газета», N 275, 06.12.2010 (уточнение), «Собрание

законодательства РФ»,