ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
06.12.2010, N 49, ст. 6422, «Парламентская газета», N 64, 10-

16.12.2010.

Обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования населения, которое представляет систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания лицу, застрахованному в системе ОМС, медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом о медицинском страховании случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования11.

Медицинское страхование, прежде всего основывается на системе законодательства, в которую входят общие правовые акты, страховое законодательство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы, издаваемые органами исполнительной власти.

Общее законодательство представляют:

  • правовые акты, прежде всего к ним относятся Конституция Российской Федерации12, Гражданский кодекс Российской Федерации13 (далее по тексту ГК РФ) и др. Поскольку ими устанавливаются организационно правовые формы и порядок создания предприятий, договорные правоотношения и т.д., Глава 48 ГК РФ «Страхование» специально посвящена вопросам организации страхового дела.

Специальное законодательство
включает:

  • законы, регламентирующие ОМС;

  • указы Президента РФ.

В эту группу входят Закон об ОМС, в целом усиливающий гарантии




11Белых В.С. Страховое право / В.С. Белых, Н.В. Кривошеев. – М., 2013. – С. 92. 12«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-

ФКЗ), «Собрание законодательства РФ» 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

13Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

прав застрахованных граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, основные положения данного закона соответствуют положениям Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»14. Главные направления Закона об ОМС основываются на принципах данного закона. В первую очередь это проявляется во всеобщности характера ОМС, в наличии государственных гарантий защиты застрахованных лиц от различных социальных рисков, а также финансовая автономность системы ОМС. Одним из основных законов является также Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту

  • Закон об ООЗГ)15, который закрепляет основные права граждан в сфере как в целом здравоохранения так в частности в ОМС. Также к этой категории можно отнести Федеральный закон от 25 июня 2013 г. 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»16, Федеральный закон от 27 июля 2006 г.


152-ФЗ «О персональных данных»17 и др.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 16 июля 1999 года

№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закона об ОМС, других федеральных законов, законов субъектов РФ. Правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением ОМС на территории России, регулируются и другими нормативными правовыми актами, например,

14Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования» «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686, «Российская газета», N 139, 21.07.1999.

15Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ(ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Российская газета», N 263, 23.11.2011,

«Парламентская газета», N 50, 24.11-01.12.2011, «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724.

16Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ(ред. от 27.12.2018) «Об обращении лекарственных средств» «Российская газета», N 78, 14.04.2010, «Парламентская газета», N 19-20, 16-22.04.2010, «Собрание законодательства РФ», 19.04.2010, N 16, ст. 1815.

17Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» «Российская газета», N 165, 29.07.2006, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451, «Парламентская газета», N 126-127,
03.08.2006.

нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» основными принципами российской модели системы ОМС выступают обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи, устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств, создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Особенностью действующего ныне закона является то, что он регулирует как обязательное, так и добровольное медицинское страхование. Федеральная (базовая) программа ОМС (далее по тексту БП ОМС) устанавливает минимальный уровень гарантий прав граждан в сфере здравоохранения, который может быть расширен в территориальной программе субъекта Федерации. Однако в реальности она в большинстве регионов не отличается от федеральной программы из-за ограниченности их собственных средств.

Закон об ОМС выделяет участников и субъектов медицинского страхования определяя такие понятия, как обязательное
медицинское страхование, страховой риск, страховой случай, страховое обеспечение, застрахованное лицо, базовая и территориальная программа. Определен и порядок работы страховых компаний на российском рынке. Кроме того, законом устанавливаются и объекты страхования. Всю систему ОМС возглавляет государство, именно оно в законодательной форме обязывает

вносить средства для обеспечения общественных интересов, а также устанавливает форму социального страхования, между тем страховая защита тех или иных объектов в тесной взаимосвязи с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества.

Социальное страхование в нашей стране регламентировано Постановлением Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»18 данном нормативном акте, речь идет только о форме социального страхования при несчастных случаях возникающих на производстве, страхование от профессиональных заболеваний основной мотивацией этой категории страхования можно назвать повышение уровня социальной защиты застрахованных, в этом должны быть заинтересованы в первую очередь субъекты страхования. Они по задумке законодателя будут заинтересованы создавать все возможные условия для снижения профессиональных рисков и обеспечивать меры предупредительного характера для сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Данный закон никак не ограничивает права