Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ РЕФОРМ
-цель реформирования программ образования – развитие и создание качественно иной системы образования и обучения – дифференцированной
-основная форма дифференциации – распределение по разным типам учебных заведений, а так же на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНЫХ РФОРМ
-появление особых школ для одаренных детей, в обычных школах организовываются продвинутые классы (политика выявления талантливых детей для будущего «цвета наций»)
-введение в школы большинства ведущих стран пятидневной учебной недели
-возрастание экспериментальных школ как центра поиска иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания
-внедрение в школу технических средств, являются плодами нтр, развития новых технологий
-общественные организации учащихся
-воспитание политической культуры (гражданское воспитание)
-решение задач нравственного, интеллектуального физического, трудового воспитания учащихся
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
-в большинстве стран обучение начинается с 6 лет, Великобритании- с 5 лет, но обучение грамоте ведется и с дошкольного возраста, с 4-5 лет.
-оценка знаний осуществляется разнообразно: в рамках 5-бальной, 10-бальной, 100бальной, буквенной системы
-проблема второгодничества
-преобладающей формой организации учебного процесса является в конце ХХ- начала ХХI века классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий
-в практике учебных заведений встречается 2 типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское)
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХв
-советская модель образования
- западноевропейская модель образования
-американская модель образования
-японская модель образования
36. Система образования и педагогическая мысль в Республики Беларусь в конце ХХ – начале ХХI века.
В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках: невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе; отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества; завышенные требования учебных программ, отсутствие учета
индивидуальных запросов и возможностей личности; чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников; устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики; неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности. Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования: сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования; интеграция системы образования с наукой и культурой; формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества; разработка принципов совершенствования системы образования в РБ. Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач: переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы; разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников; трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и
практической направленности учебного материала; обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей; обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы; разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся; создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности. Принципы национальной системы образования: гуманизация и демократизация образования; доступность; равенство прав граждан на получение образования; единство образовательных и воспитательных задач; обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей; преемственность между уровнями и ступенями образования; опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.
37. Характеристика основополагающих документов о развитии образования в Республике Беларусь.
Белорусская школа 90-х, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Белорусской ССР" (1990), "Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь" ( Программа), Закон " О правах ребенка", "Концепция развития детского движения в Республике Беларусь", "Рекомендации по организации воспитательной работы", "Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь", " Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь", "Конституция Республики Беларусь".
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь была одобрена постановлением Коллегии Министерства образования РБ №24 от 30 ноября 1999г. В соответствии с данной Концепцией, была разработана программа ее реализации. Целями программы являются создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования воспитательных систем в различных типах образовательных учреждений; упорядочение их деятельности, ориентированной на развитие социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Задачи программы: способствовать повышению статуса воспитания в системе непрерывного образования в Республике Беларусь, расширению состава субъектов воспитания и координации их усилий; представить теоретические и нормативные ориентиры, помогающие педагогу принять ответственное решение по основным вопросам воспитательной работы в современных условиях; раскрыть основное содержание воспитания, которое позволит растущему человеку самоопределиться во всех сферах жизнедеятельности; стимулировать развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; активно внедрять современные технологии личностно-ориентированного
педагогического взаимодействия; задать ориентиры в работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом и личностном развитии; охарактеризовать ресурсное обеспечение процесса воспитания детей и молодежи в республике; раскрыть содержание основных направлений реализации Концепции и Программы воспитания.
38. Основные тенденции развития высшего образования в мире. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса.
Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране – демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.
Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают: 1.
Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы.Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы. 2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью,которая ивыступает важнойхарактеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения. 3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций, реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру, использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ
-цель реформирования программ образования – развитие и создание качественно иной системы образования и обучения – дифференцированной
-основная форма дифференциации – распределение по разным типам учебных заведений, а так же на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНЫХ РФОРМ
-появление особых школ для одаренных детей, в обычных школах организовываются продвинутые классы (политика выявления талантливых детей для будущего «цвета наций»)
-введение в школы большинства ведущих стран пятидневной учебной недели
-возрастание экспериментальных школ как центра поиска иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания
-внедрение в школу технических средств, являются плодами нтр, развития новых технологий
-общественные организации учащихся
-воспитание политической культуры (гражданское воспитание)
-решение задач нравственного, интеллектуального физического, трудового воспитания учащихся
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
-в большинстве стран обучение начинается с 6 лет, Великобритании- с 5 лет, но обучение грамоте ведется и с дошкольного возраста, с 4-5 лет.
-оценка знаний осуществляется разнообразно: в рамках 5-бальной, 10-бальной, 100бальной, буквенной системы
-проблема второгодничества
-преобладающей формой организации учебного процесса является в конце ХХ- начала ХХI века классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий
-в практике учебных заведений встречается 2 типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское)
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХв
-советская модель образования
- западноевропейская модель образования
-американская модель образования
-японская модель образования
36. Система образования и педагогическая мысль в Республики Беларусь в конце ХХ – начале ХХI века.
В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках: невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе; отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества; завышенные требования учебных программ, отсутствие учета
индивидуальных запросов и возможностей личности; чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников; устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики; неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности. Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования: сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования; интеграция системы образования с наукой и культурой; формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества; разработка принципов совершенствования системы образования в РБ. Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач: переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы; разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников; трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и
практической направленности учебного материала; обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей; обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы; разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся; создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности. Принципы национальной системы образования: гуманизация и демократизация образования; доступность; равенство прав граждан на получение образования; единство образовательных и воспитательных задач; обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей; преемственность между уровнями и ступенями образования; опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.
37. Характеристика основополагающих документов о развитии образования в Республике Беларусь.
Белорусская школа 90-х, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Белорусской ССР" (1990), "Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь" ( Программа), Закон " О правах ребенка", "Концепция развития детского движения в Республике Беларусь", "Рекомендации по организации воспитательной работы", "Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь", " Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь", "Конституция Республики Беларусь".
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь была одобрена постановлением Коллегии Министерства образования РБ №24 от 30 ноября 1999г. В соответствии с данной Концепцией, была разработана программа ее реализации. Целями программы являются создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования воспитательных систем в различных типах образовательных учреждений; упорядочение их деятельности, ориентированной на развитие социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Задачи программы: способствовать повышению статуса воспитания в системе непрерывного образования в Республике Беларусь, расширению состава субъектов воспитания и координации их усилий; представить теоретические и нормативные ориентиры, помогающие педагогу принять ответственное решение по основным вопросам воспитательной работы в современных условиях; раскрыть основное содержание воспитания, которое позволит растущему человеку самоопределиться во всех сферах жизнедеятельности; стимулировать развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; активно внедрять современные технологии личностно-ориентированного
педагогического взаимодействия; задать ориентиры в работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом и личностном развитии; охарактеризовать ресурсное обеспечение процесса воспитания детей и молодежи в республике; раскрыть содержание основных направлений реализации Концепции и Программы воспитания.
38. Основные тенденции развития высшего образования в мире. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса.
Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране – демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.
Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают: 1.
Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы.Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы. 2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью,которая ивыступает важнойхарактеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения. 3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает: признание дипломов, ученых степеней и квалификаций, реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру, использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ