Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Развитие школы и педагогики в 1930-е годы. В 1930г - введено обязательное начальное обучение в СССР. 15 мая 1934г – постановление Совета Народных Комиссаров «О структуре начальной и средней школы в СССР» -> на всей территории СССР были установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная (срок обучения 4 года); ФЗС и ШКМ-> неполная средняя (7-милетняя, включавшая и начальную); средняя (с общим сроком обучения -10 лет); Помимо структурных изменений в школах вводилось предметное обучение, стандартные программы и учебники, единый режим занятий. (Наркомпросс отвечал за реорганизацию!)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГГОГОВ. С 1931 г – повсеместно открываются краткосрочные курсы для подготовки учителей начальных школ. После 1930 г – расширена сеть педагогических техникумов (готовят учителей для начальной школы). 1933г – учреждены 2-хгодичные учительские институты (для подготовки учителей 5-7 классов). Заочное педагогическое образование в педтехникумах и институтах. Институты усовершенствования учителей (для повышения квалификации).
3. Школа в период великой отечественной войны(1941-1945гг.).
Происходит сокращение учебных планов и программ, введение военно-оборонных тем и военно-физической подготовки молодёжи, агротехническая подготовка молодёжи, идейно-политическое и патриотическое воспитание, борьба с безнадзорностью детей
Создаются новые заведения: с 1943г – школы рабочей молодежи , с 1944г – вечерние школы сельской молодёжи, возобновлена деятельность заочных школ с 5 по 9 классы, действовали «лесные школы» на оккупированной территории.
ШКОЛА В ГОДЫ ВОВ. Постановления: 1944г - «Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы». 1944г - «О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся. Октябрь 1943 г – организованна Академия педагогических наук РСФСР (Москва).
29. Педагогические взгляды и деятельность А.В. Луначарского, Н. К. Крупской.
Выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) сыграла огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Ближайший соратник В. И. Ленина, крупный теоретик советской педагогики, она совмещала государственную деятельность с разработкой вопросов марксистской теории воспитания. Большое внимание Надежда Константиновна уделяла организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания. Анализируя положение женщин-работниц и их детей в капиталистической России. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Надежда Константиновна внесла большой вклад в разработку теории дошкольного воспитания. Она считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада. Организацию общественного дошкольного воспитания детей ранее угнетавшихся национальностей нашей страны Н. К. Крупская рассматривала как важный фактор в преодолении пережитков прошлого, остатков национальной вражды и розни, религиозных предрассудков, обычаев, закрепощавших женщину. Н. К. Крупская хорошо знала и понимала психологию ребенка-дошкольника, требовала бережно относиться к его духовному миру, его потребностям и интересам. Н. К. Крупская рассматривала детский сад как составную часть общей системы народного образования, указывая, что между детским садом и школой должна быть установлена преемственность и в старшей группе детсада необходимо готовить детей к школе. Педагогические взгляды Н. К. Крупской продолжают обогащать науку,
помогают решать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием.
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933). Выдающийся советский государственный деятель, первый народный комиссар по просвещению. Сыграл большую роль в развитии дела народного образования в молодой советской стране. Вместе с Н.К. Крупской, Лепешинским разрабатывал основные вопросы теории и практики строительства социалистической школы, организации народного образования. Он один из составителей программных документов о школе "Положения о единой трудовой школе.", Основных принципов единой трудовой школы" Большое внимание уделял эстетическому воспитанию. Ставил перед учителями задачу учить детей находить красоту в самой жизни, в учении, в труде, в поступках человека, с малых лет приобщать детей к истинно прекрасном, учить их создавать, творить прекрасное. Высоко ценил профессию учителя, его роль в строительстве нового общества. "Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве. Он источник радостного перерождения для маленьких. Много ценных высказываний в работах Луначарского о нравственном и физическом воспитании. Большой заслугой Луначарского было сплочение лучших представителей науки и искусства на созидание новой школы и культуры. Труды А. В.Луначарского: "Что такое образование", "О связи обучения с воспитанием", "О воспитании нового человека", "Социологические предпосылки советской педагогики" и др.
30. С. Т. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию. Трудовая школа П. П. Блонского.
В 20-е годы широко развернул свою педагогическую и научную деятельность Шацкий. Им была создана Первая опытная станция по народному образованию, которая решала ряд важнейших практических и теоретических задач молодой советской педагогики. Особое внимание Шацкий уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественно полезной работой. В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С.Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя,
обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка. Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения - не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.
Блонский Павел Петрович(1884-1941) - педагог, психолог, философ, один из основоположников советской педологии, Обладал широкой эрудицией, превосходным знанием греческой философии, трудов известных отечественных и зарубежных педагогов. Всемирную известность принесла ему работа «Трудовая школа» (1919). Его высказывания о задачах трудовой школы, обоснование ее как учебного заведения, дающего научно-индустриальное образование, имели большое значение. Педагог сформулировал принципы работы трудовой школы: научность содержания образования, его политехнический характер, связь трудового обучения с общим образованием, учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка в процессе обучения и др. Целью воспитания Блонский считал всестороннее развитие человеческой личности, а средство ее достижения видел в соединении умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым и политехническим обучением. С его точки зрения, формирование новой школы являлось основой развития нового общества. для построения новой школы, реорганизации учебных программ. разработки новых методов обучения детей необходимы были не только педагогические, но и психологические и философские знания. Блонский был убежден, что правильно организованный педагогический процесс невозможен без знания индивидуальных особенностей детей. Обучение и воспитание должно происходить на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважения его личности, потребностей и интересов.
31. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко как педагога-новатора. Теория коллектива А.С. Макаренко. Макаренко А. С. (1888-1939) Известен как блестящий практик и писатель.( «пед. поэма» 1933; «Книга для родителей» 1937; «Флаги на башнях» 1938). Он связал свою научную деятельность с воспитательной практикой. Ядро учения Макаренко-
теория коллективного воспитания. Он разработал вопросы организации коллектива, методов воспитания в нём, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирование социальной дисциплины, создание воспитывающих традиций. Им выделены 3 стадии развития коллектива: создание, становление, и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. М. впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. Большая заслуга М. заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Он видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Детский коллектив по мнению М. должен обладать следующими признаками:1)мажор — основное качество жизни. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность».2)ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив 3)защищенность каждого в коллективе 4)внешняя красота и эстетика 5)присутствие игры в жизни коллектива. Можно выделить следующие концептуальные идеи и принципы технологии М.: 1)Концепция перспективных линий (ребенок должен понимать, зачем живет) «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». 2)Главный инструмент воспитания — коллектив “Только создав единый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора”3)Включение детей в совместную деятельность 4)Принцип оптимистической веры в ребенка 5)Принцип доверия 6)Принцип сочетания высочайших требований и уважения 7)Принцип параллельного воздействия (одновременное воздействие педагога на личность и на коллектив)Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. В этом принципе реализуется требование коллектива - “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия” не исключает, однако, применения “принципа индивидуального действия” - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника 8)Идея разновозрастных отрядов 9)Использование соревнования и игры в жизни детей. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал М., должен играть, “надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь”.10)Включение коллектива в систему широких социальных связей.
32. Задачи и проблемы советской школы в годы Великой Отечественной войны. Развитие советской школы в послевоенные годы (1945- 1958 гг.).
В чрезвычайно сложном положении оказалась советская школа в годы ВОВ. На территории Беларуси оккупанты закрыли все высшие и средние учебные заведения. Только в тех населенных пунктах, где размещались немецкие гарнизоны, работали отдельные начальные «народные» школы, в которых проводилась политика онемечивания. Преподавание русского и белорусского языков было запрещено. Учителя и учащиеся принимали активное участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков: они сражались в партизанских отрядах, участвовали в боевых операциях, передавали партизанам сведения о враге, уходили в подполье. В зонах партизанского движения создавались лесные школы, где учителя-партизаны обучали детей родному языку, арифметике, истории, географии, пению, рукоделию. Работая в исключительно сложных условиях (в землянках, крестьянских хатах, без учебников и тетрадей), школы стремились решать задачи обучения и военно-патриотического, идейно-политического воспитания в неразрывной связи. В районах боевых действий школьные здания были разрушены, заняты под казармы, госпитали. В военные годы принимается ряд постановлений партии и правительства, касавшихся школы: «Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы» (1944), «О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся» (1944). Учебные планы и программы сокращались, вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка молодежи. В