Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
послевоенные годы приоритетное направление школьной политики стало всеобще начальное и семилетнее обучение. Большие трудности-не хватало школьных зданий и оборудования. Положение исправил закон 1958 года « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» ( Обязательное 8 лет. образование; Восстановление совместного обучения мальчиков и девочек; Увеличение срока обучения в полной средней школе до 11 лет; Введение обязательной производственной подготовки; Появились ПТУ) реализация этого закона происходила в 2 этапа: 1) Улучшение материально технической базы (строительство зданий и оснащение оборудованием) 2) Пересмотр содержания образования (введение факул. курсов и дифференцированного обучения в старших классах). Средняя школа получила название «общеобразовательная политехническая трудовая средняя школа с производственной деятельностью». Основной акцент делался на трудовое обучение. Предполагалось что уч. старших классов дважды в неделю будут работать в мастерских, на заводах и фабриках. И в месте с аттестатом об образовании получат свидетельство о раб.квалификации.
33. Развитие системы народного образования в СССР в 1960- 1992гг.
1.Особенности системы образования в СССР в 50-60е г 20 века
В 1949 г – переход к обязательному семилетнему образованию. На базе средней школы стали открываться профессионально-технические училища (с курсом на 1-2 года) для подготовки рабочих высокой квалификации. Большое развитие получили созданные в 1943 году школы рабочей и сельской молодёжи (вечерние и сменные). Для улучшения воспитания детей был создан новый тип школы – школа-интернат. 1945 г – «Положение от улучшении подготовки учителей». На базе средней школы и двух лет в пед училище.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ШКОЛЕ. 1958г – принимается Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар образования в СССР», который установил в стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование. 1966г постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 1. Улучшение матер-технической базы школ. 2. Пересмотр содержания образования в ср школе, перестройке учебно-воспитательного процесса: изменение учебных планов (теперь систематическое изучение основ наук с 4 а не с 5 класса), введение факультативных курсов с 7 класса, введение дифференцированного обучения в старших классах некоторых школ, усилено внимание к воспитывающей функции общеобразовательной школы (введена должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы).
ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ К КОНЦУ 60-Х ГОДОВ. Разработан Типовой учебный план и учебные программы: отражение в них соответствующих периоду научных знаний, повышение идейно-патриотического уровня учебных курсов, сокращение справочно-информационного материала, который требовал заучивания, замена запоминания формул, правил, числовых показателей творческо-познавательной деятельностью учащихся, повышение жизненно-практической направленности содержания образования, его политехнического потенциала ( с 1966 – предмет: трудовое обучение)
НОВЫЕ ТИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: специализированные школы, школы с углублением изучением предметов, школы-комплексы, объединявшие все местные учреждения общественного воспитания, включая общеобразовательные школы, детские клубы, кружки детской самодеятельности, малокомплектная школа (в классе не достаточно большое количество участников, учитель вел таких два класса одномоментно).
2. Изменения в советской системе образования в 1970-е годы
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕЕНИЯ: получают распространение группы продлённого дня, появились межшкольные учебно-производительные комбинаты (упк), укрепляется и развивается сеть учреждений дошкольного образования. Был образован благоприятный климат для приемствования из нач шк в ср шк.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ: новое содержание обучения (сближение изучаемых в школе основ наук с важнейшими достижениями науки и практики), принимаются меры к разгрузке программ и учебников т сложного материала, переход на бесплатное пользование учебниками в школе(1977г), выпуск учебно-методической литературы для преподавателей
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ: создание в школах специально оборудованных предметных кабинетов с различными техническими средствами обучения, создание и применение н практике организованных в государственном масштабе учебных телевизионных передач
3. Реформа школы 1984 года
КРИЗИС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА 80-Х ГОДОВ
-бюрократизм, унификация, чрезмерная идеологизация образования; массовый охват, высокие показатели успеваемости скрывали низкий уровень подготовки, отсутствие кадров и финансовых ресурсов.
РЕФОРМА ШКОЛЫ 1984 ГОДА
Постановление от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы»: осуществлен переход на 11-летний срок обучения, обучение детей с 6 лет, вовлечение школьников (начиная с 1 класса) в общественно полезный производительный труд (ОППТ), тенденция профессионализации общеобразовательной школы, вводились новые предметы: «Ознакомление с окружающим миром»(1-2 класс), «Этика и психология семейной жизни», «Основы информатики и вычислительной техники» (10-11 класс).
34. Гуманистическая педагогическая концепция В.В. Сухомлинского.
В истории образования имя Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970), известного ученого-педагога, Героя Социалистического Труда, академика АПН СССР занимает достойное место среди самых талантливых имен педагогической науки. Началась его педагогическая деятельность в семнадцатилетнем возрасте в родной деревне Васильевка Кировоградской области в качестве преподавателя украинского языка и литературы. Впоследствии В.А. Сухомлинский получил образование в Полтавском учительском институте. На первое место в системе воспитательной работы В.А. Сухомлинский ставил формирование у учащихся идейности, гражданственности, активной жизненной позиции, а главное, настоящей человечности, под которой он понимал богатство духовного мира, интересов и потребностей, гармоничное единство общественного (большого) и личного (малого) в духовной жизни личности, её стремление к нравственному самосовершенствованию. Нравственное воспитание В.А. Сухомлинский считал необходимым начинать с первых шагов сознательной жизни ребенка и уже в младшем школьном возрасте, когда «душа податлива к эмоциональным воздействиям», советовал учить детей азбуке нравственности. Но только знать азбуку мало. Необходимо преобразовать знания в убеждения, что является сложнейшей задачей. Убеждения вырабатываются только на основе идейно богатой, действенной жизни коллектива и каждой личности. На пути нравственного воспитания В.А. Сухомлинский придавал большую роль чувствам, прежде всего таким, как сопереживание, добросердечность, сотрудничество. При этом он утверждал, что «учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании», и развивается это качество только в общественно полезной деятельности. Мыли об исключительно значимой роли чувств в воспитании не означали у педагога приоритета эмоций над разумом, а заключались в гармонии «ума и сердца». Главными средствами воспитания В.А. Сухомлинский считал слово и пример. «Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников». На пути гражданского становления ребенка большое значение советский педагог отводил и таким средствам как окружение, коллектив, в котором ребенок вступает во взаимоотношения с природой и людьми; как традиции, которые формируются в этом коллективе – трудовые, национальные, культурные. Особое место в этом перечне занимает
труд. От труда, по мнению ученого-педагога, идут мощные нити к интеллектуальному, нравственному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению гражданской основы личности.
35. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине ХХ века.
1. Тенденция развития школьных систем в мире. Теоритической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НЕПРИРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека, доступность любого вида образования для каждого, гибкость системы образования, разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются обучающимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей личной стратегии образования
ПОЗИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ И ШКОЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20в: демократизация школьных систем, дифференциация образования, гуманистическая направленность образования, использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность и самостоятельность учащихся, модернизация классно-урочной системы, опытно-экспериментальная деятельность в области обучения и воспитания, педагогизация новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования
2. Дидактические концепции западной педагогики (традиционная, рационалистическая, феноменологическая). Концепции об обучении
ТРАДИЦИОННАЯ ПАРАДИГМА: сохранение консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей, образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культурного творчества, представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию, данная программа аргументируется в социопедагогических концепциях …
РАЦИОНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: разработчики концентрировали усилия прежде всего на проблеме усвоений знаний и практической адаптации молодёжи через образование к существующему обществу, всякая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений, навыков, которыми следует овладеть в процессе образования.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: разработчик а. маслоу, гуманистические направления образования, индивидуализация обучения, в теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных направления: социологизаторские и биологизаторские. Главная точка отсчета между ними – отношение к социальным и биологическим закономерностям воспитания.
3. Содержание и основные направления школьных реформ второй половины 20в
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. В этот период наблюдается тенденция быстрого развития дошкольного образования. - претерпело изменения начальное звено школы (срок обучения в ней от 6 до 8 лет, начало обучения с 5-6 лет), сближение с дошкольным звеном и включение структурно его в неполную среднюю школу, рост числа школ для учащихся различных этносов с обучением на родном языке, созданы учреждения коррекционно-развивающего обучения, после начальной школы дети переходят в неполную среднюю школу
ТИПОЛОГИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. - с 70-х гг резкое увеличение количества обучающихся в средней школе, началось объединение неравноценных школ в единое обязательно учебное заведение. Появилась сеть альтернативных учебных заведений: двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языке; школы для детей, испытывающие затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях, для детей с отклонением в поведении; авторские школы, где обучение ведется по оригинальной пед системе; школы, построенные на идеях педагогов прошлого
ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ. Частные школы охватывают в развитых странах от 6 до 15 % учащихся, наибольшее число их в старшем звене средней школы. Среди них многие школы являются конфессиональными, принадлежащими церкви. Наряду с ними созданы светские школы разных типов и уровней. Широко известны престижные, дорогостоящие, рассчитанные на элиту общества
ВУЗ ПРЕДСТАВЛЕНА ДВУМЯ ТИПАМИ: -университет; -высшая профессиональная школа (срок обучения 3-4 года)
СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА. -университет имеет 3-ступенчатую структуру
1. специалист среднего звена (2-3 года). Часть молодежи не проявляет особой склонности к вузовскому обучению, своё образование многие молодые люди заканчивают на этой ступени, а вуз тем самым поддерживает высокий общественный престиж, сохраняет высокие уровни образовательных стандартов
2. степень бакалавра дает законченное высшее образование по определенной специальности (2-3 года)
3. степень магистра (1-2 года). Обучающийся сдаёт ряд экзаменов, и представляет диссертацию.
На вечерних и заочных обучениях обучаются 15-20% учащихся. Развита сеть послевузовского образования для обновления профессиональных знаний.
33. Развитие системы народного образования в СССР в 1960- 1992гг.
1.Особенности системы образования в СССР в 50-60е г 20 века
В 1949 г – переход к обязательному семилетнему образованию. На базе средней школы стали открываться профессионально-технические училища (с курсом на 1-2 года) для подготовки рабочих высокой квалификации. Большое развитие получили созданные в 1943 году школы рабочей и сельской молодёжи (вечерние и сменные). Для улучшения воспитания детей был создан новый тип школы – школа-интернат. 1945 г – «Положение от улучшении подготовки учителей». На базе средней школы и двух лет в пед училище.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ШКОЛЕ. 1958г – принимается Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар образования в СССР», который установил в стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование. 1966г постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».
ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 1. Улучшение матер-технической базы школ. 2. Пересмотр содержания образования в ср школе, перестройке учебно-воспитательного процесса: изменение учебных планов (теперь систематическое изучение основ наук с 4 а не с 5 класса), введение факультативных курсов с 7 класса, введение дифференцированного обучения в старших классах некоторых школ, усилено внимание к воспитывающей функции общеобразовательной школы (введена должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы).
ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ К КОНЦУ 60-Х ГОДОВ. Разработан Типовой учебный план и учебные программы: отражение в них соответствующих периоду научных знаний, повышение идейно-патриотического уровня учебных курсов, сокращение справочно-информационного материала, который требовал заучивания, замена запоминания формул, правил, числовых показателей творческо-познавательной деятельностью учащихся, повышение жизненно-практической направленности содержания образования, его политехнического потенциала ( с 1966 – предмет: трудовое обучение)
НОВЫЕ ТИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: специализированные школы, школы с углублением изучением предметов, школы-комплексы, объединявшие все местные учреждения общественного воспитания, включая общеобразовательные школы, детские клубы, кружки детской самодеятельности, малокомплектная школа (в классе не достаточно большое количество участников, учитель вел таких два класса одномоментно).
2. Изменения в советской системе образования в 1970-е годы
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕЕНИЯ: получают распространение группы продлённого дня, появились межшкольные учебно-производительные комбинаты (упк), укрепляется и развивается сеть учреждений дошкольного образования. Был образован благоприятный климат для приемствования из нач шк в ср шк.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ: новое содержание обучения (сближение изучаемых в школе основ наук с важнейшими достижениями науки и практики), принимаются меры к разгрузке программ и учебников т сложного материала, переход на бесплатное пользование учебниками в школе(1977г), выпуск учебно-методической литературы для преподавателей
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ: создание в школах специально оборудованных предметных кабинетов с различными техническими средствами обучения, создание и применение н практике организованных в государственном масштабе учебных телевизионных передач
3. Реформа школы 1984 года
КРИЗИС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛА 80-Х ГОДОВ
-бюрократизм, унификация, чрезмерная идеологизация образования; массовый охват, высокие показатели успеваемости скрывали низкий уровень подготовки, отсутствие кадров и финансовых ресурсов.
РЕФОРМА ШКОЛЫ 1984 ГОДА
Постановление от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы»: осуществлен переход на 11-летний срок обучения, обучение детей с 6 лет, вовлечение школьников (начиная с 1 класса) в общественно полезный производительный труд (ОППТ), тенденция профессионализации общеобразовательной школы, вводились новые предметы: «Ознакомление с окружающим миром»(1-2 класс), «Этика и психология семейной жизни», «Основы информатики и вычислительной техники» (10-11 класс).
34. Гуманистическая педагогическая концепция В.В. Сухомлинского.
В истории образования имя Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970), известного ученого-педагога, Героя Социалистического Труда, академика АПН СССР занимает достойное место среди самых талантливых имен педагогической науки. Началась его педагогическая деятельность в семнадцатилетнем возрасте в родной деревне Васильевка Кировоградской области в качестве преподавателя украинского языка и литературы. Впоследствии В.А. Сухомлинский получил образование в Полтавском учительском институте. На первое место в системе воспитательной работы В.А. Сухомлинский ставил формирование у учащихся идейности, гражданственности, активной жизненной позиции, а главное, настоящей человечности, под которой он понимал богатство духовного мира, интересов и потребностей, гармоничное единство общественного (большого) и личного (малого) в духовной жизни личности, её стремление к нравственному самосовершенствованию. Нравственное воспитание В.А. Сухомлинский считал необходимым начинать с первых шагов сознательной жизни ребенка и уже в младшем школьном возрасте, когда «душа податлива к эмоциональным воздействиям», советовал учить детей азбуке нравственности. Но только знать азбуку мало. Необходимо преобразовать знания в убеждения, что является сложнейшей задачей. Убеждения вырабатываются только на основе идейно богатой, действенной жизни коллектива и каждой личности. На пути нравственного воспитания В.А. Сухомлинский придавал большую роль чувствам, прежде всего таким, как сопереживание, добросердечность, сотрудничество. При этом он утверждал, что «учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании», и развивается это качество только в общественно полезной деятельности. Мыли об исключительно значимой роли чувств в воспитании не означали у педагога приоритета эмоций над разумом, а заключались в гармонии «ума и сердца». Главными средствами воспитания В.А. Сухомлинский считал слово и пример. «Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников». На пути гражданского становления ребенка большое значение советский педагог отводил и таким средствам как окружение, коллектив, в котором ребенок вступает во взаимоотношения с природой и людьми; как традиции, которые формируются в этом коллективе – трудовые, национальные, культурные. Особое место в этом перечне занимает
труд. От труда, по мнению ученого-педагога, идут мощные нити к интеллектуальному, нравственному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению гражданской основы личности.
35. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине ХХ века.
1. Тенденция развития школьных систем в мире. Теоритической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НЕПРИРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека, доступность любого вида образования для каждого, гибкость системы образования, разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются обучающимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей личной стратегии образования
ПОЗИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ И ШКОЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20в: демократизация школьных систем, дифференциация образования, гуманистическая направленность образования, использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность и самостоятельность учащихся, модернизация классно-урочной системы, опытно-экспериментальная деятельность в области обучения и воспитания, педагогизация новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования
2. Дидактические концепции западной педагогики (традиционная, рационалистическая, феноменологическая). Концепции об обучении
ТРАДИЦИОННАЯ ПАРАДИГМА: сохранение консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей, образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культурного творчества, представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию, данная программа аргументируется в социопедагогических концепциях …
РАЦИОНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: разработчики концентрировали усилия прежде всего на проблеме усвоений знаний и практической адаптации молодёжи через образование к существующему обществу, всякая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений, навыков, которыми следует овладеть в процессе образования.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: разработчик а. маслоу, гуманистические направления образования, индивидуализация обучения, в теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных направления: социологизаторские и биологизаторские. Главная точка отсчета между ними – отношение к социальным и биологическим закономерностям воспитания.
3. Содержание и основные направления школьных реформ второй половины 20в
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. В этот период наблюдается тенденция быстрого развития дошкольного образования. - претерпело изменения начальное звено школы (срок обучения в ней от 6 до 8 лет, начало обучения с 5-6 лет), сближение с дошкольным звеном и включение структурно его в неполную среднюю школу, рост числа школ для учащихся различных этносов с обучением на родном языке, созданы учреждения коррекционно-развивающего обучения, после начальной школы дети переходят в неполную среднюю школу
ТИПОЛОГИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. - с 70-х гг резкое увеличение количества обучающихся в средней школе, началось объединение неравноценных школ в единое обязательно учебное заведение. Появилась сеть альтернативных учебных заведений: двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языке; школы для детей, испытывающие затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях, для детей с отклонением в поведении; авторские школы, где обучение ведется по оригинальной пед системе; школы, построенные на идеях педагогов прошлого
ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ. Частные школы охватывают в развитых странах от 6 до 15 % учащихся, наибольшее число их в старшем звене средней школы. Среди них многие школы являются конфессиональными, принадлежащими церкви. Наряду с ними созданы светские школы разных типов и уровней. Широко известны престижные, дорогостоящие, рассчитанные на элиту общества
ВУЗ ПРЕДСТАВЛЕНА ДВУМЯ ТИПАМИ: -университет; -высшая профессиональная школа (срок обучения 3-4 года)
СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА. -университет имеет 3-ступенчатую структуру
1. специалист среднего звена (2-3 года). Часть молодежи не проявляет особой склонности к вузовскому обучению, своё образование многие молодые люди заканчивают на этой ступени, а вуз тем самым поддерживает высокий общественный престиж, сохраняет высокие уровни образовательных стандартов
2. степень бакалавра дает законченное высшее образование по определенной специальности (2-3 года)
3. степень магистра (1-2 года). Обучающийся сдаёт ряд экзаменов, и представляет диссертацию.
На вечерних и заочных обучениях обучаются 15-20% учащихся. Развита сеть послевузовского образования для обновления профессиональных знаний.