Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель. Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. Раньше всего оформились монастырские школы. Учителя были духовные лица, получившие навыки учебной работы. При церквях в приходах открывались приходские школы. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали их чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Курс обучения в монастырях и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика, а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

Воспитание светских феодалов. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Чтение и письмо не были обязательными для рыцарского сословия. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу. С 14 лет, с вручением меча, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием, по достижению 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья воспитывались дома. Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и др. богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения (входила проза, поэзия, классические языки, пение и др.), они готовились стать светскими дамами.

В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове.
Средневековый университет, как правило, имел 4 факультета: артистический, где изучались «семь свободных искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, юридическом, медицинском факультетах, где срок обучения составлял 6-7 лет. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия — уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

3. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века) за рубежом.

В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали тогда высшей ценностью на земле. Педагоги-просветители (гуманисты) эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания Витторино да Фельтре (XVв.). Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы были классические языки (латинский, греческий), литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически (верховая езда, бег, борьба, военизированные игры). Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети.


Франсуа Рабле – французский писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критикует воспитание того времени (отказ от физических и умственных нагрузок порождают лень, болезнь, скуку) и представляет идеал гуманистического воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного человека.

Эразм Роттердамский – жил в Голландии, в Париже, в Англии. В своем сатирическом произведении«Похвала Глупости» высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка в обучении, заинтересовывать его учением.

Томазо Кампанелла – итальянский философ-мыслитель написал трактат-утопию «Город Солнца» (1602 г.), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактовке описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

Томос Мор – английский мыслитель, в своем труде «Остров Утопия» или «Золотая книжка столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – воспитание, нравственные черты, отличающие гармонию развитого человека. Государственные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек.

Итак, главными идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному
, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.

Гуманистические идеалы Возрождения находились в реальном противоречии с характером реальной общественной жизни эпохи. Они были настолько устремлены в будущее, что оказались не только совершенно недоступными массовому сознанию, но и неприемлемыми для многих носителей «теоретического разума».

4. Политика Реформации в области образования и воспитания в зарубежных странах.

Деятели Реформации быстро осознали роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей. Они доказывали необходимость распространения образования значительно приближенного к жизни, чем традиционная школа, и ориентированного на охват более широких масс населения, чем это было ранее. Идеологи Реформации выдвинули прогрессивный лозунг о всеобщем образовании детей всех сословий на родном языке. В 1524 г. Мартин Лютер обратился к городскому самоуправлению с призывом открыть доступные начальные школы для всего населения. Он настойчиво убеждал родителей отправлять детей в школу, начиная с 6 – 7 лет. Организовал пребывание детей в школе не менее двух часов ежедневно. Указывал на необходимость специальной подготовки учителей. Для того чтобы сделать Библию доступной каждому, посвятил 15 лет ее переводу на немецкий язык. Мартин Лютер выдвинул программу широкого гуманитарного образования, в центре которого стояла задача воспитания мальчиков и девочек в духе христианских добродетелей, трактуемых с реформаторских позиций. Большое значение Лютер придавал изучению древних языков (греческого и латинского), чтению классических текстов. Школа, по мнению Лютера, должна была готовить людей и для духовной, и для светской деятельности, помогать человеку, становиться человеком посредством его систематического обучения и воспитания, ибо таковым он от рождения не является. Мартин Лютер активно выступал за открытие новых школ повышенного типа для будущих проповедников, юристов, медиков, перестраивая их работу в духе своего течения. Просвещение, по его мнению, должно было помочь в решении центральной проблемы реформаторского движения – поставить внутреннюю религиозность человека на место внешней религиозности, а веру в авторитет заменить авторитетом веры. Последователи Мартина Лютера Филипп Меланхтон и Иоганн Штурм в 20 – 30-е гг. XVI в. создали новый тип школы, ставшей в дальнейшем основой для классической гимназии.
Филипп Меланхтон в 21 год был лектором, а затем профессор Виттенбергского университета, где читал лекции по философии, этике, физике, истории. Был составителем ряда учебников для протестантских университетов, разработал в 1528 г. учебный план, получивший название Саксонского устава. В этом школьном плане Меланхтон предлагал, во избежание переутомления детей, разделить их на классы, занятия вести в школе два часа до обеда и два часа после. В первом классе рекомендовалось обучать детей чтению, религии (главные молитвы), пению, одновременно дети учились писать по латыни и ежедневно должны были показывать учителю свои письменные работы. Во втором классе дети изучали грамматику, пение и закон Божий. Кроме этого занимались чтением басен Эзопа, произведений римских поэтов и музыкой. В третьей классе учащиеся продолжали изучать римских писателей (Вергилий, Цицерон), сочиняли стихи, обучались риторике, диалектике и закону Божию. Работавшие по этому плану школы получили название гимназий.

Таким образом, Реформация и протестантизм, в частности, вначале выступили с отрицанием католического догматизма, консерватизма, религиозной нетерпимости и привилегий католического духовенства. Однако протестантские университеты скоро выродились в такие же теологические учебные заведения, какими были и раньше. Вместо католического засилья в них стало господствовать – протестантское. Преподавание снова ушло в узкий круг чисто церковных, теологических интересов. А в средних школах и университетах расцвело направление известное под названием неосхоластика.

В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремлений гуманистов Возрождения. Педагогические идеалы Реформации реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Значительно большее внимание развитию образования в это же время стала уделять и католическая церковь, пытавшаяся превратить школу в один из действенных инструментов политики Контрреформации.

5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века. Воспитание и обучение у древних славян. Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII – IX вв., когда возник новый славянский письменный язык (старославянский или староболгарский).