Файл: Отчет по учебной практике Выполнил студент 2 курса гр. Пнк921.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Задачи учебной рабочей программы:
Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:
Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
Наличие признаков нормативного документа.
Учет основных положений образовательной программы школы.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
Системность и целостность содержания образования.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
программы по учебным предметам;
программы дополнительного образования;
программы элективных курсов;
программы факультативных занятий.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.
Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.
Структура рабочей программы.
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
содержание учебного предмета, курса;
тематический план;
требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
список литературы (основной и дополнительной);
учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Титульный лист содержит:
наименование общеобразовательного учреждения;
грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;
название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;
указание класса, параллели, на которой изучается программа;
год составления программы.
Титульный лист – «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы: содержит наименование образовательного учреждения, а также название учебного предмета с указанием классов, в которых будет реализована программа, и года ее разработки. Кроме того, на титульном листе под наименованием учреждения располагаются гриф рассмотрения и принятия программы педагогическим (методическим) советом и гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения.
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) программы с указанием должностей, а также сведения о рецензентах (внутренней и внешней рецензий) и прочие данные о внешней экспертизе программы, например результаты рассмотрения программы на районном (городском) методическом объединении учителей физической культуры. Также следует указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.
В пояснительной записке к программе должны быть отражены:
место учебного предмета «русский язык» в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в формировании двигательных умений и навыков, ключевых компетенций;
Новизна и отличия рабочей программы от примерной: краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;
особенности организации учебного процесса по русскому языку и литературе в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года;
сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;
внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);
педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета
является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебными предметами «Русский язык», «Литература»;
конечная система знаний, способов деятельности;
перечень формируемых умений и навыков ;
перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.
Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
Задачи учебной рабочей программы:
Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:
Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Функции программы определяют следующие требования к ней:
Наличие признаков нормативного документа.
Учет основных положений образовательной программы школы.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
Системность и целостность содержания образования.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
программы по учебным предметам;
программы дополнительного образования;
программы элективных курсов;
программы факультативных занятий.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.
Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.
Структура рабочей программы.
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
содержание учебного предмета, курса;
тематический план;
требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
список литературы (основной и дополнительной);
учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Титульный лист содержит:
наименование общеобразовательного учреждения;
грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;
название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;
указание класса, параллели, на которой изучается программа;
год составления программы.
Титульный лист – «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы: содержит наименование образовательного учреждения, а также название учебного предмета с указанием классов, в которых будет реализована программа, и года ее разработки. Кроме того, на титульном листе под наименованием учреждения располагаются гриф рассмотрения и принятия программы педагогическим (методическим) советом и гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения.
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) программы с указанием должностей, а также сведения о рецензентах (внутренней и внешней рецензий) и прочие данные о внешней экспертизе программы, например результаты рассмотрения программы на районном (городском) методическом объединении учителей физической культуры. Также следует указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.
В пояснительной записке к программе должны быть отражены:
место учебного предмета «русский язык» в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в формировании двигательных умений и навыков, ключевых компетенций;
Новизна и отличия рабочей программы от примерной: краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;
особенности организации учебного процесса по русскому языку и литературе в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года;
сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;
внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);
педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета
является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебными предметами «Русский язык», «Литература»;
конечная система знаний, способов деятельности;
перечень формируемых умений и навыков ;
перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.
Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.