Файл: Федеральное агенство воздушного транспорта иркутский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования московский государственный технический университет гражданской авиации (мгту га).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» (МГТУ ГА)
Факультет ТТП
Технология транспортных процессов Специальность 23.03.01
Предмет: Организация доступной среды на транспорте.
Тема: «Общие сведения о потребностях маломобильных групп населения на объектах транспортной инфраструктуры. Организация доступной среды аэропорта Шереметьево»
Выполнил: студентка заочной формы обучения
учебной группы ТТП3з-191
ФИО: Софьянникова К. Д.
Проверил: Максимов В.В.
г. Иркутск 2023
Содержание
Введение | 3 |
Основная часть | 4 |
РАЗДЕЛ 1. «Действия работников транспортного комплекса при оказании ситуационной помощи» | 4 |
РАЗДЕЛ 2. «Опыт аэропорта Шереметьево по созданию и организации доступной среды» | 26 |
Заключение | 36 |
Список литературы | 37 |
Введение
Обеспечение доступной среды для маломобильных групп населения является одним из приоритетных направлений государственной политики.
В течение последних нескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положений Конвенции о правах инвалидов актуализирована правовая база для создания доступной среды для инвалидов. Конвенцией о правах инвалидов рекомендовано предоставлять при обслуживании инвалидов различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников. Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 19.12.2020), установлена необходимость имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание работниками организации помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг инвалидами наравне с другими лицами.
В зависимости от формы инвалидности лицо сталкивается с определёнными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми.
Барьеры могут принимать разные формы:
-
физические – барьеры во внешней среде, прежде всего, на объектах социальной инфраструктуры; -
информационные – барьеры, возникающие под воздействием формы и содержания информации.
КОСГУ – одна из многочисленных классификаций инвалидов, определённая Правительством РФ в лице Министерств труда и здравоохранения, используется для разделения людей с ограниченными возможностями по характеру имеющихся у них нарушений. Буквенный код инвалиду устанавливается в учреждениях МСЭ с последующим его занесением в справку инвалида.
Основная часть
РАЗДЕЛ 1. «Действия работников транспортного комплекса при оказании ситуационной помощи»
Для обеспечения доступа инвалидам наравне с другим населением к социально-значимым объектам, необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося и инвалида нарушения здоровья.
«Ситуационная помощь» - это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Такую помощь будут обязаны обеспечивать собственники объектов, операторы услуг при осуществлении своей основной деятельности. Все инвалиды, для организации работ по оказанию ситуационной помощи на объектах социальной инфраструктуры, объединяются в пять групп с учетом специфических потребностей в помощи для передвижения и оказания услуг:
-
инвалиды с нарушением слуха (далее по тексту код Г); -
инвалиды с нарушением зрения (далее по тексту код С); -
инвалиды, использующие для передвижения кресло-коляску (далее по тексту код К); -
инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее по тексту код О); -
инвалиды с нарушением интеллекта (далее по тексту код И).
В основе организации работ предприятий и учреждений социальной инфраструктуры по оказания ситуационной помощи инвалидам лежат следующие основные инструменты:
-
выбор и согласование с общественными организациями инвалидов технологии оказания ситуационной помощи различным группам инвалидов; -
подготовка менеджеров предприятий и учреждений для организации обслуживания и оказания ситуационной помощи инвалидам; -
подготовка персонала для понимания потребностей различных групп инвалидов в помощи, общения и оказания помощи; -
оборудование прилегающей территории и предприятий и учреждений социальной инфраструктуры для оказания эффективной ситуационной помощи инвалидам; -
разработки и согласования с общественными организациями инвалидов ежегодных и перспективных планов работ по повышению качества ситуационной помощи для инвалидов с учетом их первоочередных потребностей и приоритетов; -
проведение внешнего аудита качества и доступности ситуационных услуг для инвалидов экспертами общественных организаций инвалидов.
Стоит отметить, что классификация КОСГУ не является главной,
базовой по отношению к гражданам РФ с ограниченными возможностями, но
она делает актуальным вопрос о социальном обеспечении инвалидов, об
адекватной помощи в их повседневной жизни. Эти категории разработаны
для определения доступности того или иного объекта, в результате чего
создаётся паспорт ОСИ (объекта социальной инфраструктуры), т.к. инвалид
с определённым ограничением может попасть без посторонней помощи или
самостоятельно далеко не на каждый объект, чтобы получить необходимую
ему услугу.
Для обеспечения инвалидам доступа к социально значимым объектам
сотрудникам соответствующих учреждений необходимо оказывать
ситуационную помощь. Ситуационная помощь – это помощь, оказываемая
инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все
услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Такую помощь
обязаны обеспечивать собственники объектов, операторы услуг и иные при
осуществлении своей основной деятельности.
Инвалидам должны оказываться следующие виды ситуационной помощи:
-
помощь при сопровождении в организации; -
помощь при входе и выходе в организации; -
помощь при передвижении в организациях; -
помощь при выполнении действий самообслуживания; -
помощь при ориентации; -
помощь при составлении документов; -
помощь при оплате услуг.
Основные инструменты работы авиационных предприятий по обеспечению условий доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов
При организации работ по обеспечению доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов авиационным предприятиям рекомендуется:
1. Разработка и закрепление в организационно-распорядительных документах решений по обеспечению доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов.
Реализация данного мероприятия позволит авиационным предприятиям установить процедуры организации и оказания услуг пассажирам из числа инвалидов с учетом действующих нормативных документов и настоящих методических рекомендаций, сроки их выполнения и ответственные структуры, информировать потребителей услуг о наличии таких документов и их содержании, планировать и ориентировать результаты работ по созданию «безбарьерной среды» в авиационном предприятии на достижение конкретных значений показателей доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов. Допускается показатели доступности совмещать в одном документе или одной группе документов по вопросам планирования и(или) реализации мероприятий по повышению значений показателей качества услуг в сфере воздушных перевозок пассажиров.
2. Разработка и утверждение авиационным предприятием плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов, подлежащих реализации в течение определенного периода времени с указанием ответственных лиц. Такие документы относятся к организационно-распорядительным. Они могут включать организационно-технологические и финансовые мероприятия по повышению доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов, в том числе с учетом позиции общественных организаций инвалидов. План(ы) мероприятий рекомендуется разрабатывать на период не более трех лет с детализацией мероприятий на краткосрочную перспективу (один год).
3. Разработка и принятие приложений по качеству наземного обслуживания пассажирских перевозок инвалидов (SLA) к договорам на наземное обслуживание между аэропортами и перевозчиками, учитывающих приоритетные потребности пассажиров из числа инвалидов и взаимные обязательства, принятые перевозчиками и аэропортами по вопросам обеспечения доступности услуг и их качеству в целом в отношении таких пассажиров.
4. Информационное обеспечение процессов организации воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов, которое включает:
-
информирование перевозчика или агента перевозчика о наличии на рейсе пассажиров из числа инвалидов, при бронировании и покупке авиапассажирской перевозки не менее чем за 48 часов до выполнения рейса или в другие периоды, согласованные между перевозчиками пассажиров воздушных судов и аэропортами, об имеющихся ограничениях передвижения и необходимой ситуационной помощи, а также о потребности перевозки и технических характеристиках кресла-коляски (вес, тип аккумуляторов) и(или) других технических средств реабилитации; -
информирование перевозчиком или агентом перевозчика аэропортов о наличии на рейсе пассажиров из числа инвалидов и необходимой им ситуационной помощи при наземном обслуживании воздушных перевозок не менее, чем за 48 часов до выполнения рейса, или в другие периоды, согласованные перевозчиком или агентом перевозчика с аэропортами.
5. Подготовка персонала авиационных предприятий для проведения работ по созданию «безбарьерной среды» и обеспечению доступности воздушных перевозок пассажирам из числа инвалидов, оказания им необходимой ситуационной помощи при обслуживании с учетом специфических потребностей различных категорий инвалидов (по слуху, зрению, по слуху и зрению одновременно, на кресле-коляске, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с когнитивными нарушениями).
6. Разработка и применение эффективных технологий обслуживания воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов, включая технологии ситуационной помощи, с учетом установленных процедур и специфики обслуживания таких пассажиров, технических характеристик объектов инфраструктуры, воздушных судов и их оборудования, реализуемых мероприятий по повышению значений доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов, эффективного соотношения расходов на формирование «безбарьерной среды» и обеспечение условий доступности услуг для пассажиров из числа инвалидов. Указанные технологии рекомендуется разрабатывать с привлечением общественных организаций инвалидов.
7. Разработка и внедрение в аэропортах обслуживающей организацией схем движения пассажиров из числа инвалидов каждой категории с учетом обеспечения доступных для них зон и путей движения. Разработка схем расположения мест размещения пассажиров из числа инвалидов для перевозки на воздушном судне с учетом его технических характеристик и оборудования, требований к обеспечению безопасности полетов и специальных потребностей пассажиров из числа инвалидов.
8. Организация информирования пассажиров из числа инвалидов в доступной для них форме о(об):
-
особенностях обслуживания воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов и оказания им ситуационной помощи; -
доступности для пассажиров из числа инвалидов воздушных судов (кресел, мест в салоне для перевозки, туалетных кабин, раскладных бортовых кресел для передвижения от кресла до туалетной кабины, входных дверей, ограничений по одновременно перевозимому на рейсе количеству пассажиров из числа инвалидов, мест для перевозки пассажиров из числа инвалидов в сопровождении собаки-проводника, особенностях перевозки различных видов кресел-колясок и иных технических средств реабилитации); -
схемах движения пассажиров из числа инвалидов по прилегающей территории и объектам наземной инфраструктуры с указанием мест вызова и ожидания ситуационной помощи, обслуживания пассажирских перевозок, оказания бытовых и сервисных услуг; -
маршрутах и расписании движения пассажирского транспорта общего пользования, доступного для пассажиров из числа инвалидов, к объектам наземной инфраструктуры аэропорта; -
контактных номерах телефонов и веб-сайте(ах) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для получения информации и справок, в доступной для различных категорий инвалидов форме, необходимых для принятия ими решения и последующего осуществления воздушной перевозки; -
схемах движения транспортных средств, перевозящих пассажиров из числа инвалидов по прилегающей территории аэропорта, местах стоянок и посадки/высадки пассажиров, бронировании стоянок; -
рекомендациях для подготовки к воздушной перевозке, наличии ассистивного оборудования и правилах его использования пассажирами из числа инвалидов в аэропорту и на борту воздушного судна; -
порядке подачи, рассмотрения, удовлетворения жалоб и предложений.