Файл: Федеральное агенство воздушного транспорта иркутский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования московский государственный технический университет гражданской авиации (мгту га).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Барьерами также является: отсутствие информации о доступных путях
для передвижения, местах отдыха, пассажирских креслах, бытовых услугах
и обслуживании.

При оказании ситуационной помощи инвалиду:

1. Информируйте его о доступных маршрутах передвижения, местах отдыха и пассажирских креслах, которые доступны с учетом ограничений мобильности (кресла, имеющие подъемные подлокотники), местах, оборудованных для вызова и ожидания помощи.

2. Предложите ему помощь в передвижении, при необходимости
и возможности - кресло-коляску.

3. Поддерживайте его под локоть руки, в которой нет оборудования для передвижения, или предложите взять вас под локоть с удобной для него стороны.

4. Предложите и окажите необходимую помощь в перемещении, снятии и одевании верхней одежды, перемещении и размещении ручной клади и личных вещей, открывании дверей, занятии места, открытии и закрытии двери, размещении оборудования, используемого для передвижения.
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении

Помните, что кресло-коляска — это часть индивидуального пространства человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить кресло-коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать кресло-коляску, сначала катите ее медленно. Кресло-коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест для инвалида, испытывающего трудности при передвижении. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или «барьеры» и как их можно устранить. Не надо хлопать человека, находящегося в кресле-коляске, по спине или по плечу. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову. Если существуют барьеры на пути движения, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Не думайте, что необходимость пользоваться креслом-коляской – это трагедия. Это способ свободного передвижения. Есть люди, пользующиеся креслом-коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Кресло-коляску они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Ситуационная помощь пассажирам из числа инвалидов с нарушением зрения.

Для инвалидов с нарушениями зрения «барьерами» различной степени сложности могут быть: отсутствие доступной информации (тактильной или аудио) о направлении путей движения, информационных указателей, преграды на пути движения, неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи в получении информации и ориентации.

При обслуживании перевозок пассажиров из числа инвалидов, путешествующих в сопровождении собаки-проводника, следует помнить, что собака-проводник все время находится рядом с хозяином. При перевозке она должна иметь ошейник, намордник и находиться возле пассажира, которого она сопровождает. В аэропортах должна быть предусмотрена возможность и услуга по выгулу собак-проводников.
Основные приемы оказания ситуационной помощи для передвижения инвалидов с нарушением зрения:

Встаньте впереди инвалида по зрению с левой от него стороны. Прижмите вашу правую руку к пояснице. Инвалид возьмет вас под локоть правой руки своей левой рукой (в правой руке у него трость). Далее он будет двигаться следом за вами. При ограниченном пространстве, например, в салоне воздушного судна, встаньте спереди, предложите инвалиду положить левую руку вам на плечо, идите спереди, информируя инвалида о препятствиях по пути движения.
При движении по лестнице необходимо соблюдать следующие правила:

1. Остановитесь перед первым шагом на ступеньки и предупредите инвалида о начале подъема.

2. Двигайтесь по ступенькам, держась за перила, предупреждая инвалида о каждом перепаде высоты и длины ступеней.

3. Не предлагайте инвалиду убрать трость, так как она позволяет получить ему дополнительную информацию при передвижении.

4. Инвалид следует за вами, сзади, отставая на одну ступеньку, держась за вашу руку.

5. Остановитесь, после окончания движения по лестнице.

Для оказания помощи при посадке в пассажирское кресло:

1. Подведите инвалида к пассажирскому креслу, положите его руку на спинку пассажирского кресла.

2. Уточните ориентацию пассажирского кресла по отношению к положению инвалида и салону.

3. Инвалид самостоятельно без вашей дальнейшей помощи примет решение, как и когда ему сесть в пассажирское кресло.

Для оказания помощи при посадке в автомобиль:

1. Откройте дверь транспортного средства для посадки.

2. Положите свободную руку незрячего на ручку двери автомобиля. Он сам


ее открывает, проверит рукой сидение, конфигурацию и высоту проема.

3. Если дверь в транспортное средство открыта – наведите руку незрячего на ее верхний край.

4. Инвалид занимает место в салоне автомобиля самостоятельно.
Правила этикета при общении с инвалидами по зрению.

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. Незрячий человек сам объяснит вам, как лучше это сделать (попросит разрешения положить свою руку на плечо сопровождающего, предпочитает взять сопровождающего под локоть, попросит взять под локоть его самого, кому-то достаточно устных подсказок).

Ручную кладь, верхнюю одежду, личные вещи необходимо подать незрячему в руки, за исключением тех случаев, когда он сам говорит, в какое место надо положить. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь с ним увиденным. Обращайтесь с собаками-проводниками не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-проводником. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его сопровождающему лицу. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека – это означает «видеть руками», осязать.


Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, например: «Ваше пассажирское кресло находится дальше». Старайтесь быть точными: «Пассажирское кресло находится справа через два метра».
Ситуационная помощь пассажирам из числа инвалидов с нарушением слуха

Для инвалидов с нарушениями слуха барьерами могут быть:

  • отсутствие возможности получения звуковой (аудио) информации
    об обслуживании, выполнении рейса, объявлениях, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях;

  • отсутствие возможности языкового общения с персоналом при оказании услуг;

  • отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли);

  • электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами;

  • отсутствие возможности получения услуг переводчика русского жестового языка, тифлосурдопереводчика для получения информации и общения, преодоления информационных барьеров.


Для общения и информирования инвалидов по слуху, используются:

  • жестовый язык;

  • набор фраз и визуальной информации на экране электронного устройства;

  • написание фраз и информационных сообщений;

  • связь через специалиста по жестовому языку посредством каналов
    и оборудования видеосвязи;

  • услуги переводчика жестового языка при прямом общении;

  • информационные терминалы.


Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, порогах, окружающих предметах, низких потолках и иных препятствиях, багажных полках и т.д. Не спешите: перед преодолением препятствия, дайте незрячему время осознать
его характер.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха

Разговаривая с человеком с нарушением слуха, смотрите прямо на него.
Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой, или дотроньтесь до плеча. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте, или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях, в полете, трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Для оказания ситуационной помощи пассажирам с инвалидностью по слуху организациям воздушного транспорта, при участии переводчиков жестового языка, рекомендуется включить в программы подготовки различных категорий персонала изучение фразеологии общения на жестовом языке.

Ситуационная помощь пассажирам из числа инвалидов с ментальными нарушениями

«Барьерами» различной степени для данной категории пассажиров с инвалидностью, как и для большинства людей в преклонном возрасте, может быть отсутствие понятной и простой для усвоения информации, отсутствие помощи в понимании информации с целью ориентации и передвижения.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, ментальные нарушения

Используйте доступную, простую фразеологию, выражайтесь точно и по предмету общения. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком. Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут. Информируя пассажира об обслуживании пассажирских перевозок или условиях их обслуживания, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обдумать каждый шаг после того, как вы объяснили ему. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли. Обращайтесь с данной категорией пассажиров так же, как вы бы обращались с другими людьми. При общении, обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, условия применения определенных тарифов, порядок обслуживания пассажирских перевозок, условия комфорта на борту воздушного судна, выполнение требований по безопасности, требований при осуществлении личных досмотров. Обращайтесь непосредственно к пассажиру. Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и изменений условий обслуживания.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими нарушениями могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь и обслуживание пассажирских перевозок. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями, как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют барьеры в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.