Файл: Грамматические нормы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400, 500, 600,

700, 800, 900





50-80

200-400

500-900

И.

пятьдесят

двести

пятьсот

Р.

пятидесяти

двухсот

пятисот

Д.

пятидесяти

двумстам

пятистам

В.

пятьдесят

двести

пятьсот

Т.

пятьюдесятью

двумястами

пятьюстами

П.

о пятидесяти

о двухстах

о пятистах



В составных количественных числительных склоняется каждое слово (Расстояние в тысячу девятьсот восемьдесят пять километров).

В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (т.е. слово, называющее последнюю цифру) (Это произошло в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году).
Склонение составных количественных числительных





5555

И.

пять тысяч пятьсот пятьдесят пять

Р.

пяти тысяч пятисот пятидесяти пяти

Д.

пяти тысячам пятистам пятидесяти пяти

В.

пять тысяч пятьсот пятьдесят пять

Т.

пятью тысячами пятьюстами пятьюдесятью пятью

П.

о пяти тысячах пятистах пятидесяти пяти



7495

И. семь тысяч четыреста девяносто пять

Р. семи тысяч четырехсот девяноста пяти

Д. семи тысячам четыремстам девяноста пяти

В. семь тысяч четыреста девяносто пять

Т. семью тысячами четырьмястами девяноста пятью

П. о семи тысячах четырехстах девяноста пяти

1. В сложных словах, включающих количественные числительные и не имеющих соединительной гласной, числительное обычно употребляется в форме родительного падежа: трехсотлетие, Семиречье, двадцатипроцентный.

2. Числительное сорок в начале сложных слов имеет форму сорока: сорокаведерный, сорокаквартирный. Однако есть слова с сорок-, образованные при помощи соединительной гласной о: сороконожка, сорокопут, сорокоуст.

3. Числительное два в начале сложных слов имеет форму двух- и дву-: двухэтажный, двухъярусный, но двусмысленный, двуязычный. Такие параллельные образования различаются как по сфере употребления, так и по стилистической окраске. В терминах, словах специальных и книжных преобладают образования с элементом дву-: двуглавый (орел), двуличие, двусмысленный.


МЕСТОИМЕНИЯ
Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, возникают при употреблении местоимений себя, свой; указательных местоимений и местоимения он.

1. Местоимения свой и себя часто употребляются вместо требуемых нормой личных и притяжательных местоимений или наоборот:

Косте понравились свои тапочки (правильно – его тапочки); Я нашел книгу у меня на столе (правильно – у себя на столе).
2. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад

местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой – к слову ассистент.
3. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с простыми предлогами (в, к. без, у, за и др.) к нему обычно добавляется наращение н, отсутствующее при беспредложном употреблении того же местоимения: ему, ей – к нему, к ней. В просторечии это правило часто нарушается.

Начальное н не прибавляется

– после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др.: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.

– после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.

– после формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются: старше его, лучше её.
4. Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.
5. В литературном языке отсутствуют специальные притяжательные местоимения для обозначения принадлежности третьему лицу. В случае необходимости выразить данные отношения употребляются личные местоимения в родительном падеже: её машина, её дети. В просторечии такие притяжательные местоимения существуют: *ихний, *ейный, *евойный.
6. Личные местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа с модальными глаголами скучать, тосковать и др. употребляются только в предложном падеже: тоскуют по нас, скучаем по вас (но: …по ним). В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с дательным падежом: скучаю по нему.

7. Собирательное существительное (студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.

8. Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений в начальных предложениях текста: Когда он был на озере, он увидел там дерево совершенно необычной формы.
ГЛАГОЛ

Есть целый ряд глаголов, у которых образуются не все личные формы. Выделяются так называемые
недостаточные глаголы, у которых отсутствие формы 1-го лица единственного числа объясняется разными причинами.

Во-первых, это причины эвфонического характера (эвфония – «благозвучие»): закономерно образованная форма может оказаться неблагозвучной (ощутить!ощущу!, очутиться!очучусь!) или трудной для произношения (затмить!затмлю!, клеймить!клеймлю!).

Не образуют форму 1-го лица единственного числа глаголы победить, убедить, чудить, дудеть, ерундить, шелестеть, голосить.

Во-вторых, при образовании формы 1-го лица единственного числа от некоторых глаголов получаются омоформы (совпадение форм слов, различных по значению):

тужить – тужу, тузить – тужу

будить – бужу, бузить – бужу

держать – держу, дерзить – держу

Формы 1-го лица закрепились за более частотными тужить, будить, держать.

Изобилующие глаголы имеют двоякие личные формы, которые различаются стилистической окраской.

полоскать

колыхать

махать

плескать

сыпать

хныкать

Книжные формы

полощу, полощи

колышет

машет

плещет

сыплет

хнычет

Разговорные формы

полоскаю, полоскай

колыхает

махает

плескает

сыпает

хныкает


Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения. Так, форма брызгает (от глагола брызгать) имеет значение «спрыскивает, окропляет» (брызгает водой, брызгает бельё), а форма брызжет означает «разлетается каплями, разбрасывает капли, сыплет брызгами» (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной).

Форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемещает, толкая или таща что-либо; делает движения» и выражает разнонаправленное движение (двигает мебель, двигает руками, двигает стол к окну), а форма движет означает «приводит в движение, побуждает»и переносно имеет более отвлечённое значение – «направляет, заставляет, руководит (пружина движет часовой механизм; им движет чувство долга).

Форма капает (от глагола капать) имеет значение «падает каплями, льет по капле» (пот капает со лба, капает лекарство), а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет).

Форма метает (от глагола метать) означает «шить, прошивать крупными стежками» (метает петли, метает шов), а форма мечет имеет значение «разбрасывать, раскидывать» (мечет гром и молнии). В том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает (метает гранату, диск, копье).

Формы прошедшего времени у глаголов с суффиксом -ну-:

погаснул – погас повиснул – повис

достигнул – достиг сохнул – сох

проникнул – проник возникнул – возник

воскреснул – воскрес умолкнул – умолк

постигнул – постиг привыкнул – привык

воздвигнул – воздвиг иссякнул – иссяк

В настоящее время нормой является выпадение суффикса

-ну- во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов. Сказалось действие общего закона экономии. Бесприставочные глаголы в формах мужского рода единственного числа прошедшего времени ещё имеют суффикс ну- (мокнул, гаснул, гибнул, виснул, глохнул, слепнул, сохнул, чахнул), но предпочтительной является краткая форма.

Вид глагола служит показателем совершенности/ несовершенности действия. Несовершенный вид глагола указывает на то, что действие находится в развитии, а совершенный – что действие свершилось. Вид глагола определяет степень категоричности, вежливости, экспрессивности побудительного высказывания.