Файл: 2. 1 Организационная характеристика деятельности Судебного участка 4 Советского судебного района города РостованаДону.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Организационная характеристика деятельности Судебного участка №4 Советского судебного района города Ростова-на-Дону
1. История возникновения мировых судов в РФ
Мировая юстиция в России впервые появилась в результате судебной реформы 1864 г. Ее возникновение объяснялось как необходимостью устранения судебной волокиты, так и повышением эффективности уголовного судопроизводства в целом.
С 17 мая 1866 года впервые мировые судьи приступили к работе в Петербурге и в Москве.
В 1886 г. был издан указ Сената по соединенному присутствию Первого и Кассационных департаментов «О мерах по устранению медлительности в делопроизводстве мировых учреждений». После чего судьба мировых судов, как известно, была нелегкой. Законам 1889 г. вместо мировых судов на большей части территории Российской империи были введены судебно-административные установления (земские начальники, городские судьи, губернские собрания), которые обладали, как судебной, так и административной властью с сильным перевесом административных функций. В итоге после 1917 года в России деятельность мирового суда, как и подавляющего большинства государственных структур, была прекращена.
На рубеже 20-21 веков с осознанием необходимости первостепенного уважения и защиты именно прав человека интересов деятельности личности были инициированы реформы, в том числе и судебная реформа, реализация которой и обеспечила восстановление в России мировой юстиции.
В 1775 году обнародована первая часть «Учреждение управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности. Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти сто лет, претерпевая различные изменения.
Ко второй половине 19 века стало очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: гласности, всесословности, обеспечении права на защиту, и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.
20 ноября 1864 года были обнародованы «судебные уставы», вводились новые суды – мировые.
Мировая юстиция представляла собою максимально приближенную к населению, обособленную и замкнутую систему, построенную на началах выборности
, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности. Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до одного года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до пятисот рублей) дел. Участковый мировой судья избирался сроком на три года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25- летнего возраста, имевших высшее и среднее образование или стаж работы не менее трех лет, преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога 6 тыс. рублей в столицах и три тыс. рублей в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные судьи утверждались Сенатом.
Право избрания мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную и общественную службу. Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.
Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного круга, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.
Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При возможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решения или приговор по делу.
Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являвшимся одновременно чинами административного ведомства.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.
Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.
17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.
2. Мировой суд: порядок образования в Ростовской области
Сегодня мировые суды создаются в России в новых условиях и затребованы они совершенно другим социумом.
Как явствует из ст.1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», принятом в декабре 1998 года, мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Согласно ст.6 этого закона, мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка.
Срок полномочий мирового судьи определен статьей 7 упомянутого закона и ограничен периодом «не более чем на пять лет». Более конкретно срок полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. По истечении срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Повторный и последующий срок также устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее, чем на пять лет.
Один из субъектов Российской Федерации – Ростовская область - областным законом «О мировых судьях в Ростовской области», принятом Законодательным Собранием 9 апреля 1999 года, так реализовал положение о сроках, записанное в Федеральном законе «О мировых судьях».
-
Мировой судья избирается на должность на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность. -
При повторном избрании на должность мирового судьи мировой судья избирается на пять лет. -
При последующих избраниях на должность мирового судьи мировой судья избирается на десять лет (ст.7 Областного закона о мировых судьях).
В Ростовской области разработано и утверждено Законодательным Собранием Ростовской области 19 ноября 1999 года Положение о порядке рассмотрения представительными органами местного самоуправления кандидатур на должности мировых судей Ростовской области и представления их в Законодательное Собрание Ростовской области. Утверждено также положение об удостоверении мирового судьи Ростовской области.
В Ростовской области рассмотрению подлежат материалы кандидатов на должности мировых судей, сдавших квалификационный экзамен экзаменационной комиссии при Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области и получивших рекомендацию квалификационной коллегии судей Ростовской области.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица,имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Кандидатуры на должности мировых судей рассматриваются представительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований на основании представления начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области, внесенного председателем соответствующего районного суда.
Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования в месячный срок рассматривает представленные кандидатуры с учетом их соответствия требованиям областного закона «О мировых судьях в Ростовской области».
По результатам рассмотрения представительный орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:
-
предложить председателю Ростовского областного суда представить соответствующего кандидата для избрания на должность мирового суда; -
предложить председателю Ростовского областного суда не представлять соответствующего кандидата для избрания на должность мирового судьи.
По каждой из представленных кандидатур принимается отдельное мотивированное решение. Поступившие в представительный орган местного самоуправления документы и принятые по результатам их рассмотрения решения направляются через председателя соответствующего районного суда начальнику Управления Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации в Ростовской области.
Председатель Ростовского областного суда на основании имеющихся в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде российской Федерации в Ростовской области материалов готовит представление для согласования с Главой Администрации (Губернатором) области.
Согласованное с Главой Администрации (Губернатором) области представление с прилагаемыми к нему материалами направляется в Законодательное Собрание Ростовской области.
Порядок обсуждения кандидатур на должности мировых судей, порядок избрания мировых судей определяются Регламентом Законодательного Собрания Ростовской области.
Как видно их федерального закона и приведенного в качестве примера порядка представления к избранию кандидатов на должность мировых судей в Ростовской области мировые судьи пока что избираются на должности. Могут разниться сроки их избрания и процедура обсуждения и голосования в представительном органе любого из 89 субъектов Федерации, но эта проблема может быть решена, так как предполагается принятие модельного закона «О выборах мировых судей», который и установит общие принципы организации и проведения выборов. И хотя законопроект предусматривает выборы, возможно, что субъекты Федерации сами, учитывая особенности своего региона, решат, - избирать им или назначить мировых судей.
При тщательном изучении положений Конституции РФ, Закона «О судебной системе Российской Федерации», закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и областных законов о мировых судьях обращает на себя внимание «размывание» очень важного конституционного принципа независимости судей. Без независимости судей правосудие оказывается или может оказаться ущербным.
Так, ст. 120 Конституции РФ устанавливает:
«Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону». Это норма закона высшей юридической силы.
3. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи
Однако ч.2 ст.28 Закона «О судебной системе Российской Федерации» говорит: «Полномочие и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации». Статья 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» закрепляет подчинение мировых судей не только Федеральному закону, но и закону субъекта Федерации, а в п.3 ст.4 этого же закона закреплено положение, практически позволяющее увольнять судей без соблюдения процедуры их отставки: «Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Федерации».С расформированного участка, например, мировой судья уволен, а на других участках вакантных должностей мировых судей не будет. Так можно уволить «независимого» или непокорного мирового судью. Если же вдуматься в выше указанный закон субъекта Федерации, в котором особенно ярко просматривается «подвешенность» судьи в сроках пребывания на должности, то складывается тягостная картина «независимой» работы судей.