Файл: Грамматические нормы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ср.: Встаньте, пожалуйста! – совершенный вид.

Вставайте! – несовершенный вид.

Глаголам совершенного вида типазаготовить, накопить, подбодрит, примерить, приспособить могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять – заготавливать, накоплять – накапливать, подбодрять – подбадривать, примерять– примеривать, приспособлять – приспосабливать. Суффиксы -ыва-/-ива- стилистически нейтральны и более употребительны в книжно-письменных стилях. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива- часто образуются параллельные формы с чередующимися корневыми гласными-о-/-а-: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать, условливаться – уславливаться и т.п. Формы с -а- свойственны разговорному

стилю.

Разговорный оттенок присущ второму варианту в парах:

брезгать – брезговать видеть – видать

лазить – лазать поднимать – подымать

мерить – мерять прочитать – прочесть

свистеть – свистать мучить – мучать

Запомни!

ТОЛЬКО КЛАСТЬ!

Самым грубым нарушением норм литературного языка является употребление глагола ложить вместо класть.

Форма несовершенного вида к положитькласть, а не «ложить».

Современный русский литературный язык знает несколько случаев, когда видовые соответствия глаголов выражаются не морфологическими, а лексическими средствами, т.е. образуются глаголами с разными корнями. Например: брать (несов. вид) – взять (сов. вид), говорить (несов. вид) – сказать (сов. вид).

Сюда же относится и пара класть (несов. вид) – положить (соверш. вид).

В просторечии и диалектах действует тенденция к образованиям по аналогии, возникают нелитературные варианты глаголов ложить (как несов. вид к положить) и покласть (как соверш. вид к класть).

В литературном языке нет бесприставочного глагола ложить (несмотря на обилие приставочных образований: вложить, доложить, отложить, приложить, уложить и мн. др.). Есть лишь возвратный глагол несов. вида ложиться, которому соответствует форма совершенного вида – лечь: ложиться спать – лечь спать
.

Если ложить не употребляется без приставок, то, напротив, глагол класть не употребляется с приставками.

Ни ложить (с ударением на первом слоге), ни ложить (с ударением на втором слоге) в нашей речи не несут никаких дополнительных смысловых оттенков по сравнению с общелитературной формой класть.

Распространенность формы ложить в наше время не может служить основанием для утверждения её в качестве литературной нормы.

Различия в паре глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ носят стилистический характер: глагол кушать употребляется в формулах официального приглашения к еде, а также в обращении к детям; в 1 лице в нормативной речи не употребляется, так как имеет несколько высокопарный или манерный оттенок.


Прося снисхождения за какое-либо неудобство, причиненное кому-либо, ошибочно употреблять слово извиняюсь, т. к. постфикс -ся привносит в слово возвратное значение, т. е. действие (извинения) производится лицом, на которое и направлено это действие. Получается, что человек извиняет сам себя. Правильно сказать – извините.

Глагол есть нейтральный по стилистической окраске и употребляется без ограничений.


Повелительное наклонение глагола «ехать» только «поезжайте».

Иные формы: едь, едьте, езжай, езжайте – считаются ненормативными, просторечными.

Формы повелительного наклонения от глаголов:

глядеть –– гляди, глядите

лазить –– лазь, лазьте

лезть –– полезай и лезь, полезайте и лезьте

лечь –– ляг, лягте

махать –– маши, машите

трогать –– трогай, трогайте.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными.

Авеню, бра, безе, боа, евро, жюри, киви, коммюнике, пенальти, салями, табу, цунами, жадина, сластёна, забияка.


  1. Допишите окончания прилагательных

Шумн… , многолюдн… Осло. На главн… авеню – уютн… кафе под названием «Розов… фламинго». За столиком у стены, где висит изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат… хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи – потертые джинсы, свитер и грязноват… кашне. Обе жуют бутерброды с аппетитн… салями и салат из свеж… кольраби. Перед леди стоит крепк… черн… кофе и абрикосов… суфле, перед хиппи – не менее крепк… виски.




  1. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина, вокалистка, маникюрша, массажистка, машинистка, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, фигуристка, чемпионка.


  1. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Адвокат, аспирант, бакалавр, магистр, врач, генерал, министр, учитель, доктор наук, космонавт, кандидат в мастера, лаборант, научный сотрудник, повар, посол, преподаватель, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, тракторист, шофер, шеф, юбиляр.
5. От данных существительных образуйте форму именительного падежа

множественного числа. Укажите возможные варианты.

Автор, адрес, бухгалтер, век, год, директор, джемпер, договор, инженер, инспектор, катер, клапан, кондуктор, корпус, лагерь, лифт, ордер, офицер, порт, профессор, рапорт, ректор, сектор, слесарь, снег, сорт, суп, токарь, торт, трактор, трюфель, хлеб, хор, цех, шофёр.
6. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, ботинки, вафли, гектары, гусары, дяди, калмыки, комментарии, мандарины, носки, полотенца, помидоры, сапоги, свадьбы, свечи, серьги, солдаты, сомнения, томаты, туркмены, туфли, уши, чулки, цапли, якуты, яблоки, яблони, ясли.
7. Раскройте скобки, правильно выбрав окончание.

Укажите наличие литературных вариантов.

Не зная брод(-а, -у), не суйся в воду; рыцарь без страх(-а, -у) и упрёк(-а, -у); сбить с толк (-а, -у); увеличение вес(-а, -у); ей не до смех(-а, -у); не хватает свет (-а, -у); не слышно шум (-а, -у); много крик(-а, -у); выбежал из дом(-а, -у); гулять в лес(-у, -е); говорить о лес(-е, -у); весь день работать на холод(-е, -у); быть в отпуск(-е, -у).
8.Установите отличие слов каждой пары по оттенкам

значения или стилистически. Составьте словосочетания.

Зубы– зубья, корни – коренья, листы – листья, мужи – мужья, проводы – провода, соболи – соболя, счёты – счета, хлебы – хлеба, цветы – цвета.
9. В приведённых ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

  1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Три неразлучных друга пришли


сдавать экзамены. 3. Четверо аспиранток направлены на практику. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое дней и ночей не покидали они свой пост. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. На дорогу вышло пятеро волков. 9. В класс вошли двое. 10. Потребовалось шестеро носилок, чтобы вынести строительный мусор. 11. Окруженная крепость продержалась шесть суток. 12. Шли без отдыха трое суток.

10. Прочитайте и запишите числительные словами, употребив их и существительные в нужной форме.

  1. К 247 прибавить 57.

  2. От 964 отнять 79.

  3. По сравнению с 75 (тонна) веса мяса кита, вес его мозга

не более 8 кг

  1. 368 девушкам из 172 стран мира были присланы приглашения.

  2. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).

  3. Монастырь находится в 163 (километр) от города.

  4. Отлично сдали сессию 948 (студент) из 5237.

  5. Из 1080 книг своей библиотеки он дорожил лишь 278.

  6. Зал был украшен букетами из 500 роз и 500 свечами.


  7. 440 из 670 моделей жюри осталось довольно.

  8. В редакцию пришло более 7800 писем.