Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. А педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина История Практическое занятие 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: История
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Еремеева Лера Сергеевна
Преподаватель:
Ибрагимова Альфия Альфисовна
Задание 1.
Рассмотрите представленные в таблице карикатуры.
В карикатуре отображены политические события XX века. Обратите внимание на
символику и персонажей, изображенных на предлагаемых карикатурах. Вам
необходимо определить, какие политические событие отображают
представленные карикатуры.
Выполните задание:
1. Соотнесите карикатуры (обозначенные цифрами в 1 столбце таблицы) и
политические события (обозначенные буквами во 2 столбце таблицы), и
представьте правильные ответы по соответствию каждой карикатуры
определенному политическому событию.
2. Ниже представлены политические события, Вам необходимо сделать
краткий анализ одного события, в соответствии с первой буквой Вашей фамилии,
указанной в скобках после наименования события.
Освоение космоса (А, Б, В, Г, Д, Е, Ё)
Карибский кризис (Ж, З, И, К, Л)
Глобализация (М, Н, О, П, Р)
Холодная война (С, Т, У, Ф, Х)
Перестройка (Ц, Ч, Ш,Щ)
ü Корейская война (Ы, Э, Ю, Я)
Холодная война - это военное, политическое, идеологическое и экономическое
противостояние между СССР и США и их сторонниками. Она стала следствием
противоречий между двумя государственными системами: капиталистической и
социалистической. Холодная война сопровождалась усилением гонки вооружений,
наличием ядерного оружия, что могло привести к третьей мировой войне.
Причины холодной войны.
Политические
Неразрешимое идеологическое противоречие между двумя системами, моделями
общества.
Опасение Запада и США усиления роли СССР.
Экономические
Борьба за ресурсы и рынки сбыта продукции
Ослабление экономической и военной мощи противника
Идеологические
Тотальная, непримиримая борьба двух идеологий
Стремление огородить население своих стран с образом жизни в странах
противника.
Цель СССР: полная и окончательная победа социализма в мировом масштабе
Цель США: сдерживание социализма, противостояние революционному
движению, в будущем – «выбросить социализм на свалку истории». СССР
рассматривался как «империя зла».
Вывод: ни одна сторона не была правой, каждая стремилась к мировому
господству.
Силы сторон не были равными. СССР вынес на плечах все тяготы войны, а США
получил от неё огромную прибыль. Лишь к середине 1970-х годов был достигнут
паритет.
Средства холодной войны:
Гонка вооружений
Блоковая конфронтация
Дестабилизация военного и экономического положения противника
Психологическая война
Идейное противоборство
Вмешательство во внутреннюю политику
Активная деятельность разведки
Сбор компроматов на политических лидеров и др.
Основные периоды и события:
1 период: 5 марта 1946-1955- время поиска компромиссов
2 период: 1955-1962 (похолодание в отношениях между странами, нарастание
противоречий в мировой социалистической системе)
В данный период мир стоял на грани ядерной катастрофы.
3 период: 1970-1984-полоса разрядки напряжённости
СССР стал воистину великой державой, с которой необходимо было считаться.
Разрядка напряжённости носила взаимовыгодный характер.
4 период: 1979-1987- осложнение международной обстановки
5 период: 1985-1991- заключительный этап, смягчение напряжённости.
Придя к власти в 1985 году, Горбачёв М.С. проводит политику «нового
политического мышления»
Декабрь 1989- Горбачёв М.С. и Буш на саммите на острове Мальта объявили об
окончании «холодной войны». Конец её был вызван экономической слабостью
СССР, его неспособностью больше поддерживать гонку вооружений. Кроме того,
установились просоветские режимы в странах Восточной Европы, СССР потерял
поддержку и в их лице.
1990- воссоединение Германии. Оно стало своеобразной победой Запада в
холодной войне. Падение берлинской стены (существовала с 13 августа 1961 по 9
ноября 1989)
1 июля 1991- официально распался СЭВ (Варшавский договор)
8 декабря 19991- Беловежское соглашение, распад СССР.
25 декабря 1991- президент Д.Буш объявил об окончании холодной войны и
поздравил соотечественников с победой в ней.
Задание 2. Во второй половине XX века многие страны освободились от
колониальной зависимости.
Назовите причины этого процесса.
К какому континенту (континентам) относились эти страны?
Охарактеризуйте политическое и экономическое развитие одной из стран.
После Второй мировой войны резко изменилось соотношение сил на
международной арене. Влияние европейских стран уменьшилось, в то время как
США и СССР стали сверхдержавами. Но самым существенным изменением был
крах колониальной системы и появление новых независимых государств.
Процесс освобождения народов Азии и Африки от колониального господства
после Второй мировой войны вошел в историю под названием деколонизация. Ее
можно условно разделить на три этапа.
Первый этап (1945 — середина 1950-х гг.) — независимость получили более
десяти государств Азии и Африки. Были освобождены от колониальной
зависимости Индия, Индонезия, Бирма и Ливия.
Второй этап (середина 1950-х — середина 1960-х гг.) — освобождение от
колониальной зависимости значительной части Африканского континента. В 1960 г.
Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О предоставлении
независимости колониальным странам и народам». С этого времени
деколонизация была поставлена на международный контроль.
Третий этап (1975—1990-е гг.) ознаменовался крушением португальской
колониальной империи, в результате чего территория Африки стала свободной от
колониализма.
Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, существенно
не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от
своих бывших метрополий. Они по-прежнему поставляют сельскохозяйственную
продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных
промышленных товарах, технологиях и инвестициях. Во многих развивающихся
странах сохранено производство какого-то одного вида продукции, например,
сахара или какао. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от
спроса на международном рынке. Большая часть природных ресурсов идет на
выплату процентов по долгам.
Таким образом, развивающиеся страны оказались в зависимости от различных
видов помощи со стороны бывших метрополий. Великобритания, Франция и
другие страны Запада проводили политику, направленную на сохранение своего
влияния в бывших колониях новыми, более гибкими экономическими методами.
Эта политика получила название неоколониализма.
После обретения независимости многие страны рассчитывали, что именно
социалистический путь развития поможет им быстро модернизировать экономику.
Свою экономическую политику они строили по примеру Китая или СССР,
добившихся быстрого индустриального роста. В 1950—1960-х гг. развивающиеся
страны социалистической ориентации смогли осуществить некоторый прорыв.
Однако закрепить этот успех не удалось. Под давлением Запада в 1980-х гг. страны
стали переходить к рыночной экономике. Распад СССР окончательно поставил
точку на социалистической ориентации развивающихся стран.
Решению социальных проблем и экономическому развитию в странах Азии и
Африки мешали гражданские войны и другие конфликты. Военные диктаторы и
авторитарные правители тратили деньги на оружие, а не на образование, жилье
или здравоохранение. Сальвадор в Центральной Америке, Ливан на Ближнем
Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной Азии и Мозамбик в Африке — вот неполный
перечень развивающихся стран, которые особенно пострадали от внутренних
конфликтов и гражданских воин.
Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже
приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Эпоху правления Брежнева (1964 – 1982 гг.) можно назвать временем «застоя»
как в советской экономике, так и во внешней политике».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте
исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1. …
2. …
Аргументы в опровержение:
1. …
2. …
1. По данным ООН за 1990 год, СССР достиг 26-го места по индексу развития
человеческого потенциала (при этом среди стран Европы более низкие показатели
имели только Португалия, а также союзники СССР — Болгария, Польша, Венгрия и
Румыния, Югославия и Албания).
В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире
по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960
году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55 %,
то через 20 лет, в 1980 — уже более 80 %.
СССР входил в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все
значимые виды промышленной продукции, существовавшие на тот момент. СССР
находился на первом месте в мире по производству почти всех видов продукции
базовых отраслей промышленности: нефти, стали, чугуна, металлорежущих
станков, тепловозов, электровозов, тракторов, сборных железобетонных
конструкций, железной руды, кокса, холодильников, шерстяных тканей, кожаной
обуви, сливочного масла, добыче природного газа, производству минеральных
удобрений, пиломатериалов, реакторного урана (50 % мирового производства),
железнодорожному грузо- и пассажирообороту, производству многих видов
военной техники, валовому сбору картофеля, сахарной свёклы; на втором месте в
мире по улову рыбы и добыче других морепродуктов, поголовью овец, поголовью
свиней, производству электроэнергии, добыче золота, производству цемента,
добыче угля, общей длине железных дорог, автомобильному грузообороту,
воздушному грузо- и пассажирообороту.
2. В 1960-годы СССР вышел на первое место в мире по производству цемента и в
конце 1980-х годов уступил его Китаю, с 1966 года заметно опережал по этому
показателю в расчёте на душу населения США и Великобританию.
Население Советского Союза в те годы увеличилось на 42 млн. человек. При этом
квартплата в среднем не превышала 3 % семейного дохода. Наблюдались успехи в
других областях, например, в тракторостроении: Советский Союз экспортировал
тракторы в сорок стран мира, главным образом социалистические и
развивающиеся . Предметом гордости советского руководства был постоянный
рост обеспеченности сельского хозяйства тракторами и комбайнам, однако