Файл: Личное мастерство состояния. Приведение в состояние соответствия видения и действия. Конгруэнтность сообщения и того, от кого оно исходит. Осознание ментальных карт и предположений. Мастерство проблемного пространства система.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лидерство (Роберт Дилтс)
Определение: В широком смысле лидерство можно определить как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Лидерство же определяют как "умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу". Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей. Лидер - это человек, который привержен идее "создать мир, к которому хотят принадлежать люди".
Личное мастерство — состояния. Приведение в состояние соответствия видения и действия. Конгруэнтность сообщения и того, от кого оно исходит. Осознание ментальных карт и предположений.
Мастерство проблемного пространства — система. Тщательное изучение системы. Нахождение релевантных элементов и вопросов. Разделение пути на управляемые шаги.
Мастерство коммуникации — послания. Развитие вербальных и невербальных навыков. Использование различных репрезентативных каналов. Интерпретация и организация метасообщений.
Мастерство отношений — раппорт. Принятие множественных точек зрения. Понимание различных стилей мышления. Осознание позитивных намерений.
Проблемное пространство и лидерские навыки (воспринимаемые с точки зрения лидера) включают организацию следующих отношений:
1. с самим собой как лидером;
2. между желаемой целью или результатом проекта или ситуации;
3. между сотрудниками и другими людьми, которые влияют на лидера и результат и сами подвергаются влиянию лидера и желаемого результата;
4. с системой, в которой лидер взаимодействует с другими людьми с целью достичь желаемого результата. (рис. 1.1).
Лидерские навыки также должны быть адресованы каждому ключевому элементу, который составляет проблемное пространство лидерства. К ним относятся:
1. личность лидера;
2. отношения лидера с его сотрудниками;
3. система, внутри которой действует лидер;
4. цель, которой стремятся достичь лидер и его сотрудники в данной системе.
Личностные навыки имеют отношение к тому, как лидер ведет себя в той или иной конкретной ситуации. Личностные навыки позволяют лидеру выбирать или конструировать наиболее подходящие для данной ситуации состояние, установки, фокус и т.д. В каком-то смысле личностные навыки являются процессом, в котором лидер руководит самим собой.
Навыки отношений — это способность понимать людей, мотивировать их и взаимодействовать с ними. Они являются результатом способности присоединиться к модели мира другого человека, установить контакт и направить этого человека к осознанию проблем и задач. Поскольку лидер должен достичь своего видения и выполнить свою миссию путем влияния на других людей, навыки отношений являются одним из наиболее существенных аспектов лидерства.
Навыки стратегического мышления необходимы для того, чтобы определять специфические цели и задачи и достигать их. Стратегическое мышление включает способность определить желаемое состояние, оценить исходное состояние и затем установить наиболее подходящую последовательность промежуточных состояний, которые необходимы, чтобы достичь желаемого состояния. Ключевой элемент эффективного стратегического мышления — определение того, какие операторы и операции окажутся наиболее эффективными и будут наилучшим образом способствовать движению из существующего состояния в направлении желаемого состояния.
Навыки системного мышления используются для того, чтобы определить и понять проблемное пространство, в котором будет действовать лидер, его сотрудники и организация в целом. Системное мышление является основой эффективного решения проблем и способности создать хорошо функционирующую команду. Способность мыслить системно, практически и конкретно, вероятно, является наиболее значимым показателем зрелости лидера (рис. 1.10).
Рис. 1.1. Общее проблемное пространство лидерства
Рис. 1.4. Проблемное пространство микролидерства
От видения к действию
9 качеств эффективного лидера
- Он постоянно помнит о целях команды. Очень трудно с энтузиазмом работать ради достижения какого-то результата, если вы не знаете, каким он должен быть. Первое, что делает хороший участник команды: проясняет, куда он движется, каковы цели и задачи его команды. Выяснив это, хороший участник команды изо всех сил стремится к этим результатам. Он готов сделать все (не нарушая этических норм), что для этого нужно.
- Он искренне заинтересован в других участниках команды. Чтобы работать вместе, люди не обязательно должны друг другу нравиться. В течение небольшого промежутка времени так и происходит. Но хорошие участники команды искренне заинтересованы в благополучии своих товарищей — и это не «механизм выживания команды», а человеческая привязанность. Может казаться, что их общение совершенно обычно, но в нем видна забота: «Как прошли выходные?», «Твой малыш все еще болеет?», «Я могу чем-то помочь?»
- Он противостоит конфликтам.
Хорошие члены команды отличают конфликты от противостояния — прямоту от удара в спину. Единственный способ выявлять и примирять различия в команде — это прямо их обозначить, признать, что существуют разногласия, и вместе найти решение. Если между членами команды возникает конфликт, эффективные участники команды становятся посредниками и активно помогают разрешить противоречия. Плохие или слабые участники команды устраняются от конфликтов — или игнорируют их и надеются, что они исчезнут сами по себе, или предоставляют справляться с ними другим. Тем самым они растрачивают впустую драгоценное время и добрую волю команды..
- Он слушает эмпатически. Эмпатическое, активное слушание важно для каждого из нас, входим мы в какую-то команду или нет. Оно особенно важно для открытого общения между эффективными членами команды. Слушать эмпатически — значит обращать внимание не только на сообщение, которое отправляет нам собеседник, но и на эмоции, которые за ним стоят. Уметь слушать — значит не просто замолчать и ждать своей очереди, это значит постараться проникнуть в ум и сердце другого человека.
- Он использует практики совместного принятия решений. Прежде чем принять окончательное решение, хорошие члены команды обсуждают «черновик» решения с другими членами команды. Кто знает, сколько дельных предложений вы еще услышите. Они могут сделать ваше решение лучше. Так можно не только получить дополнительную информацию, но и создать инструмент коммуникации, показывающий людям, в каком направлении вы мыслите, и таким образом свести к минимуму сюрпризы в будущем.
- Он ценит индивидуальные различия. Эффективные члены команды воспринимают различия позитивно. Они уважают мнения других и считают личные позиции плюсом, а не минусом. Они выясняют, как природные различия могут быть полезны команде. Они не используют различия как оправдание своему нежеланию сотрудничать.
- Он свободно выражает свои идеи. Хороший член командыне молчит. Если у него есть мнение по какому-то вопросу, он его выражает — даже если оно противоречит мнения мвсех остальных. Если вы не имеете понятия, о чем идет речь, и поэтому держите рот на замке (что очень типично для Среднего Запада, где мы работаем), вы — неэффективный член команды.
- Он дает обратную связь по поводу работы команды. Хорошие команды разрабатывают методы, позволяющие обеспечить постоянную обратную связь по поводу своей работы — что идет правильно, что неправильно и что с этим делать. Кроме того, эффективный член команды добивается обратной связи от других участников команды («Как я работаю?»). Независимо от того, каков формат обратной связи в организации, хорошие команды изобретают средства, чтобы часто и вовремя давать адекватную обратную связь по поводу людей, процессов, структур поддержки команды и результатов.
- Он празднует свои достижения. Один из первых вопросов, который задает Харви, когда начинает работать с командой, звучит так: «Ребята, когда в последний раз вы устраивали общую вечеринку?» Если это было давно, значит у вас давненько не было повода повеселиться. Возможно, все ваши цели — долговременные, и вам сложно прерваться в середине процесса и просто расслабиться. Но — все равно сделайте это. Эффективные команды находят повод для праздника, и обычно такой повод — достижение каких-то кратковременных результатов. Праздники, личные и профессиональные, — хороший способ поднять боевой Дух.
Классификация плохих лидеров
Вот 19 самых распространенных типов неэффективных лидеров, собранных в течение многолетних наблюдений за работой в командах.
-
Осел. Не столько низкий, сколько негибкий и не имеющий отношения к реальности стиль мышления. -
Невежда. Ближайший родственник Осла; упрямо отказывается воспринимать новую информацию; закрыт для всего нового и непривычного.
-
Лицемер. Его девиз: «Делай, как я говорю, а не как я делаю».
-
Активист. Слишком усердствует, хватается за все и ничего не достигает; надеется, что бешеная активность компенсирует недостаток размышлений. -
Миротворец. Лидер, который не может допустить никаких конфликтов, в том числе и здорового шторма, необходимо го для создания сильной команды. -
Шовинист. Не ценит различий и хочет сохранить «чистоту» команды. -
Инопланетянин. Настолько умный, что никто не может понять, о чем он говорит. -
Гуманист. Команде нужен хороший пинок, но лидер для этого слишком гуманен. Иногда нужно быть жестким. -
Неприспособленный. Его стиль неэффективен, его подход неприменим в данной команде. Можно обладать выдающимися умениями и талантами и в то же время быть Неприспособленным.
-
Эгоист. Самая худшая разновидность лидера, убийственного для команды. Ставит себя выше команды. -
Отшельник. Лидер как следует не знает своей команды и не может преодолеть свойственной ему замкнутости. -
Флюгер. Непоследовательность и лидерство несовместимы. Установите курс и держитесь его, по крайней мере, до следующего поворота. -
Герой. Не может быть вторым, он всегда должен быть впереди всех. Герои изматывают свои команды. -
Приверженец «кумовства». Лидер, у которого есть любим чики, а всех остальных он имел в виду. -
Прокурор. Вместо того чтобы учиться на ошибках, лидер ищет виноватых. -
Чужой. Лидер, который не обращает внимания на личные и карьерные потребности членов команды. -
Трус. Не готов бороться за свою команду. -
Пепел. Пассивный, выгоревший лидер, который больше не в состоянии высекать искры, способные зажечь команду. -
Предатель. Лидер ни при каких обстоятельствах не должен обманывать или предавать свою команду. Воссоздать команду после предательства невозможно.
Что делают лидеры, чтобы люди следовали за ними
ЛИДЕРЫ КОМАНД ДЕЙСТВУЮТ САМИ (И ПОБУЖДАЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГИХ)
Основной ресурс, доступный лидерам, — люди, в том числе и они сами. Во-первых, они действуют эффективно сами. Затем с той же неумолимостью, с которой ночь сменяет день, они требуют эффективных действий от тех, с кем работают. Используя потенциал других людей, лидеры:
Высвобождают энергию. Они дают интересные задачи, мотивацию, настрой. В зависимости от своих личных особенностей они могут быть тихими и скромными или заполнять собой все пространство, болтать и постоянно находиться на виду. Но какими бы они ни были, всех таких лидеров можно назвать созидателями, катализаторами позитивных действий. Их никогда не устраивает посредственный результат.
В особенности они стремятся избегать негатива и пустых споров о том, почему «отсюда туда попасть невозможно». Вместо этого они выбирают нехоженые пути, предпочитают вдохновлять других и вовлекать всех в поиск и реализацию решений текущих проблем.
Увлечены сами, увлекают других и наделяют их полномочиями. Они не навязываются, а «бродят вокруг» — побуждают, помогают, подсказывают, задают вопросы; предлагают; делают выводы: делятся информацией и создают новые технологические процессы и проекты. Результат — осмысленная вовлеченность всех окружающих. Хорошие лидеры понимают, что вовлеченность — не абстрактная теоретическая идея. Это то, чем вы живете и дышите на работе и что требует постоянных усилий.
Лидеры не только увлекают и вовлекают людей: мы часто наблюдали, как они делятся с членами команды властью, влиянием и другими ресурсами. И вот оно, страшное слово: они делегируют полномочия таким образом, что работа выполняется охотно, быстро и четко. Оказывается, лидеры не боятся потерять контроль или поделиться властью, обменять этот небольшой риск на более высокую мотивацию и более качественную работу благодаря расширению полномочий.
Способствуют эволюции и изменениям. Они направляют развитие, сглаживают острые углы изменений, помогают людям планировать и исследовать новые возможности. В суматошной атмосфере современных организаций эта способность эволюционировать и меняться — непременное условие выживания. Но она требует жесткости — перемены пробуждают страх неизвестного и угрожают нашим привычкам и инерции прошлого. Естественная человеческая реакция на необходимость меняться — это сопротивление.