Файл: Личное мастерство состояния. Приведение в состояние соответствия видения и действия. Конгруэнтность сообщения и того, от кого оно исходит. Осознание ментальных карт и предположений. Мастерство проблемного пространства система.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лидерские навыки

Возможно, будет проще рассмотреть командное лидерство в виде схемы, как набор личных качеств и навыков, в четырех областях: люди, характер, действия и мышление. Схема делится на два фак­тора лидерства: мотивация и«гигиена».

Мотивирующие факторы — это личные особенности лидера, особенности, с которыми он, возможно, родился. Благодаря им, уви­дев лидера в действии, мы восклицаем: «Ух ты! Если бы я так мог!»

Мотивирующие факторы включают в себя три навыка взаи­модействия с людьми и три личных качества.
Гибкость. В быстро меняющемся окружении это самый важный фактор мотивации. Под гибкостью мы подразуме­ваем больше, чем общее понятие адаптивности. Более точ­но, мы называем гибкостью способность передавать инфор­мацию в той манере, в какой другие хотят ее получать. А для этого нужно прежде всего понимать личные особенности других людей. Не обязательно нравиться всем, нуж­но нравиться тем, с кем необходимо общаться в данный мо­мент. Гибкий лидер команды меняет свой стиль общения. С одним человеком он говорит о фактах, исторических под­робностях и других данных. С другим делает акцент на пла­нах и результатах, на возможностях и ожиданиях, на чело­веческих отношениях. Все зависит от того, как воспринимает информацию собеседник.

Пирамидальная система обучения. Идея «пирамиды» воз­никла в медицине: именно по такой траектории, из клетки в клетку, перемещается лекарство. В конце концов оно рас­пространяется по всему организму. Хорошие лидеры ко­манд делятся приобретенной информацией с другими людьми и поощряют к этому окружающих, создавая «пира­миду», по которой знания распространяются по всей ко­манде и из команды в команду. Это повышает интеллект компании, превращая ее в обучающуюся организацию.

Обратная связь. Эффективные лидеры знают, как обеспе­чивать регулярную обратную связь, помогают сотрудникам совершенствоваться. Для этого необходимы развитые со­циальные навыки — готовность «достучаться» до других, но кроме того, такт и деликатность, чтобы люди открыто принимали как ваши похвалы, так и критику.

Харизма. Это некое таинственное качество. Оно или есть, или его нет. Мы не говорим о некой ужасающей власти, по­зволяющей некоторым увлекать своих последователей за собой даже в зыбучие пески.
Положительная харизма по­чти незаметна. Часто это скромное обаяние, которое без слов дает членам команды понять, что лидер действует с ними сообща.

Честность. Это истинная мера способности человека жить в согласии с принципиальными ценностями. Мы говорим не о стереотипах, а о целостности. Честность означает, что

вы не только говорите, но и делаете то, что говорите. Она исходит изнутри, из личности человека; но всегда видна ок­ружающим.

Альтруизм. Благие намерения необходимы. Они — не са­мое главное. «Жить только благими намерениями» — пло­хой лозунг. Но если их нет, никакой успех команды не сто­ит усилий.

Менеджерские навыки

Факторы «гигиены» — это всего лишь выработанные привычки к определенным поступкам и мыслям, которыми может овладеть каждый, кто потратит на это силы и время.

Принятие решений. Лидеру команды лучше принять не­удачное решение, чем не принять никакого. И если люди считают вас хронически нерешительным человеком, они не позволят вам быть лидером. Но если вы принимаете реше­ния автоматически, у вас тоже возникнут проблемы. Если ваше решение оказывается неудачным, вам придется взять за это ответственность на себя. Если же вы начинаете ис­кать виноватых (то есть козлов отпущения) или игнориру­ете ошибки, люди не станут ни доверять вам, ни следовать за вами. Признав ошибку, взяв на себя ответственность за нее, исправив ее и приняв другое (более удачное) решение, вы сможете удержать позиции лидера.©

Инициирование действий. Лидер — начало всех действий. Если же вы, наоборот, мешаете действовать или просто ре­агируете на действия других людей, вас не станут считать лидером. Необходимо уметь поддерживать баланс между тем, чтобы начинать слишком много действий (быть ориен­тированным на действия, а не на результаты), и слишком малыми действиями (действовать медленно, реактивно и без связи с реальностью).

Решение проблем. Это о такой вещице под названием «ком­петентность». Кто же захочет следовать за дураком? Спо­собность быстро диагностировать проблемы и находить ре­шения — ключ к уверенности команды.

Установление связей. Можно иметь полную власть в соб­ственной команде, но если вы не стремитесь к проницаемо­сти границ, к свободному перемещению информации в обо­их направлениях, вас будут воспринимать не как лидера, а как самодура. Хорошие лидеры электризуют атмосферу. Они создают привлекательное окружение, где информация, знания, понимание и профессионализм распространяются естественным образом.

Они создают атмосферу сотрудни­чества, в которой люди свободно делятся информацией, преодолевая барьеры и границы. Они создают команды, в которых каждому нужно добиваться конкретных результа­тов.

Содействие эволюции и изменениям. У лидеров команд есть одна привилегия: их положение позволяет им делиться с другими своими взглядами. Хорошие лидеры превращают эту привилегию в настоящую ценность — они помогают людям понять, почему команда делает то или иное, разумно объясняют необходимость движения именно в данном на­правлении. Это — источник реальной энергии и ответ­ственности для изменений. Лидер направляет в нужное русло силы, которые вызывают к жизни любые перемены: тревогу о прошлом и надежду на будущее. Итак, что вы можете сделать с этими качествами? Ввести их в свой инструментарий лидера команды. Рассматривать лидерство как лестницу, где сначала необходимо одолеть ступеньки факто­ров «гигиены» и только потом — добраться до мотивирующих факторов. Одно вырастает из другого. Если вы овладеете факто­рами «гигиены», вас будут воспринимать как эффективного ме­неджера. Практикуйтесь в мотивирующих факторах, и ваша ко­манда признает вас настоящим лидером.
Пять уров­ней иерархии лидеров в компаниях (Джим Коллинз)
Уровень I — высокопрофессиональный сотрудник. Вносит вклад че­рез активное использование своих способностей, знаний, опыта и умения организовать свой труд.

Уровень 2 — ценный член команды. Вносит личный вклад в дости­жение целей, стоящих перед компанией, эффективно работает с другими членами команды.

Уровень 3 — компетентный менеджер. Организует людей, рацио­нально распределяет ресурсы для выполнения поставленных задач.

Уровень 4 — эффективный руководитель. Формулирует видение будущего компании и последовательно добивается того, чтобы ком­пания продвигалась по намеченному пути. Обеспечивает высокие стандарты качества работы.

Уровень 5 — современный руководитель. Благодаря парадоксально­му сочетанию выдающихся личностных качеств и твердой професси­ональной воли его руководство позволяет добиться исключительных и долгосрочных результатов.

При формировании команды в компании идеальным стилем счи­тается руководство лидера 5-го уровня, который реализуется не через собственный успех, а через достижение большей цели — создание ус­пешного предприятия.

Это не означает, что руководитель 5-го уровня лишен честолюбия. Напротив, он исключительно честолюбив, но его
честолюбие относится, в первую очередь, к предприятию, которым он управляет, а не к себе самому.

Такой руководитель одновременно скромный и волевой, застен­чивый и отважный. Он не говорит о себе, но готов бесконечно гово­рить о предприятии и его достижениях.

Одна из целей руководителя этого уровня — подготовка достой­ного преемника, будущего лидера такого же уровня на своем пред­приятии.

Руководитель 5-го уровня не является слугой предприятия. Он фанатически предан своему делу, заражен стремлением добиться ре­зультатов. Он сделает все для процветания предприятия. Очень часто руководителями 5-го уровня становятся сотрудники, выросшие по иерархической лестнице на своем предприятии.

Джим Коллинз выделяет две противоположные стороны характе­ра такого руководителя — профессиональную волю и скромность. Ниже мы приводим таблицу (по Д. Коллинзу), в которой раскрыва­ются особенности этих противоположных сторон.

Профессиональная воля

Скромность

Добивается исключительных результатов, является основным акселератором процесса перехода от хороших результатов к еще лучшим

Скромен, не ищет широкой известности, не хвастается

Демонстрирует неколебимое стремление сделать все, что должно быть сделано для достижения выдающихся, долгосрочных результатов, пренебрегает трудностями

Действует в спокойной, последовательной мане­ре, добивается высокого качества работы, соблюдает высочайшие стандарты, не рассчи­тывает на личное обаяние

Устанавливает стандарты долгосрочного успеха предприятия, никогда не соглашаясь ни на что меньшее

Реализует свои честолюбивые устремления через успех предприятия, а не через личный успех: выбирает последователей, способных добиться еще более выдающихся результатов

Берет ответственность за неудовлетворительные результаты на себя, никогда не списывает вину на коллег, на внешние обстоятельства или невезение

Когда речь идет об успехе, приписывает заслугу другим сотрудникам, внешний факторам и чис­тому везению


О руководителе 5-го уровня можно сказать словами Гарри Трумэ­на: «Вы можете добиться чего угодно в жизни при условии, что вам будет не важно, кому достанутся лавры».

Можно ли лидеру — руководителю 4-го уровня сформировать у себя качества руководителя 5-го уровня, если их до сих пор не было? Наш опыт работы на предприятиях свидетельствует о том, что это воз­можно, но у руководителя должно быть глубокое понимание необходимости изменения стратегии управления. Руководитель4-го уровня должен поверить в преимущества командного стиля работы. Един­ственное, что может помочь ему начать изменения и поддерживать их, — это вера в необходимость изменения собственного стиля уп­равления. Эти моменты прорабатываются с помощью обратной свя­зи от группы во время тренинга командообразования и поддержива­ются в послетренинговом сопровождении.

Чтобы понять, насколько сложно измениться руководителю 4-го уровня, необходимо знать его характерные отличия от руководителя 5-го уровня.

При модели руководства 4-го уровня предприятием руководит ге­ний. Он решает, куда предприятие должно развиваться, каковы его цели, задачи, миссия. Под эти уже готовые решения он собирает ко­манду помощников, способных ассистировать ему в осуществлении его замыслов.

При модели руководства 5-го уровня предприятием управляет скромный трудоголик, как правило выросший на этом же предприя­тии. Он набирает в руководство нужных людей с целью создания силь­ной управленческой команды. И только затем с их помощью опреде­ляет наилучший путь к успеху предприятия. При этом члены управленческой команды могут ожесточенно спорить по поводу ре­шений, но при осуществлении принятых решений действуют согла­сованно, избегая личных амбиций.

Из этого следует, что основной ресурс любого предприятия — не просто люди, а именно подходящие люди. Руководители 5-го уровня начинают с того, что набирают нужных людей и избавляются от не­нужных. Они организуют работу таким образом, чтобы лучшие со­трудники работали в перспективных областях предприятия, а не занимались решением проблем самого лидера. При этом меняются принципы отбора кадров: в команду 5-го уровня набирают людей в первую очередь по их характеру и способностям, а уже потом по зна­ниям, опыту или образованию.

Если руководитель решил изменить ситуацию на предприятии и Перейти к командному руководству, то есть к руководству 5-го уров­ня, то он должен принять ряд мер:

  1. Честно оценить и понять ситуацию, в которой находится ком­пания. Невозможно принимать правильные решения и не смотреть в лицо суровым фактам действительности. Консультант помогает в этом Руководителю, проводя организационную диагностику компании.