Файл: Личное мастерство состояния. Приведение в состояние соответствия видения и действия. Конгруэнтность сообщения и того, от кого оно исходит. Осознание ментальных карт и предположений. Мастерство проблемного пространства система.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лидерские навыки
Возможно, будет проще рассмотреть командное лидерство в виде схемы, как набор личных качеств и навыков, в четырех областях: люди, характер, действия и мышление. Схема делится на два фактора лидерства: мотивация и«гигиена».
Мотивирующие факторы — это личные особенности лидера, особенности, с которыми он, возможно, родился. Благодаря им, увидев лидера в действии, мы восклицаем: «Ух ты! Если бы я так мог!»
Мотивирующие факторы включают в себя три навыка взаимодействия с людьми и три личных качества.
Гибкость. В быстро меняющемся окружении это самый важный фактор мотивации. Под гибкостью мы подразумеваем больше, чем общее понятие адаптивности. Более точно, мы называем гибкостью способность передавать информацию в той манере, в какой другие хотят ее получать. А для этого нужно прежде всего понимать личные особенности других людей. Не обязательно нравиться всем, нужно нравиться тем, с кем необходимо общаться в данный момент. Гибкий лидер команды меняет свой стиль общения. С одним человеком он говорит о фактах, исторических подробностях и других данных. С другим делает акцент на планах и результатах, на возможностях и ожиданиях, на человеческих отношениях. Все зависит от того, как воспринимает информацию собеседник.
Пирамидальная система обучения. Идея «пирамиды» возникла в медицине: именно по такой траектории, из клетки в клетку, перемещается лекарство. В конце концов оно распространяется по всему организму. Хорошие лидеры команд делятся приобретенной информацией с другими людьми и поощряют к этому окружающих, создавая «пирамиду», по которой знания распространяются по всей команде и из команды в команду. Это повышает интеллект компании, превращая ее в обучающуюся организацию.
Обратная связь. Эффективные лидеры знают, как обеспечивать регулярную обратную связь, помогают сотрудникам совершенствоваться. Для этого необходимы развитые социальные навыки — готовность «достучаться» до других, но кроме того, такт и деликатность, чтобы люди открыто принимали как ваши похвалы, так и критику.
Харизма. Это некое таинственное качество. Оно или есть, или его нет. Мы не говорим о некой ужасающей власти, позволяющей некоторым увлекать своих последователей за собой даже в зыбучие пески.
Положительная харизма почти незаметна. Часто это скромное обаяние, которое без слов дает членам команды понять, что лидер действует с ними сообща.
Честность. Это истинная мера способности человека жить в согласии с принципиальными ценностями. Мы говорим не о стереотипах, а о целостности. Честность означает, что
вы не только говорите, но и делаете то, что говорите. Она исходит изнутри, из личности человека; но всегда видна окружающим.
Альтруизм. Благие намерения необходимы. Они — не самое главное. «Жить только благими намерениями» — плохой лозунг. Но если их нет, никакой успех команды не стоит усилий.
Менеджерские навыки
Факторы «гигиены» — это всего лишь выработанные привычки к определенным поступкам и мыслям, которыми может овладеть каждый, кто потратит на это силы и время.
Принятие решений. Лидеру команды лучше принять неудачное решение, чем не принять никакого. И если люди считают вас хронически нерешительным человеком, они не позволят вам быть лидером. Но если вы принимаете решения автоматически, у вас тоже возникнут проблемы. Если ваше решение оказывается неудачным, вам придется взять за это ответственность на себя. Если же вы начинаете искать виноватых (то есть козлов отпущения) или игнорируете ошибки, люди не станут ни доверять вам, ни следовать за вами. Признав ошибку, взяв на себя ответственность за нее, исправив ее и приняв другое (более удачное) решение, вы сможете удержать позиции лидера.©
Инициирование действий. Лидер — начало всех действий. Если же вы, наоборот, мешаете действовать или просто реагируете на действия других людей, вас не станут считать лидером. Необходимо уметь поддерживать баланс между тем, чтобы начинать слишком много действий (быть ориентированным на действия, а не на результаты), и слишком малыми действиями (действовать медленно, реактивно и без связи с реальностью).
Решение проблем. Это о такой вещице под названием «компетентность». Кто же захочет следовать за дураком? Способность быстро диагностировать проблемы и находить решения — ключ к уверенности команды.
Установление связей. Можно иметь полную власть в собственной команде, но если вы не стремитесь к проницаемости границ, к свободному перемещению информации в обоих направлениях, вас будут воспринимать не как лидера, а как самодура. Хорошие лидеры электризуют атмосферу. Они создают привлекательное окружение, где информация, знания, понимание и профессионализм распространяются естественным образом.
Они создают атмосферу сотрудничества, в которой люди свободно делятся информацией, преодолевая барьеры и границы. Они создают команды, в которых каждому нужно добиваться конкретных результатов.
Содействие эволюции и изменениям. У лидеров команд есть одна привилегия: их положение позволяет им делиться с другими своими взглядами. Хорошие лидеры превращают эту привилегию в настоящую ценность — они помогают людям понять, почему команда делает то или иное, разумно объясняют необходимость движения именно в данном направлении. Это — источник реальной энергии и ответственности для изменений. Лидер направляет в нужное русло силы, которые вызывают к жизни любые перемены: тревогу о прошлом и надежду на будущее. Итак, что вы можете сделать с этими качествами? Ввести их в свой инструментарий лидера команды. Рассматривать лидерство как лестницу, где сначала необходимо одолеть ступеньки факторов «гигиены» и только потом — добраться до мотивирующих факторов. Одно вырастает из другого. Если вы овладеете факторами «гигиены», вас будут воспринимать как эффективного менеджера. Практикуйтесь в мотивирующих факторах, и ваша команда признает вас настоящим лидером.
Пять уровней иерархии лидеров в компаниях (Джим Коллинз)
Уровень I — высокопрофессиональный сотрудник. Вносит вклад через активное использование своих способностей, знаний, опыта и умения организовать свой труд.
Уровень 2 — ценный член команды. Вносит личный вклад в достижение целей, стоящих перед компанией, эффективно работает с другими членами команды.
Уровень 3 — компетентный менеджер. Организует людей, рационально распределяет ресурсы для выполнения поставленных задач.
Уровень 4 — эффективный руководитель. Формулирует видение будущего компании и последовательно добивается того, чтобы компания продвигалась по намеченному пути. Обеспечивает высокие стандарты качества работы.
Уровень 5 — современный руководитель. Благодаря парадоксальному сочетанию выдающихся личностных качеств и твердой профессиональной воли его руководство позволяет добиться исключительных и долгосрочных результатов.
При формировании команды в компании идеальным стилем считается руководство лидера 5-го уровня, который реализуется не через собственный успех, а через достижение большей цели — создание успешного предприятия.
Это не означает, что руководитель 5-го уровня лишен честолюбия. Напротив, он исключительно честолюбив, но его
честолюбие относится, в первую очередь, к предприятию, которым он управляет, а не к себе самому.
Такой руководитель одновременно скромный и волевой, застенчивый и отважный. Он не говорит о себе, но готов бесконечно говорить о предприятии и его достижениях.
Одна из целей руководителя этого уровня — подготовка достойного преемника, будущего лидера такого же уровня на своем предприятии.
Руководитель 5-го уровня не является слугой предприятия. Он фанатически предан своему делу, заражен стремлением добиться результатов. Он сделает все для процветания предприятия. Очень часто руководителями 5-го уровня становятся сотрудники, выросшие по иерархической лестнице на своем предприятии.
Джим Коллинз выделяет две противоположные стороны характера такого руководителя — профессиональную волю и скромность. Ниже мы приводим таблицу (по Д. Коллинзу), в которой раскрываются особенности этих противоположных сторон.
Профессиональная воля | Скромность |
Добивается исключительных результатов, является основным акселератором процесса перехода от хороших результатов к еще лучшим | Скромен, не ищет широкой известности, не хвастается |
Демонстрирует неколебимое стремление сделать все, что должно быть сделано для достижения выдающихся, долгосрочных результатов, пренебрегает трудностями | Действует в спокойной, последовательной манере, добивается высокого качества работы, соблюдает высочайшие стандарты, не рассчитывает на личное обаяние |
Устанавливает стандарты долгосрочного успеха предприятия, никогда не соглашаясь ни на что меньшее | Реализует свои честолюбивые устремления через успех предприятия, а не через личный успех: выбирает последователей, способных добиться еще более выдающихся результатов |
Берет ответственность за неудовлетворительные результаты на себя, никогда не списывает вину на коллег, на внешние обстоятельства или невезение | Когда речь идет об успехе, приписывает заслугу другим сотрудникам, внешний факторам и чистому везению |
О руководителе 5-го уровня можно сказать словами Гарри Трумэна: «Вы можете добиться чего угодно в жизни при условии, что вам будет не важно, кому достанутся лавры».
Можно ли лидеру — руководителю 4-го уровня сформировать у себя качества руководителя 5-го уровня, если их до сих пор не было? Наш опыт работы на предприятиях свидетельствует о том, что это возможно, но у руководителя должно быть глубокое понимание необходимости изменения стратегии управления. Руководитель4-го уровня должен поверить в преимущества командного стиля работы. Единственное, что может помочь ему начать изменения и поддерживать их, — это вера в необходимость изменения собственного стиля управления. Эти моменты прорабатываются с помощью обратной связи от группы во время тренинга командообразования и поддерживаются в послетренинговом сопровождении.
Чтобы понять, насколько сложно измениться руководителю 4-го уровня, необходимо знать его характерные отличия от руководителя 5-го уровня.
При модели руководства 4-го уровня предприятием руководит гений. Он решает, куда предприятие должно развиваться, каковы его цели, задачи, миссия. Под эти уже готовые решения он собирает команду помощников, способных ассистировать ему в осуществлении его замыслов.
При модели руководства 5-го уровня предприятием управляет скромный трудоголик, как правило выросший на этом же предприятии. Он набирает в руководство нужных людей с целью создания сильной управленческой команды. И только затем с их помощью определяет наилучший путь к успеху предприятия. При этом члены управленческой команды могут ожесточенно спорить по поводу решений, но при осуществлении принятых решений действуют согласованно, избегая личных амбиций.
Из этого следует, что основной ресурс любого предприятия — не просто люди, а именно подходящие люди. Руководители 5-го уровня начинают с того, что набирают нужных людей и избавляются от ненужных. Они организуют работу таким образом, чтобы лучшие сотрудники работали в перспективных областях предприятия, а не занимались решением проблем самого лидера. При этом меняются принципы отбора кадров: в команду 5-го уровня набирают людей в первую очередь по их характеру и способностям, а уже потом по знаниям, опыту или образованию.
Если руководитель решил изменить ситуацию на предприятии и Перейти к командному руководству, то есть к руководству 5-го уровня, то он должен принять ряд мер:
-
Честно оценить и понять ситуацию, в которой находится компания. Невозможно принимать правильные решения и не смотреть в лицо суровым фактам действительности. Консультант помогает в этом Руководителю, проводя организационную диагностику компании.