Файл: Курсовая работа барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления фамилия Имя Отчество обучающегося Направление подготовки Код Наименование направления подготовки Направленность (профиль) Наименование образовательной программы.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)
Наименование учебного структурного подразделения
КУРСОВАЯ РАБОТА
БАРЬЕРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Фамилия Имя Отчество обучающегося
Направление подготовки Код Наименование направления подготовки
Направленность (профиль) «Наименование образовательной программы»
Руководитель работы
Ученая степень звание
___________________ И.О. Фамилия
подпись
«____» ________________ 20____ г.
Автор работы студент группы № _______________
___________________ И.О. Фамилия
подпись
«____» ________________ 20____ г.
Томск – 2022
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3 1 Основные подходы в изучении общения
6 2 Коммуникационные барьеры – основные аспекты
11 2.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения
11 2.2 Классификация коммуникационных барьеров
13 2.2.1 Барьер общения «авторитет»
13 2.2.2 Барьер общения «избегание»
14 2.2.3 Барьер общения «непонимание»
16 3 Возможности совершенствования эффективной коммуникации
21 3.1 Методы преодоления барьеров коммуникации
21 3.2 Правила и принципы построения эффективной коммуникации
29
Заключение
31
Литература
33
3
Введение
Коммуникация выполняет особую функцию в психическом развитии человека. Так, материальная коммуникация дает возможность индивиду получать необходимые предметы духовной и материальной культуры, которые выступают в качестве условия личностного развития.
Когнитивная коммуникация является непосредственно фактором интеллектуального развития индивида. Кондиционная коммуникация формулирует установки, необходимые для нормального функционирования других видов коммуникации, а также создает состояние готовности к научению. Этим кондиционная коммуникация косвенно способствует личностному и интеллектуальному развитию индивида.
Мотивационная коммуникация является источником энергии и дополнительной мотивации для индивида, своего рода «подзарядкой».
Индивид увеличивает собственный психоэнергетический потенциал в процессе коммуникации, тем самым развивая себя самого.
Прямой развивающий эффект имеет для человека деятельностная коммуникация, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.
В процессе межличностных коммуникаций зачастую возникают особые коммуникативные барьеры. Связи с уязвимыми местами в каких-либо каналах коммуникации или, к примеру, с погрешностями кодирования и декодирования, они не имеют, а обладают исключительно психологическим или социальным характером. Возникать такие барьеры могут по причине того, что нет понимания ситуации коммуникации, что вызвано не просто тем, что партнеры общаются на разных языках, а различиями более глубокими, существующими между участниками коммуникативного процесса. К примеру, это могут быть профессиональные, религиозные, политические, социальные различия, которые не просто создают разное понимание и интерпретацию одних и тех же понятий, используемых в процессе общения,
4
но и, в целом, совершенно разное мироощущение, миропонимание и мировоззрение. Подобного рода барьеры межличностной коммуникации образованы объективными социальными предпосылками, принадлежностью партнеров по общению к разным социальным слоям, и при проявлении этих барьеров особенно четко выступает интегрированность коммуникации в обширную систему общественных отношений.
В данном случае коммуникация демонстрирует то свое свойство, что она лишь одна из сторон общения. И то, что процесс коммуникации происходит через наличие барьеров в этой коммуникации – естественно.
Даже военные противники ведут переговоры. Но весь процесс коммуникации в значительной степени усложняется самим наличием коммуникативных барьеров.
Мы живем в быстроизменяющемся мире, где продуктивное межличностное общение играет огромную роль. Знание барьеров коммуникации и умение их преодолевать может в значительной степени облегчить общение в учебном, рабочем коллективе, в семье и любом межличностном общении. Поэтому одной из актуальных проблем современной психологии является проблема эффективной межличностной коммуникации и имеющиеся в ней барьеры.
В связи с актуальностью описанной мной проблемы, была выбрана тема курсовой работы. Цель работы – осуществить анализ барьеров в межличностном общении, а также рассмотреть пути преодоление этих барьеров. Мной были поставлены следующие задачи:
1)
рассмотреть проблему коммуникации в психологии;
2)
рассмотреть основные подходы и к проблеме барьеров в межличностном общении;
3)
проанализировать основные виды барьеров в межличностном общении и выделить пути их преодоления.
В качестве объекта моего исследования выступает коммуникативная сторона общения. К качестве предмета исследования я рассматриваю
5
барьеры межличностного общения. В качестве методов проводимого исследования можно выделить: анализ литературы по взятой проблематике, анализ и обобщение полученных знаний.
6
1 Основные подходы в изучении общения
Индивид входит в контакт с другим индивидом, обменивается информацией с целью дальнейшего построения совместной деятельности, сотрудничества, что предполагает собой общение как взаимодействие.
Всем высшим живым существам свойственно общение. Однако на уровне человека оно приобретает особые, совершенные свойства, становится осознанным и непосредственно связано с речью. В жизни человека нет даже самого кратковременного периода, когда бы он находился вне коммуникации, вне взаимодействия с другими людьми.
Общение по целям делиться на социальное и биологическое. Последнее есть общение, необходимое для развития, сохранения и поддержания организма. То есть оно связано с удовлетворением наших биологических потребностей. В свою очередь, социальное общение в качестве цели преследует укрепление и расширение межличностных контактов, установление и развитие межличностных отношений, роста индивида как личности.
Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Межличностное тесно связано непосредственно с тесным контактом людей в парах или труппах, имеющих постоянный состав участников. Таким образом, межличностное подразумевает психологическую близость участников общения, наличие понимания, сопереживания, опыта совместной деятельности. В связи с тем, что социальная психология есть составная часть комплекса психологических наук, то она имеет в своей основе принципы и категории, содержащиеся в общей психологии. Для социально- психологической теории «общение» является базовой категорией. К обоснованию этого тезиса существует множество подходов.
7
Так называемый «Транзакционный анализ», известная концепция Э.
Берна, состоит в том, что в каждом индивиде в различных ситуациях преобладает одно из состояний его «Я»:
а) состояния «Я», подобные образу родителей;
б) состояния «Я», бесконтрольно направленные на независимую оценку действительности;
в) состояния «Я», имеющие наиболее устоявшиеся образы поведения и чувств, которые были зафиксированы в раннем детстве.
Э. Берн считал, что на протяжении всего времени общения каждый партнер по общению проявляет себя в одном из тех состояний: Я-Ребенок, Я-
Взрослый, Я-Родитель.
Единица общения есть одна операция (то есть одна фраза или ответ на нее). Фраза, которая первой пошла от участника общения – это транзакционный стимул, реакция на нее – это транзакционная реакция.
Простейшие транзакции – когда оба участника общения представляют собой взаимодействие по принципу «Взрослый - Взрослый». Дополняющие транзакции – представляют собой взаимодействие участников общения по схеме «Родитель – Ребенок». Самыми сложными для общения являются пересекающиеся транзакции. Такие транзакции происходят, когда в качестве стимула послужил тип «Взрослый – Взрослый», но партнер по коммуникации выбрал реакцию по типу «Ребенок – Родитель». В подобной ситуации Взрослый вынужден что-то предпринять чтобы разговор вернулся в конструктивное русло, то есть транзакция стала дополняющей, и собеседники смогли понять друг друга. [16, с. 62]
Рассмотрим еще одну концепцию общения, разработанную Л.П.
Буевой. Данная концепция содержит такие аспекты изучения коммуникации:
а) информационно-коммуникативный аспект – общение как вид коммуникации между индивидами с целью обмена информацией;
б) интеракционный аспект – общение как взаимодействие партнеров по коммуникации в процессе кооперации;
8
в) гносеологический аспект – индивид как объект и одновременно субъект социального познания;
г) аксиологический аспект – коммуникация рассматривается как обмен ценностями;
д) «нормативный» аспект - в процессе нормативного регулирования поведения выявляется роль и место коммуникации, анализируется процесс закрепления и передачи норм реального функционирования в обыденном сознании паттернов поведения;
е) «семиотический» аспект – общение, с одной стороны, как особая знаковая система и, с другой стороны, как посредник в деятельности различных знаковых систем;
ё) социально-практический (праксиологический) аспект – общение в качестве обмена способностями, действиями, навыками и умениями.
А.А. Бодалев считает нужным рассмотрение процесса коммуникации как взаимодействие индивидов, что содержит в себе обмен информацией с поддержкой всевозможных коммуникационных средств для установления отношений между индивидами. [13, с. 29]
Авторы сборника научных статей «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» видят процесс коммуникации как систему межличностного взаимодействия, ставя феномен общения в рамки лишь непосредственного контакта между людьми.
Помимо психологов, проблематику общения также исследовали философы. Например, Б.Д. Парыгин в своих трудах говорит о том, что процесс коммуникации есть необходимое условия не только для социализации, но и для самого существования личности.
Л.П. Буева обращает внимание на то, что благодаря процессу коммуникации индивид усваивает новые формы поведения.
М.С. Каган видит процесс коммуникации как вид деятельности, выражающий практическую активность индивида. [1, с. 77]
9
Речевая коммуникация представляет собой часть социального общения, которую образуют речевые акты, что принимают участие в процессе обмена деятельностью и передаче информации.
Понятие «коммуникации» используется социальной психологией в следующих значениях:
а) как характеристика структуры межличностных и деловых связей между индивидами, к примеру, характеристика структуры общения в группе участников;
б) с целью дать характеристику обмена информацией в межличностном общении в целом, где коммуникация является одной из составляющих человеческого общения – информационная составляющая.
Коммуникация включает в себя обмен между людьми чувствами, установками, интересами, идеями представлениями, настроениями и тому подобным в процессе общения. [9, с.70]
Коммуникация как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качества «хорошей» речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.
Точность – это соблюдение лексических норм в процессе коммуникации (точность словоупотребления, правильное использования, антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов, профессиональных терминов и определений и так далее).
Чистота – это отсутствие в речи жаргонных, диалектных выражений, то есть элементов, не свойственных литературному языку.
Логичность – это взаимосвязанность речи и доносимой информации.
Выразительность – качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительности речи
10
может добавить использования пословиц, поговорок, крылатых выражений, а так же использование стилистических фигур и троп.
Богатство – свободное использование и владение языковыми единицами, позволяющее свободно выражать и доносить информации.
Уместность – употребление языковых единиц, что соответствуют условиям, ситуации, содержанию и целям общения.
11
2 Коммуникационные барьеры – основные аспекты
2.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их
возникновения
Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации. Люди являются элементами коммуникации, они сложные и чувствительные
«получатели» информации, имеющие желания и чувства, жизненный опыт.
Информация, которую они получают, способна вызывать разнообразную внутреннюю реакцию, усиливающую, искажающую или полностью блокирующую посланную им информацию. Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.
Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации [6, c. 25].
Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, – планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.
В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или барьеры.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению [16, с. 40].
12
При диалоге людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.
В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.
Условно можно выделить следующие причины возникновения барьеров в коммуникациях:
a) сложность содержания сообщения (связанные с речью, словами, жестами, телодвижениями);
б) непривычность и сложность формы сообщения;
в) проблемы со средствами передачи сообщения;
г) плохая обратная связь;
д) запаздывание информации и другие.
13
2.2 Классификация коммуникационных барьеров
В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций:
а) «авторитет»;
б) «избегание»;
в) «непонимание».
Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.
2.2.1 Барьер общения «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к «авторитетным» зависит от следующих факторов:
а) социального положения (статуса), от принадлежности к реальной
«авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора.
Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся.
Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14-15 см;
б) привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);