Файл: Курсовая работа барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления фамилия Имя Отчество обучающегося Направление подготовки Код Наименование направления подготовки Направленность (профиль) Наименование образовательной программы.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24
незаинтересованность, и компетентности. К вопросу о незаинтересованности
– чем меньше слушатель считает, что его хотят в чем-то убедить, тем больше он доверяет говорящему. Изложенное безусловно говорит о том, что чем авторитетнее (надежнее) говорящий, тем выше успех межличностного общения в целом.
Из психологических исследований выясняется, что если слушающий проникнут доверием к оратору, то он отлично воспринимает и запоминает его выводы и совершенно не обращает внимания на сам процесс рассуждений говорящего. Если же доверие отсутствует или его меньше, то и к выводам говорящего слушающий относится с недоверием, а вот к аргументам и процессу рассуждений крайне внимателен и скептичен. Отсюда следует, что при различных целях общения есть смысл по-разному управлять доверием слушающего. Так, при агитации необходимо иметь высокий уровень авторитета, а при преподавании достаточно среднего уровня авторитета.
Отсюда можно сделать вывод, что в поисках основ доверия важно учитывать не только внешние условия, а и то, насколько слушающий ассоциирует говорящего с собой, насколько считает его представителем своей общности. Этот фактор является одним из важнейших в условиях преодоления коммуникативных барьеров.
Преодоление фонетического барьера. Для того, чтобы собеседник правильно вас понял, необходимо говорить разборчиво, внятно, избегать скороговорки, достаточно громко и так далее. Выполнение данного ряда условий улучшает восприятие информации, оптимизирует процесс общения.
Кроме изложенных общих характеристик, имеет смысл назвать некоторые достаточно конкретные закономерности того, как мы воспринимаем речь других людей. Данные закономерности помогут нам определить, что есть
«лучшая» фонетика в каждом отдельном коммуникативном акте. Данного рода закономерности определены в бесчисленных экспериментах и исследованиях, что посвящены изучению физических характеристик
25
общения – скорости речи, темпа речи, произношения и качества дикции и так далее.
Для преодоления фонетического барьера необычайно важна и обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.
По мнению психологической науки, самым важным является просто помнить о наличии данного барьера общения. Буквально у каждого индивида достаточно знаний и опыта, чтобы преодолеть этот коммуникативный барьер, если уделять этому достаточно внимания.
Преодоление семантического барьера в общении. Данный барьер выступает как следствие несовпадения тезаурусов людей. В связи с тем, что все мы имеем свои собственный индивидуальный опыт, наш опыт имеет и неповторимый тезаурус. Наличие у разных людей одинаковых тезаурусов вообще в определенном смысле категорически невозможно. Однако из этого не следует, что категорически невозможно и взаимопонимание. Естественно, что в процессе коммуникации всегда есть какое-либо непонимание – каждое сообщение, каждое слово будет иметь для слышащего немного другой смысл, чем для говорящего. Если же слышащий понял совершенно не то, что сказал говорящий, в таком случае имеет место быть семантический барьер и неэффективная коммуникация.
Имея более полное представление о тезаурусе партнера, возможно преодоление семантического барьера в общении. И именно с недооцененностью различий в тезаурусах связаны многочисленные ошибки в коммуникации.
Преодоление стилистического барьера. Данному барьеру в общении свойственно сводиться к сому, что характеристики стиля сообщения препятствуют его восприятию. В случае, когда стиль коммуникации несоответствующий, слишком легковесный, излишне тяжелый, то есть
«плохой», то слушающий не в состоянии его понять (или не желает, отказывается понимать). Соответствие формы содержанию помогает в
26
преодолении стилевого барьера. другими словами, чтобы вас хорошо понимали, сообщение должно быть хорошо построено и изложено.
Также в преодолении данного барьера важно уметь правильно структурировать передаваемое сообщение. Будет не лишним заметить, что сообщение не только лучше понимается слушающим, но и лучше запоминается, когда оно правильно структурировано, что не менее важно для эффективного общения.
В коммуникации существует два основных способа структурирования: правило цепи и правило рамки. Смысл правила рамки состоит в том, что все предназначенное для запоминания сообщение, будь то доклад, лекция, разговор или просто эффектное появление, должно быть помещено в рамку, которая в свою очередь и задает структуру сообщения. В качестве рамок в общении выступают начало и конец разговора. В начале беседы должны быть обозначены перспективы, цели, желаемые результаты от общения. В конце беседы необходимо отметить степень достижения целей, подвести итоги, показать ретроспективу коммуникации.
Второй способ структурирования информации – правило цепи. Первый способ – правило рамки – происходит за счет внешнего структурирования коммуникации. В свою очередь правило цепи основывается на структурировании общения изнутри. Использование данного способа связано с тем, что содержание коммуникативного процесса не может быть «грудой разрозненных сведений», оно должно быть выстроено по определенной логике, сообщение должно быть соединено «в цепь». При чем выглядеть эта цепь может по-разному:
а) простое перечисление «во-первых, во-вторых, в третьих»;
б) ранговая цепь – «сначала о главном… теперь о менее существенном»;
в) логическая цепь – «если это, тогда так», «если согласны с этим, тогда и это тоже верно».
27
Любая цепь, связывая, организуя, упорядочивая содержание, как и рамки, выполняет сразу две функции – улучшает запоминание и структурирует сообщение в соответствии с потребностями собеседника.
Здесь мы перечислили основные методы преодоления барьеров коммуникации, разработанные современной социальной психологией.
28
3.2 Правила и принципы построения эффективной коммуникации
Все «барьеры» и ошибки — негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.
Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций:
а) наиболее общее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна самому себе.
б) правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.
в) правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщения профессионализмами.
г) правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.
д) правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника, учитывая его уровень — жизненный, профессиональный, культурно- образовательный.
е) правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.
ё) правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.
ж) правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи. Существует ряд принципов обеспечения эффективной обратной связи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции. Эффективная обратная связь:
29 1)
должна быть направлена на изучение действий членов организации;
2)
конструктивна, и благодаря ей получателю сообщаются полезные для него идеи;
3)
обнаруживает тенденцию к специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно быть сделано для их устранения;
4)
носит незамедлительный характер;
5)
основывается не столько на оценке сказанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (или не должно) быть сделано;
6)
полезна члену организации в той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы;
7)
характеризуется своевременностью поступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
8)
для того чтобы обратная связь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовность принять ее;
9)
должна быть четко выражена таким образом, чтобы стать понятной получателю;
10)
должна быть надежной.
Также в теории управления существуют три наиболее общих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации.
Соблюдение этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.
30
Заключение
Коммуникация в психологическом знании рассматривается как сложный многогранный процесс установления и развития взаимодействия между людьми. Потребность совместной деятельности порождает общение.
Общение имеет в своем составе как минимум три различных процесса: интеракцию (обмен действиями), коммуникацию (обмен информацией) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера по общению).
К ней обращались такие известные исследователи феномена общения как В.А. Петровский, А.В. Петровский, В.И. Мясищев, А.А. Мелик-Пашаев,
М.Н. Мелибруда, Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, И.Б. Котова, В.А. Калиненко,
А.Б. Добрович, А.А. Бодалев, Б.Г. Ананьев и многие другие.
Одной из важнейших характеристик межличностной коммуникации является присутствие в коммуникации специфических барьеров, что неизбежно возникают в процессе взаимодействия индивидов. Феномен барьеров в коммуникации был предметом изучения таких известных ученых в областях социологии и психологии, как Б.Д. Парыгин, В.Ф. Галыгин, Г.М.
Андреева и другие.
Исследователи феномена коммуникативных барьеров отмечали, что барьеры в общении возникают в силу определенных причин – индивидуально-психологических, культурных и прочих. Социальная психология выделяет такое коммуникативные барьеры, как замещающее искажение, информационно-дефицитный, семантические, эмоциональные и ряд других. Каждый из этих барьеров общения несет в себе свою специфику, свое определенное влияние на общество и свое развитие. Успешности межличностного общения во многом зависит от понимания барьеров, которые так или иначе возникают в процессе коммуникации, умение их различать и знание способ преодоления данных барьеров. [16, с. 39]
Для преодоления барьеров в общении существует множество способов.
Выбор способа преодоления зависит от понимания своего партнера по
31
общению, от правильного определения его типа и структуры направленности его личности. Сбор этих знаний о партнере дает понимание сущности возникшего барьера, его причины и помогает найти дальнейшие пути разрешения проблемы.
В психологической науке существует ряд методов по преодолению барьеров в межличностном общении: различные приемы преодоления стилистического барьера, семантического барьера, использование феномена авторитета, методы привлечения и поддержания внимания, а также всевозможные виды ответных активных реакций в коммуникации, что обеспечивают рефлексивное слушание.
Мы все, люди, являемся уникальными личностями, с каждым из нас необходимо искать пути решения возникающих проблем, подход в этом вопросе должен быть индивидуальным. От правильно подобранного стиля общения и методов преодоления барьеров в общении зависит успешность межличностной коммуникации.
32
Литература
1.
Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб: Знание, 2001.
3.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2003.
4.
Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. -
Москва: «ИНФРА-М», 2008.
5.
Леонтьев Д. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000, т. 21, 1.
6.
Морозов А. Психология влияния СПб.: Питер, 2000.
7.
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К., 1990 8.
Поваренков Ю. Психологическое содержание профессионального становления человека М.: УРАО, 2002.
9.
Реан А. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер,
2000.
10.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 255 с.
11.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. - М., 2001. –
288 с.
12.
Батищев Г.С. Особенности глубинного общения // Вопросы философии. – N3. – 1995. – с. 109-129.
13.
История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А.
Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с.
14.
Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание:
Избранные статьи. – Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1991.
33 15.
Кон И.С.Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
1999. – 560 с.
16.
Лютова С.Н. Социальная психология личности. Теория и практика. – М., 2002. – 180 с.
17.
Майерс Д.Социальная психология / Пер с англ. – СПб.: Питер,
1997. – С. 315-339.
18.
Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект»,
2000. – 584с.
19.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.:
ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999.
20.
Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования. В 2 ч. Ч. 2. Владивосток: Издательство
Дальневосточного университета, 2003. – 134 с.
21.
Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.
Андреевой, А.И. Донцова. - М., 2002. - 335 с.
22.
Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /
Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ,
2006. - 176 с.