Файл: Курсовая работа барьеры межличностной коммуникации и пути их преодоления фамилия Имя Отчество обучающегося Направление подготовки Код Наименование направления подготовки Направленность (профиль) Наименование образовательной программы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
в) доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
г) компетентности;
д) искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
2.2.2 Барьер общения «избегание»
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций
(например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
Как же преодолевать этот барьер? Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:
а) привлечь внимание;
б) удержать внимание.
На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.
Привлечь внимание можно при использовании трех основных приемов.
К ним относятся:

15
а) прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих (откуда родом, последний просмотренный фильм, телевизионная передача, прочитанная книга, увлечения и др.);
б) прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например, говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои
«сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
в) прием зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
Не менее важна и проблема поддержания внимания Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие:
а) прием «изоляции»: когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий;
б) прием «навязывания ритма»: постоянное изменение характеристик голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;
в) прием «акцентировки»: употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа: «Прошу обратить внимание», «Важно отметить, что…», «Необходимо подчеркнуть, что…» и др.


16
2.2.3 Барьер общения «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Почему это происходит и как можно эти проблемы решить?
Обычно выделяют четыре барьера непонимания:
а) фонетический (фонема — звук),
б) семантический (семантика — смысловое значение слов),
в) стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания),
г) логический.
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:
а) когда говорят на иностранном языке;
б) используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
в) когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Чтобы преодолеть фонетический барьер, нужны:
а) внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
б) учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);
в) наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
а) любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
б) «смысловые» поля у разных людей разные;

17
в) зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов
«перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).
Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».
Для преодоления семантического барьера необходимо:
а) говорить максимально просто;
б) заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.
Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.
Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.
Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.
Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще «фактором ряда»). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.


18
Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора — подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении — конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.
Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, «перечислено».
Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.
Возможны следующие варианты перечисления:
а) простое перечисление — «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;
б) ранжирование — «сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное…»;
в) логическая цепь — «если это — то, тогда можно предположить, что…, а следовательно…». Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.
Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики.
Тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, то есть наша.

19
Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.
Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:
а) учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника
(кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
б) правильная аргументация.
Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.
Система барьеров — как автоматизированная охрана: при срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку; иначе мозг и психика человека могли бы быть травмированы содержанием или объемом информации.
Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления.


20
3 Возможности совершенствования эффективной коммуникации
3.1 Методы преодоления барьеров коммуникации
Современная психология располагает достаточным количеством средств и методов преодоления барьеров коммуникации. Рассмотрим основные из них:
1)
преодоление избегания. Избегание контакта представляет собой один из видов защиты от нежелательного воздействия, а также «слышания» и
«видения» тех, кто осуществляет это нежелательное воздействие. В обычной жизни избегание обычно проявляется в виде невнимания. Если в процессе беседы человек думает о своем, не воспринимая то, что говорит собеседник, это и есть избегание воздействия.
Контроль над своим вниманием не всегда требует особых навыков, умений и проведения научных исследований. Каждый человек при необходимости привлечь внимание другого человека, скажем, в лесу или на улице, громко кричит, таким образом, привлекая внимание другого интенсивным физическим проявлением.
Чаще всего способы управления и контроля над вниманием изучались в рамках исследований по психологии массовых коммуникаций, в ситуациях, когда стоит необходимость управлять вниманием не одного конкретного индивида, а коллектива – некоей аудиторией. Но, как ни парадоксально, те же приемы возможно эффективно использовать в других видах межличностной коммуникации.
Исходя из вышесказанного, в любом процессе коммуникации важно:
1) чтобы внимание того, «кто слушает» было обращено на того,
«кто говорит», и «что он говорит»;
2) чтобы внимание слушателей было постоянным и не рассеивалось.
б) привлечение внимания. Исследования в психологии общения показывают, что внимание может привлекаться как внешними, так и

21
внутренними стимулами. Внешние стимулы – это неожиданность (новизна), физические характеристики и интенсивность стимула. Внутренние – те, что определяются значимостью, актуальностью, важностью стимула для индивида в зависимости от его целей и намерений в данный период времени.
Существуют определенные приемы привлечения внимания:
1) одним из наиболее эффективных приемов является тот, который условно называют приемом «нейтральной фразы». Его смысл состоит в том, что в начале беседы произносится фраза, не связанная прямо с темой беседы, но наверняка по тем или иным причинам имеющая значение, ценность, смысл для всех участников беседы (слушателей) и поэтому выступающая в качестве «собирателя внимания».
2) еще одним приемом привлечения и удержания внимания служит так называемый прием «завлечения». Его смысл состоит в том, что говорящий вначале говорит что-либо трудно воспринимаемым образом, к примеру, очень непонятно, слишком монотонно, очень тихо или неразборчиво. Слушатели вынуждены предпринять усилия, чтобы понять хоть что-либо, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. Как результат – говорящий «завлекает» слушателей. Используя этот прием, говорящий как бы вынуждает слушателей самих применить методы концентрации внимания и потом лишь использует их.
3) третьим, но не менее интересным способом «сбора» внимания, является установление зрительного контакта между слушающим и говорящим. Ораторы, знающие силу этого приема, часто используют его, обводя аудиторию взглядом, пристально смотрят на кого-то одного, далее фиксируют взглядом несколько человек, кивают им. Данный прием получил широкую популярность не только в массовой коммуникации, но и в деловой, личной, интимной.
в) поддержание внимания. После привлечения внимания встает вторая задача – это его удержание в процессе общения. Умение поддерживать внимание, по сути, связано с осознанием тех же факторов, которые


22
использовались при привлечении внимания, но на этот раз – это борьба с тем, чтобы внимание другого человека отвлекалось какими-то «чужими» стимулами.
Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним по отношению к данному взаимодействию стимулом – громким стуком двери, визгом тормозов проезжающей за окном машины, интересным разговором соседей, сменой освещения, ярким плакатом на стене, собственными размышлениями не по теме и т.д. Первая группа приемов поддержания внимания сводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально «изолироваться» от них. Поэтому эту группу можно назвать приемами «изоляции». Когда необходимо спокойно поговорить с кем-то, то можно отвести его в сторону (от возможных отвлекающих воздействий), уединиться (чем меньше людей вокруг, тем больше мы можем уделить внимания друг другу).
Приемы «навязывания ритма» являются еще одной группой приемов поддержания внимания. Внимание человека не статично, оно постоянно ускользает, колеблется, если не прилагать специальных усилий для его удержания. Особенно, если собеседник говорит однообразно, монотонно, достаточно сложно концентрировать внимание на его речи. При чем, чем сильнее слушатель пытается сосредоточиться на монотонной речи говорящего, тем больше его внимание будет ускользать. Приемы
«навязывания ритма» заключается в мероприятиях, направленных на усилия со стороны говорящего взять снимание слушающего под свой контроль.
Частые изменения характеристик голоса, такие как громкость, скорость, выразительность один из наиболее простых способов задать нужный ритм разговору. Такой подход к ведению разговора не дает собеседнику расслабиться и упустить из внимания сообщение говорящего.
Так называемые «приемы акцентировки» - это следующая группа методов. Данная группа применима в случаях, когда необходимо подчеркнуть во внимании партнера по общению определенные важные

23
тезисы, ситуации и прочее. Описываемую группу можно условно разделить на две группы: косвенные и прямые. Последняя, прямая акцентировка, достижима при помощи употребления определенных служебных фраз, с помощью которых и достигается необходимый эффект привлечения внимания. Например: «необходимо подчеркнуть, что…», «важно отметить, что…», «прошу обратить внимание на…» и так далее. Косвенная акцентировка характеризуется тем, что места, на которые необходимо обратить внимание, выделяются из общей массы коммуникации за счет контраста – они выстраиваются так, чтобы выделяться на общем фоне и таким образом привлекать внимание.
Навык управления вниманием собеседника – важный навык не только для говорящего, но и для того, кто выступает слушателем в коммуникативном процессе. В случае, когда эффективность воздействия на слушателя существенна, в случае, когда он хочет видеть и слышать именно то, что говорит и делает говорящий, слушатель должен уметь контролировать и направлять поток своего внимания на говорящего. Для этого существуют приемы «активного слушания».
Использование приема авторитета. Вопрос о доверии к партнеру по общению человек решает по критерию авторитетности собеседника. В случае, когда собеседник представляется неавторитетным, его воздействие будет иметь небольшой успех, если же собеседник представляется нам авторитетным, тогда и процесс общения будет успешным. Из этого следует, что если оратор добьется присвоения авторитета в глазах слушателя, это будет основой для успешного воздействия.
Чаще всего принято полагать, что авторитетность источника информации определяется наличием таких его качеств, как объективность, полномочия, искренность, привлекательность, компетентность, надежность.
Последнее – надежность – это как раз и есть авторитетность. Чем выше доверие человека к партнеру по общению, тем выше его надежность.
Надежность как показатель состоит из объективности, что определяется как