Файл: Исследование конкурентоспособности предприятия на примере ооо Невельский морской торговый порт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

- Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия удерживать и увеличивать свою долю на рынке товаров и услуг.

- Конкурентоспособность предприятия дает характеристику возможности и динамики его адаптации к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность обуславливается различными факторами: вид производимого товара; конкурентоспособность товаров предприятия в наружном и внутреннем сегментах рынка; конкурентные положение предприятий, уже работающих на данном рынке; лёгкость доступа на тот или иной рынок; возможность научно-технического прогресса в отрасли; конкурентоспособность отрасли; конкурентоспособность региона и страны. Судя по мировой практике в рыночных отношениях, взаимосвязанное решение этих проблем дает гарантию на повышение конкурентоспособности предприятия.

На сегодняшний день существуют различные способы классификации факторов конкурентоспособности предприятия, использование которых зависит от целей исследования, от общей экономической ситуации страны, в которой они проводятся, а также от характера задач, которые поставлены перед предприятием и которые нужно будет решать.



Рисунок 1 Факторы конкурентоспособности предприятия

Само по себе присутствие факторов конкурентоспособности недостаточно для ее обеспечения. Получение конкурентного преимущества зависит от того, насколько плодотворно они используются в практической деятельности предприятия.

В России очень сложно управлять деятельностью предприятий и обеспечивать их надлежащий уровень конкурентоспособности в контексте расширения их прав и обязанностей и необходимости адаптации к изменениям.

Гибкая адаптация к внешней среде, которая играет важную роль в нашей стране, является одним из условий для функционирования субъекта экономики.

Необходимо выбрать четко определенный конкретный набор факторов, которые влияют на работу предприятия в определенный период времени.

Существуют разные методики обеспечения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрим некоторые из них.

1.2. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятий

Роль анализа и оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ субъектов хозяйственной деятельности, в том числе различного рода предприятий, отраслей и стран, возрастает по мере распространения и усиления конкурентной борьбы между ними. При этом анализ конкурентоспособности и конкурентных преимуществ субъектов хозяйственной деятельности приобретает системный и комплексный характер.

Конкурентоспособность предприятия определяется результатами его конкурентных преимуществ по всем показателям, к которым относятся прибыльность, эффективность управления, деловая активность, ликвидность и рыночная устойчивость. При этом производство, реализация конкурентоспособных товаров и эффективное использование всех ресурсов в условиях конкуренции остаются основными атрибутами конкурентоспособного предприятия. Все это происходит в условиях воздействия среды. Обеспечение конкурентного преимущества всем производственным показателям хозяйственной деятельности осуществляется в условиях неконтролируемого воздействия на эти показатели со стороны внутренней и внешней среды предприятия.

Обеспечение конкурентоспособности является важной проблемой, решение которой связано с совершенствованием разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции, т.е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла товара.

Под обеспечением конкурентоспособности предприятия понимается процесс «системной оценки уровня конкурентоспособности, выявления факторов и резервов ее повышения, обоснования и внедрения организационно-экономических мероприятий, нацеленных на долгосрочный устойчивый рост конкурентоспособности» [11].

Обеспечение конкурентоспособности предприятия включает в себя взаимосвязанные мероприятия аналитического, планового и организационно- внедренческого характера.

Процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия включает в себя следующие основные элементы [8]:

- разработка системы принципов обеспечения конкурентоспособности и механизмов их внедрения в деятельность конкретного предприятия;

-формирование методического инструментария оценки конкурентоспособности предприятия;



- выявление факторов роста конкурентоспособности предприятия;

- обоснование возможности руководства и специалистов предприятия по воздействию на факторы роста конкурентоспособности;

- разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности;

-формирование и совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения конкурентоспособности, определение ответственных подразделений предприятия за соответствующие направления обеспечения конкурентоспособности;

- контроль процесса обеспечения конкурентоспособности по предприятия в целом и ее отдельным подразделениям и оценка его экономической эффективности.

Проблема оценки конкурентоспособности предприятий в условиях экономической нестабильности стоит очень остро. Однако в настоящее время общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия отсутствует. Каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех предприятий, работающих на однородном рынке, а для одного-двух:

— один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства (Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов);

— другой — стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране (А.Г. Бурда, В.В. Кочетов, Ю.К. Перский);

— третий — эффективность использования потенциала предприятия (И.Б. Гурков, П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндали);

— четвертый — эффективность производственно-сбытовой деятельности (Е. Млоток, Т. Нильсон);

— пятый — усилия в области повышения качества товаров (В.М. Мишин, А.В. Гличев) и т. д.

На сегодняшний день разработано множество методов оценки конкурентоспособности предприятий, их можно классифицировать таким образом [16] (табл.3).

Таблица 3 – Методы оценки конкурентоспособности предприятий


Название метода

Отличительные черты методики

Плюсы и минусы метода

1. Матричные методы:

1.1. матрица БКГ;

1.2. матрица Портера;

1.3. матрица «Привлекательность рынка/конкурентоспособность (так называемая модель GE/McKinsey);

1.4. матрица «Привлекательность отрасли/конкурентоспособность (так называемая модель Shell/DPM);

1.5. матрица «Стадия развития рынка/конкурентная позиция (так называемая модель Hofer/Schendel);

1.6. матрица «Стадия жизненного цикла продукции/конкурентная позиция (так называемая модель ADL/LC)/

Оценка начинается с построения специальной матрицы в определенной системе координат: по оси абсцисс откладывают темпы роста или сокращения объемов продаж; по оси координат располагается относительная доля, которую предприятие занимает на рынке. Согласно данной методике самыми конкурентоспособными считаются те экономические субъекты, которые функционируют на рынке и занимают существенную его долю.

Плюсы: обеспечивает высокую адекватность оценки. Минусы: не дает возможность провести анализ причин сложившейся ситуации, чем усложняет процесс разработки управленческих решений, кроме того, эти методы требуют наличия точной маркетинговой информации, а это сопряжено с необходимостью проведения таких исследований.

2. Методы, которые основываются на процедуре оценивания конкурентоспособности производимого предприятием товара или оказываемой услуги

Ключевая идея таких методик в том, что конкурентоспособность предприятия и товара находятся в прямой зависимости, т.е. с ростом конкурентоспособности товара растет и конкурентоспособность предприятия. С целью определения конкурентоспособности товара могут быть использованы маркетинговые методы, большинство из них нацелено на соотношении цена – качество. При расчете показателя конкурентоспособности по каждому виду производимой продукции используются экономические и параметрические индексы конкурентоспособности.

Плюсы: методы основываются на оценке одной из важнейших составляющих конкурентоспособности фирмы – это конкурентоспособность производимого ей товара или услуги.

Минусы: не дает полного представления о сильных и слабых сторонах в деятельности предприятия, поскольку конкурентоспособность фирмы подменяется конкурентоспособностью товара и не включает прочие характеристики его деятельности.

3. Методы, в основу которых положена теория эффективной конкуренции

Теория эффективной конкуренции состоит в том, что самыми конкурентоспособными являются те компании, в которых самым лучшим образом налажена работа всех подразделений и служб. Причем считается, что на эффективность функционирования каждой из служб оказывает влияние целый комплекс факторов – ресурсов предприятия. И оценка эффективности каждой из структур подразумевает оценку эффективности использования ими этих ресурсов. Все сформулированные в процессе предварительного анализа способности предприятия по достижению конкурентных преимуществ в дальнейшем проходят оценку экспертами с токи зрения имеющихся ресурсов.

Плюсы: учет разнообразных элементов деятельности предприятия. Минусы: в основу методики положена идея о том, что уровень конкурентоспособности предприятия можно определить путем простого сложения способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ. Но сумма разнообразных элементов такой сложной системы как предприятие, чаще всего не приводит к такому же результату, как и вся система в целом.

4. Методы, основанные на комплексном подходе к оценке

В соответствии с этой методикой принято считать, что конкурентоспособность предприятия это величина интегральная по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. В данном случае текущая и потенциальная конкурентоспособность и их соотношение в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия в зависимости от используемого метода могут отличаться.

Плюсы: дает возможность учесть не только существующий уровень конкурентоспособности предприятия, а вместе с тем его будущую возможную динамику. Минусы: в ходе определения текущей и потенциальной конкурентоспособности используются методы, рассмотренные выше, следовательно, недостатки тех подходов переходят на этот.


Матричные методы оценки являются достаточно простыми и дают наглядную информацию.  Более того они основаны на рассмотрении процесса конкуренции в развитии и в случае наличия правдивой информации дают возможность осуществить достаточно качественный анализ конкурентных позиций.

Методы, которые базируются на проведении оценки конкурентоспособности продукции, связывают посредством понятия «эффективного потребления» конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара. Считается, что конкурентоспособность выше, чем выше качество товара и меньше его стоимость. Среди положительных черт этих методов можно назвать: простоту и наглядность проведения оценки. Но вместе с тем они не дают полного представления о сильных и слабых сторонах в работе предприятия [21].

Реализация комплексных методов оценивания конкурентоспособности предприятия осуществляется с использованием метода интегральной оценки. Этот метод включает две составляющие: во-первых, критерий, характеризующий степень удовлетворения потребностей потребителя, во-вторых, критерий эффективности производства. Положительной чертой этого метода можно назвать простоту осуществляемых расчётов и возможность однозначно интерпретировать результаты. Вместе с тем, важным недостатком является неполная характеристика деятельности предприятия.

Осуществив анализ разработанных на сегодня методов оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод, что не существует идеальной со всех сторон методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия. Выделенные недостатки имеющихся подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятий обуславливают сильно ограниченные возможности практического применения большей их части. Например, от метода, посредством которого, осуществляется оценка конкурентоспособности фирмы непроизводственной сферы, существенно зависит надежность полученных результатов, простота их идентификации и возможности дальнейшего применения [26].

На основании вышеизложенного, следует, что для корректной оценки и дальнейшего повышения конкурентоспособности предприятия разработано множество методов, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе, в зависимости от задач, поставленных перед началом проведения оценки. Многообразие существующих сегодня методов дает возможность подобрать наиболее эффективный и простой метод оценивания для каждого конкретного предприятия.


Обеспечение конкурентоспособности современных предприятий связано с проблемами качества, ресурсосбережения, энергоэффективности их деятельности, управления затратами, создания их благоприятного имиджа в глазах потребителя и др. Сложность этого процесса обусловлена значительным увеличением количества направлений, по которым конкурентные преимущества могут быть достигнуты. Приоритет в данной ситуации следует отдавать тем направлениям, потенциал которых еще не использован в полной мере.

Таким образом, конкурентоспособность становится определяющим фактором обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы и ее устойчивого развития. Поэтому переход на инновационную модель развития – это не только государственная задача, но и реальная, объективно существующая потребность любого функционирующего в условиях рыночной экономики предприятия.

Большое значение, в частности, приобретают конкурентные преимущества, достигнутые при учете влияния экологического фактора на обеспечение конкурентоспособности предприятий. Это связано с увеличением экологических барьеров на международных рынках и возрастанием требований национальных законодательств различных стран и международных природоохранных организаций. В таких условиях соответствие предприятий экологическим требованиям и нормативам становится важной составляющей конкурентной борьбы.

В связи с этим далее рассмотрим влияние экологического фактора на конкурентоспособность современных предприятий.
1.3. Экологический фактор конкурентоспособности современных предприятий

Возрастающее влияние экологического фактора на конкурентоспособность предприятий объясняется тем, что сегодня в России и в мире достаточно остро стоит вопрос об увеличении разрушительного антропогенного влияния на окружающую среду.

В современных условиях, если предприятие имеет целью сохранение своей конкурентоспособности, оно должно учитывать новую роль экологических факторов. Это новый, расширенный подход к вопросу получения стратегических конкурентных преимуществ: лидерство по расходам и дифференцирование дополняется лидерством в экологической области [27].

Экологическая составляющая имеет место и во внутренних факторах обеспечения конкурентоспособности: формирование системы экологического менеджмента