Файл: Введение Стр. 3 Мотив преступления. Стр. 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При прямом умысле связь мотива с последствиями непосредственна - достижение цели означает и удовлетворение мотива. В преступлениях с косвенным умыслом цель и результат не совпадают, поэтому мотив сдвигается на сами действия и опредмечивается в них. Интеллектуальный момент в таких случаях весьма близок к прямому умыслу, отличается лишь степенью осознанности и соотнесения цели с последствиями. Происходит как бы разрыв между осознанностью поставленной цели и возможными последствиями, которые желанием не охватываются (но допускаются). Стремления мысленно ограничиваются самими действиями к результату же субъект относится безразлично.

О сущности мотивов преступлений, совершаемых по неосторожности, в юридической литературе высказаны различные точки зрения. Одни считают, что в данном случае мотив относится к преступному результату, явившемуся следствием определенного поведения;8 другие - что мотив относится к самим действиям или бездействию;9 и это представляется наиболее правильным. Преступления по неосторожности обычно совершаются при крайне неблагоприятном стечении целого ряда обстоятельств, затрудняющих осознание лицом развития причинной связи между действиями и возможными последствиями. Причинная связь здесь зачастую носит пограничный характер, осложненный случайными факторами. Этим, в частности, объясняется близость преступной небрежности к невиновному причинению вреда. Поскольку совершение преступления по неосторожности не связано с постановкой цели достижения результата, мотив относится не к последствиям преступления, а к самим действиям либо бездействию субъекта. Мотив неосторожного действия либо бездействия и является в этих случаях мотивом совершенного преступления. Я.М. Брайнин справедливо подчеркивает, что «в основе поведения лица, совершившего преступление по неосторожности, лежит определенный мотив, с которым связано стремление к достижению иного результата, чем тот, который фактически наступил».

Таким образом, мотивы совершаемых преступлений могут относится как к действиям, так и к последствиям, что определяется формой вины и их местом в составе конкретного преступления.

Социально-психологическое содержание совершаемых преступлений с наибольшей полнотой раскрывается в мотиве и цели содеянного. Именно эти признаки раскрывают механизм возникновения умысла или неосторожности, что позволяет так же ставить вопрос о самостоятельном уголовно-правовом значении их в рамках любого конкретного состава преступления.



  1. Цель преступления.


Цель, как и мотив является психологической категорией, с помощью которой раскрывается истинный смысл поступков человека, их сущность. Социальная оценка деяний во многом зависит от того, какая цель преследуется лицом, совершающим тот или иной поступок. Внешне благородное действие по своей сути может оказаться ни чем иным, как замаскированной формой зла. И, наоборот, объективно вредный поступок может стать средством предотвращения зла, если совершается с полезной для общества целью. Отсюда видно, что правильная оценка социальной сущности чаще всего невозможна без установления цели, ради достижения которой было совершено. Так, сознательное лишение жизни другого человека может быть расценено как примерное деяние или как преступление исключительно в зависимости от цели его совершения: при наличии общественно полезной цели (защита Родины от врага, пресечение общественно опасного посягательства и т.д.) - это правомерное, поощренное обществом деяние; при наличии цели антиобщественной такое деяние суть преступления.

Если рассматривать проблему мотива и цели в аспекте их разграничения с точки зрения действующего законодательства, то обнаруживается следующее: уголовно-процессуальный закон (п.2 ст. 68, ст. 205 и ч. 1 ст. 314 УПК РСФСР) предписывает судам устанавливать мотив совершения каждого преступления и ничего не говорит о цели. В то же время в Особенной части УК РФ лишь в некоторых случаях непосредственно употребляется термин «мотив» (ст. 145 п.»л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112 и др.)

Чаще всего в качестве элемента состава преступления указывается цель действия. Налицо неразрешимое противоречие. Действительно, что должен устанавливать суд по уголовному делу. Пленум Верховного Суда СССР в ряде своих постановлений высказывался за то, что при рассмотрении уголовных дел необходимо устанавливать и мотив и цель преступления.

Понятие цели преступления в юридической литературе определяется как «представление о желаемом результате, к достижению которого лицо стремиться».10 Цель - это мыслительный образ, субъективная модель результата. Такое определение понятия цели преступления также не вызывает возражений, поскольку оно согласовывается с выводами психологов.

Сравнительный анализ определений уголовно-правовых понятий мотива и цели показывает, что их субстанциональная основа результат деятельности, а точнее, результат преступной деятельности. Именно в результате преступления проявляется и мотив и цель преступления. Следовательно, мотив и цель являются лишь формами логического отражения одного и того же явления объективной реальности - потребности в представляемом результате преступления. Наличие общей субстанциональной основы как раз и обуславливает тождество понятий мотива и цели как относительно самостоятельных форм (разновидностей) логического отражения одного и того же явления.



Означает ли сказанное, что мотив и цель является абсолютно совпадающими понятиями? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Диалектическое тождество, как известно, предполагает совпадения лишь основных, сущностных признаков явлений и предметов при сохранении различия в признаках второстепенных. Иначе говоря, тождество не означает идентичности. Поэтому понятие мотива и цели, будучи тождественными, так же обладают рядом отличительных признаков. Различие между ними проводится в следующем.

Прежде всего, мотив - это более общее понятие по сравнению с понятием цели. В нем (мотиве) отражается общая направленность деятельности человека, устремленной на достижение результата, определенного лишь родовыми признаками. Например, желая удовлетворить потребность в пище, человек устремляется в поиск продуктов питания, не конкретизируя их в своем представлении, а ориентируясь исключительно на родовые признаки, свойственные продуктам питания. В этом случае деятельность человека носит общий характер (характер поиска), а мысленный образ обобщенного результата деятельности и есть ее цель.

В отличии от мотива цель представляет собой мыслительный образ конкретного предмета, определенного, как правило, его индивидуальными признаками. Иначе говоря, прообразом цели всегда выступает один из предметов, входящих в род (мотив).

На этом основании как раз и делается вывод, что цель является конкретизированным мотивом, формой его проявления. Именно так решается вопрос о соотношении мотива и цели в современной психологической литературе. По мнению А.Н. Леонтьева «один и тот же мотив может конкретизироваться в разных целях», а «роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив - цель».

Таким образом, различие между мотивом и цель состоит в том, что мотив является общим понятием по отношению к цели выступающей формой проявления мотива. Это дает основание рассматривать понятие мотива и цели в отношении общего и отдельного, что в свою очередь, подтверждает концепцию об их тождестве.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в конкретном действии мотив и цель совпадают, поскольку мотив действия всегда выступает в виде определенной цели. Поэтому, при характеристике конкретного преступления правильно и достаточно указать лишь на цель его совершения, что будет одновременно означать его мотив.

В специальной литературе не раз делались попытки отыскать ответ на вопрос, являются ли потребности единственным исключением побуждения к активности, к волевым действиям. Потребности являются основными, главными побудительными силами. Побудительную силу потребности приобретают лишь тогда,
когда они субъектом сознаются, переживаются, как бы оцениваются и тем самым трансформируются в интересы.

На пути к удовлетворению потребностей играют роль и другие категории: мотив, цель, воля и т.д. Мотив и цель поведения служат тем зеркалом, в котором в определенной мере отражаются и потребности и интересы субъекта, и социальная и нравственная позиция его личности. Мотив и цель служат одним из элементов психической регуляции поведения и как таковые играют роль в причинном механизме человеческой активности, поведения.

Сущность цели - это не что иное, как мысль, выражающая волю человека и направленная на достижение желаемого результата. Формирование мотива и цели происходит под воздействием потребностей и интересов субъекта. Однако при этом существенную роль играют и иные компоненты, например, социально-психологические, нравственные свойства личности субъекта.

Мотив преступления - это один из элементов психической регуляции поведения в виде сформировавшихся под воздействием потребностей, интересов, криминогенных свойств личности субъекта, объективной обстановки, в которой он находился, побуждая к совершению деяния, является общественно опасным и уголовно наказуемым.

Цели преступления также являются регулятором поведения с той лишь разницей, что она выражается в виде соответствующей мотиву и мысленно представляемой и желаемой субъектом «модели» результата деяния, ради достижения которой оно совершается. Если мотив преступления стимулирует, то цель ориентирует, как бы «наводит» субъекта на достижение именно того результата, «модель» или мысленный образ которого составляет ее содержание, сущность.

Потребности и интересы, лежащие в основе человеческих действий, непосредственно сами не вызывают волевых действий. Для этого они должны пройти через сознание, отразится в нем. «Между потребностями, интересами и мотивами лежит сложный психологический процесс мотивации».11 Исходным процесса мотивации являются потребности и интересы. На основе их в процессе соотнесения с объективными условиями и нравственными качествами определяются цели. Между потребностями и целями существует тесная связь. Цель превращает потребность, интерес в оформленный мотив действия. Цель всегда должна быть мотивирована. Мотив нельзя оторвать от цели, а цель от мотива, между ними всегда имеется внутренняя связь. Если мотив есть психологическое проявление потребностей, то цель - это объективное проявление. Избрание цели в процессе мотивации определяет пути и средства ее достижения. Определение целей, выбор путей и средств достижения целей, направленных на удовлетворение потребностей и интересов зависит от жизненной конкретной ситуации и нравственных качеств личности.


Цель в преступлении не всегда бывает ярко выражена. Виновный, как правило, стремиться скрыть действительные намерения и цели своих действий. Содержание цели преступления определяется, прежде всего, содержанием и характером совершенного действия. «Известно, что различаются цели ближайшие и более отдаленные, перспективные, конкретные и абстрактные, основные и дополнительные и т.д.».12 Определение, осознание целей, их построение в том или ином иерархическом порядке также представляет собой весьма сложный психологический процесс, могущий протекать с различными особенностями и различной быстротой.

Рассмотрим пример преступления, совершенного в результате хулиганских действий. Некий Борисов в нетрезвом состоянии пришел к своей знакомой на работу, где в процессе ссоры с ней в присутствии многих граждан стал ее оскорблять, нецензурно ругаться и оказал сопротивление лицам, пытавшимся пресечь его действия. Из приведенного примера видно, что цель у Борисова была оскорбить и унизить свою знакомую, но в результате прямого умысла он сознательно нарушил общественный порядок, т.к. сознавал, что его действия неизбежно вызовут такое нарушение.

В каком бы соотношении ни находились между собой цели при совершении хулиганства, необходимо отметить, что среди этих целей имеются именно хулиганские, заключающиеся в совершении действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу.

Содержание и нравственно-этическая оценка зависит от содержания и нравственно-этической оценки мотива. В свою очередь характер цели определяет характер орудий и средств, а также способов ее осуществления. Благой цели должны соответствовать и благие средства. Чем значительнее цель, тем значительнее должны быть орудия и средства ее выполнения. Цель не может оправдывать средства, также как и средства не в состоянии изменить содержание цели. Ничтожная цель не становиться значительной только от того, что значительными были средства ее выполнения. Высокая цель не может быть выполнена средствами аморальными, так же как и правовая цель - неправовыми.

«Цель, для которой требуются неправовые средства, не есть правовая цель».13

Представление цели, так же как и сознание своих действий, всегда индивидуально. Чем лучше лицо предвидит обстоятельства совершения преступления и отчетливее представляет препятствия, с которыми оно может встретиться в процессе реализации цели, тем следовательно будет уже круг обстоятельств, которые делают отказ недобровольным.