Файл: Судебная защита социальных прав граждан в российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 3002

Скачиваний: 79

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы применения норм права социального обеспечения в международных органах по защите прав и свобод человека



Всеобщая Декларация прав человека дает возможность гражданам Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека (ст.22 и 38).

Под международной защитой прав и свобод человека понимается совокупность всеобще признанных и специальных правил и норм, регламентирующих права и свободы человека, а также его обязанности перед государством, и при этом регламентируют обязанности государства перед своими гражданами.

Международно - правовые гарантии социально - обеспечительных прав – это предусмотренные международно-правовыми актами средства и способы, с помощью которых обеспечиваются права человека и гражданина в сфере социальной защиты. В перечень этих гарантий можно включить следующие:

  • международно-правовые формы и способы защиты социальных прав;

  • социальные механизмы обеспечения социальных прав;

  • деятельность специализированных органов (организаций) по реализации специальных международных программ, целью которых является социальная защита.

Существуют определенные механизмы, эффективно обеспечивающие исполнение международно-правовых форм и способы защиты социальных прав граждан. К ним относятся:

  • международный контроль;

  • деятельность международных судебных органов;

  • создание специализированных органов.

Количество специализированных органов, деятельность которых направлена на защиту социальных прав, строго не регламентировано и определяется исходя из необходимости.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ярким примером судебного контроля служит деятельность Европейского суда по правам человека. Этот суд не является высшей судебной инстанцией для судов государств - участников Конвенции [25].

При этом исходя из его решений страны - участники могут принять следующие меры, чтобы исправить ситуацию:

  • отменить вынесенный судом государства - участника приговор или решение по делу;

  • внести изменения на национальное законодательство;

  • изменить судебную практику государства - участника.

То есть, правовая позиция Европейского Суда по правам человека становится источником национального права.

Россия не составляет исключения. В Федеральном Законе о ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ предусматривается, что Российская Федерация признает компетенцию Европейского Суда по вопросам толковании применения Конвенции и Протоколов к ней [7].

По сути РФ признает прецедентный характер решений Европейского Суда. В последнее время Конституционный Суд РФ в мотивировочной части своих постановлений в ряде случаев ссылается не только на Конвенцию, но и на решения Европейского Суда по делам против других стран. Полагаем, что не только Конституционный Суд РФ, но и суды общей юрисдикции, арбитражные суды РФ вправе использовать и ссылаться на решения Европейского Суда для мотивировки судебного акта.

Большая часть поданных жалоб касается несоблюдения разумных процессуальных сроков, нарушение сроков выплаты пенсий, пособий, социальных льгот и др.

В первую очередь суд должен выявить характер спора для решения о необходимости применения Конвенции о защите прав человека, при этом

нужно отметить, что споры по поводу защиты социальных прав граждан имеют частно-публичную природу, но всё же в них преобладает частное начало.

Хоть не первостепенную, но немаловажную роль в защите социальных прав граждан играет Европейский Суд Евросоюза. За неприменение на территории государства европейского законодательства с 1994 года специальной директивной установлена ответственность.



В Европейском Суде неоднократно рассматривались дела и выносились частные определения в адрес Франции, Греции, Бельгии и других государств за несоблюдение директив о гендерном равенстве в системе социального обеспечения. Следует отметить, что в общем процессе гармонизации и унификации социального законодательства, обеспечивающего социальную защиту, создание единого европейского социального пространства идет успешно, и 94,3 % европейских директив уже включены в национальное законодательство стран ЕС, а четыре государства (Дания, Испания, Финляндия, Швеция) адаптировали 100% правовых актов Европейского Союза [26].

Анализируя вопросы международного сотрудничества в сфере обеспечения социальных прав, нельзя не учитывать участия в нем правозащитных неправительственных организаций ( как международных, так и национальных).

Таким образом, существует больше количество международных организаций, которые специализируются на защите социальных прав граждан и каждый имеет возможность обратиться за защитой своих прав в данные межгосударственные органы, если внутригосударственные способы защиты и восстановления прав исчерпаны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




В заключение проведенного исследования хотелось бы сделать следующие выводы:

  1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные права граждан – это совокупность конституционных прав человека, позволяющие ему требовать от государства определенные материальные блага, которые необходимы для жизни в обществе. Основными социальными правами человека являются: право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, особые права детей, особые права инвалидов. Существует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют данную сферу, как международных, так и федеральных и региональных.

  2. Судебная защита – самая распространенная и действенная форма защиты социальных прав граждан, которая гарантирована каждому, в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации. Судебная защита социальных прав граждан осуществляется судами общей юрисдикции, Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации.

  3. Международными усилиями создан свод стандартов в сфере труда и социального обеспечения, которые имеют сложную структуру. В случае, если внутригосударственные способы защиты исчерпаны, то существует множество международных организаций, в которые имеет право обратиться каждый. Источниками международно-правового регулирования социально- обеспечительных отношений являются, прежде всего, акты Организации Объединенных Наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ), действующие во всемирном масштабе, акты, принятые региональными организациями государств, и двусторонние международные договоры.

  4. Конституционный Суд Российской Федерации и уставные суды субъектов Российской Федерации защищают конституционные права и свободы граждан в сфере социального обеспечения посредством обеспечения соответствия федерального и регионального законодательства о социальном обеспечении Конституции Российской Федерации, конституциям или уставам субъектов Российской Федерации, а также, как того требует Главный Закон нашего государства, принципам и нормам международного права.


Существует пять основных форм применения конституционными и уставными судами в своих решениях правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации:

  • приведение правовой позиции с указанием решения или решений КС РФ, в тексте которых и была сформулирована указанная правовая позиция;

  • приведение правовой позиции КС РФ без указания конкретного решения, в котором она содержится;

  • использование правовой позиции КС РФ как самостоятельного аргумента, не указывая источника;

  • указание в тексте решения, что по аналогичному вопросу вынесено решение КС РФ, не указывая сформулированную КС РФ правовую позицию;

  • изучение правовой позиции КС РФ по аналогичным рассматриваемым вопросам, однако при вынесении решения использование собственных аргументов не отмечая правовые позиции КС РФ.

Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина показывает, что суды в большей степени обеспечивают надлежащий контроль защиты указанных прав. Определено это тем, что указанный подход требует учитывать как сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека и гражданина, так и конституционные принципы, в соответствии с которыми действует государство при решении вопроса о провозглашении и реализации соответствующих прав.

  1. Судебному правоприменению, как одной из формы реализации права, характерны общие признаки, которые относятся ко всему государственному

правоприменению. Существует ряд требований, которые относятся к судебному правоприменению: законность, обоснованность целесообразность, справедливость.

Законность в данном контексте, относящемся к судебному правоприменению, понимается как комплексная характеристика, то есть отражает в качестве обязательного условия соответствие действующим правовым предписаниям не только формы и содержания правовой процедуры, в рамках которой судом был исследован правовой конфликт, но также формы и содержания акта судебного правоприменения.