Файл: Судебная защита социальных прав граждан в российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 3007

Скачиваний: 79

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подается иск либо лично истцом при предъявлении паспорта, направляется по почте, либо подается представителем при наличии нотариальной доверенности. Необходимо отметить, что вопрос о принятии иска к производству принимает судья в течении 5 дней со дня его поступления.

После рассмотрения иска суд принимает одно из решений: принимает иск, оставляет его без движения до устранения недостатков, отказывает в принятии искового заявления либо возвращает его. В таких случаях необходимо прочесть определение суда и выполните те действия, которые в нем указаны.

Обо всех процессуальных решениях по иску истец, ответчик, третьи лица уведомляются судебными извещениями, которые приходят на почтовый адрес. О дате и времени судебных заседаний участники извещаются судебными повестками либо в виде SMS-сообщения на мобильный телефон. Участникам надлежит явиться в суд к указанному там времени и кабинету с паспортом.

По итогам рассмотрения дела суд выносит решение. Оглашается в судебном заседании итоговая (резолютивная) часть, в полном объеме (мотивированное решение) изготавливается в течение 5 дней. При этом участникам заседания решение не высылается, они приходят за ним самостоятельно (по почте направляется только отсутствующим при оглашении участникам).

Исполняться судебное постановление будет после вступления в силу. Если только не подана апелляционная жалоба. Тогда решение вступит в силу после ее рассмотрения. В некоторых случаях суд может обратить постановление суда к немедленному исполнению.

Процедура исполнения решения суда подразумевает инициативу выигравшей стороны. После вступления решения в силу потребуется получить исполнительный лист и направить его: в службу судебных приставов или в казначейство (муниципальный орган по финансам) – это зависит от категории дела. Принудительное исполнение решения может занять длительный период времени.

Обращение в суд подразумевает знание основ процессуального права, поэтому не лишним будет и обратиться к отдельным статьям, посвященным комментариям ГПК РФ.

Таким образом, право на обращение в суд имеет каждый, однако существует множество нюансов данного правового действия, поэтому прежде чем подавать исковое заявление, необходимо ознакомиться со всеми аспектами и соблюдать все правила подачи искового заявления.

Право на обращение в суд за судебной защитой - это установленная законом возможность любого заинтересованного лица обратиться в суд для возбуждения производства судебной деятельности в целях защиты нарушенного или оспоренного (действительно или предполагаемого) права или охраняемого законом интереса.

ГЛАВА 2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ





    1. Правоприменение в судах общей юрисдикции



Правоприменение – это деятельность компетентных органов и должностных лиц по реализации правовых норм путём вынесении индивидуально - конкретных предписаний на основании юридических фактов и норм права. Говоря кратко, правоприменение – это деятельность государственных органов по разрешению правовых споров на основании закона. Результат правоприменения в конкретной ситуации - правоприменительный акт. Чаще всего под ним подразумевают судебное решение [19].

Под судебным правоприменением понимается специфическая форма реализации права судом, то есть компетентным органом, уполномоченным на это. Кроме этого данная деятельность обязательно должна осуществляться в установленном законом порядке и быть направлена на реализацию правовых предписаний. Непосредственным результатом данной деятельности выступает разрешение правового конфликта посредством издания акта судебного правоприменения по конкретному юридическому делу [9].

Существует множество трактовок понятия «суд общей юрисдикции», которые в различной юридической литературе упоминаются в разной интерпретации.

Большинство ученых юристов отмечают, что под судом общей юрисдикции понимается суд, осуществляющий правосудие по различным делам (гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений).

Государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам,

возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции именуется судом общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации[4].

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:



  • кассационные суды общей юрисдикции;

  • апелляционные суды общей юрисдикции;

  • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

  • районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

  • военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

  • специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом [4].

Кроме того, к перечню судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся и мировые судьи.

Судебному правоприменению, как одной из форм реализации права, присущи общие признаки, которые относятся ко всему государственному правоприменению. Существует ряд требований, которые относятся к судебному правоприменению: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость.

Законность в данном контексте, относящемся к судебному правоприменению, понимается как комплексная характеристика, то есть отражает в качестве обязательного условия соответствия действующим правовым предписаниям не только формы и содержания правовой процедуры, в рамках которой судом был исследован правовой конфликт, но также формы и содержания акта судебного правоприменения. Весь смысл правоприменения в

целом состоит в том, что компетентный, уполномоченный на то субъект, при разрешении конкретного правового конфликта наряду с согласованием своей деятельности с правовыми предписаниями, ещё и основывает свои выводы на нормах права, то есть определяет правовую характеристику изучаемых отношений.

Таким образом, акт судебного правоприменения, вступивший в законную силу, разрешающий юридический конфликт, по сути имеет преюдициальную силу, то есть обязывает всех субъектов толковать отношения и связи, установленные этим актом, а также действовать исходя из правовой оценки изучаемых отношений, которая была им дана.


Необходимо отметить, что одно требование не может существовать обособленно, оно должно неразрывно быть связано с другими требованиями. К примеру с требованиями обоснованности, целесообразности и справедливости судебного правоприменения, которые в свою очередь выражают как социальное предназначение самого права в целом, так и социальный смысл судебного правоприменения в отдельности.

Обоснованность должна присутствовать на всех стадиях судебной процедуры, это немаловажный фактор, так как обоснованным обязан быть не только акт судебного правоприменения, но вся деятельность суда в целом при разбирательстве каждого конкретного правового конфликта.

Деятельность суда подчинена правовой регламентации и должна соответствовать процессуальным правилам, в связи с чем любые действия судебных органов, выходящие за рамки процессуальных норм, следует расценивать как не имеющие правового обоснования и не порождает тех правовых последствий, которые должны были бы возникнуть в случае соответствия действий суда процессуальным требованиям [2].

Обоснованность акта судебного правоприменения определяет, что судом в полном объеме установлены все без какого-либо исключения обстоятельства рассматриваемого дела. Всестороннее изучение судом всех факторов, которое при этом ещё и должны быть достоверными и относящимися к тому делу, к

которому необходимо и определяет обоснованность акта. Также необходимо отметить, что при вынесении решения суд обязан опираться только на те фактические данные, которые отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости получения доказательств.

Правоприменительный судебный акт базируется на следующих основополагающих элементах: фактическом (или же материальном) и юридическом (формальном).

Фактический элемент представляет собой комплекс рассмотренных в ходе разбирательства доказательств, на основании которых суд выносит решение или определение.

Юридический элемент характеризуется выводами, которые делает суд на основании изученных обстоятельств дела, основываясь на законе. Таким образом, выводы по делу в обязательном порядке должны опираться на юридически значимые доказательства.


В случае, при котором в судебном акте отсутствует должное фактическое или юридическое обоснование, или же оно является недостаточным, правовые последствия его принятия могут быть аннулированы или же изменены.

Одним из актуальных вопросов в современном правоприменении является проблема целесообразности. Так, в ряде случаев исследователи отмечают наличие противопоставления целесообразности и законности – при отправлении правосудия судья обязан строго соблюдать требования и следовать нормам законодательства, при нарушении данного предписания возникает факт судебного произвола, что является недопустимым при осуществлении судопроизводства. Законодательное закрепления четкого и конкретного правового статуса гражданина при обращении в суд является одной из базовых гарантий конституционных прав и свобод, и служит основой для справедливого рассмотрения дела по существу.

Таким образом, при наличии четкого формального закрепления правового статуса гражданина на законодательном уровне, каждое лицо получает возможность обладать достоверной информацией о комплексе принадлежащих

ему прав и обязанностей, что исключает возможность произвола со стороны судебных органов при отправлении правосудия.

Как правило, нормы закона, закрепляющие права и гарантии граждан, носят общий (абстрактный характер), поэтому судья выносит решение опираясь на так называемое «судейское усмотрение», под которым следует понимать самостоятельную интерпретационную деятельность судьи, основывающуюся на предписаниях закона и рассмотренных обстоятельствах дела, на основании которых и принимается судебный акт. Кроме того, законодательством установлено, что при оценке доказательств судья основывается на законе и внутреннем убеждении.

Также целесообразным представляется указать, что в случае злоупотребления судьем подобными правами его действия следует оценивать как неправомерные.

Кроме вышеуказанной проблемы, еще одним немаловажным аспектом при осуществлении правосудия является юридический формализм. Под юридическим формализмом следует понимать рассмотрение дела исключительно по букве закона, без учета индивидуальных и исключительных обстоятельств, которые могут быть выявлены в ходе судебного разбирательства. Такой подход идет в разрез с основополагающими принципами правового государства и противоречит общепризнанным юридическим подходам.