Файл: Судебная защита социальных прав граждан в российской федерации.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2997
Скачиваний: 79
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
ЦМК Общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ
Общие положения о порядке обращения граждан РФ в суд
ГЛАВА 2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ
Применение норм права социального обеспечения в конституционном и уставном правосудии
Одним из базовых принципов правосудия в Российской Федерации является принцип справедливости, который должен быть соблюден в обязательном порядке при рассмотрении и разрешении дела.
Следует отметить, что принцип справедливости должен проявлять не только в декларативном законодательном установлении прав и свобод граждан, равенстве всех перед законом и судом, гласности разбирательства, но и быть реализован в ходе рассмотрения и разрешения дел. Основой для практического применения вышеназванного принципа служит правовая культура всех
участников судебного заседания – судьи, исца, ответчика, защитника, свидетелей и т.д.
В свою очередь такое требование, как справедливость, подразумевает также под собой беспристрастность судьи или коллегии судей по отношению к сторонам, участвующим в деле, по отношению к самому делу и его исходу. При этом необходимо исключить такой фактор как предубеждение (предвзятость) судьи, так как он противоречит требованию справедливости.
Таким образом, существует ряд требований, которые в обязательном порядке должны быть применимы к любому судебному разбирательству и обязан находить свое воплощение в судебной практике. Кроме этого данные требования должны быть взаимосвязаны и «вытекать» одно из другого, в противном случае объективного решения по конкретному конфликту добиться не представиться возможным.
- 1 2 3 4 5 6 7
Применение норм права социального обеспечения в конституционном и уставном правосудии
В первую очередь необходимо отметить, что конституционное правосудие в нашем государстве осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации и также конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, которые входят в свою очередь в судебную систему Российской Федерации и которым отводится немаловажное значение в защите прав (в том числе и социальных) граждан.
Конституционный суд Российской Федерации и уставные суды субъектов Российской Федерации являются частью единой судебной системы государства, однако свою деятельность они осуществляют друг от друга автономно.
В состав Конституционного Суда в настоящее время входит шестнадцать судей.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации [4].
Конституционный Суд Российской Федерации имеет право осуществлять свою деятельность только при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей [23].
В системе социального обеспечения конституционному правосудию отводится важная роль в Российской Федерации, в том числе для формирования надлежащего качества как федерального, так и регионального правоприменения в судебной деятельности.
Если детальнее разобраться, то Конституционный Суд Российской Федерации и уставные суды субъектов Российской Федерации защищают конституционные права и свободы граждан в сфере социального обеспечения посредством обеспечения соответствия федерального и регионального законодательства о социальном обеспечении Конституции Российской Федерации, конституциям или уставам субъектов Российской Федерации, а
также, как того требует главный закон нашего государства, принципам и нормам международного права.
Первоначально в решениях уставных судов Российской Федерации при рассмотрении дел по вопросам социального обеспечения применяются позиции Конституционного суда Российской Федерации общего характера, которые выносились судом при рассмотрении дел других категорий.
Существует пять основных форм применения конституционными и уставными судами в своих решениях правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации:
-
приведение правовой позиции с указанием решения или решений КС РФ, в тексте которых и была сформулирована указанная правовая позиция; -
приведение правовой позиции КС РФ без указания конкретного решения, в котором она содержится; -
использование правовой позиции КС РФ как самостоятельного аргумента, не указывая источника; -
указание в тексте решения, что по аналогичному вопросу вынесено решение КС РФ, не указывая сформулированную КС РФ правовую позицию; -
изучение правовой позиции КС РФ по аналогичным рассматриваемым вопросам, однако при вынесении решения использование собственных аргументов, не отмечая правовые позиции КС РФ.
По нашему мнению, первая форма в большей мере отвечает всем требованиям юридической техники (законность, обоснованность, справедливость, полнота и др.).
Те решения, которые принимаются вышеуказанными судами показывают уровень и состояние конституционной законности в различных регионах, а также определяют направления совершенствования как нормотворческой правоприменительной деятельности органов государственной власти в регионах и органов местного самоуправления.
Увеличение количества обращений прокуроров – следствие социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан [15].
Защита социальных прав в судах общей юрисдикции происходит в большей степени путем опосредованного применения конституционных норм через законодательство РФ и субъектов РФ. Одновременно, в отдельных случаях имеют место обращения напрямую к конституционным нормам с целью обоснования защиты социальных прав граждан, использующихся как комплекс совместно с законодательными нормами.
Если обобщить судебную практику, то необходимо отметить, что Президиум Верховного Суда РФ во всех случаях обращает внимание на тот факт, насколько правомерно действуют суды при решении тех или иных споров по защите социальных прав граждан, руководствуясь при этом положениями Конституции Российской Федерации, а конкретнее, заложенному в Конституции РФ принципу социального государства.
В таком случае внимание судов к прямому обращению к нормам основного закона государства усиливается и права человека и гражданина (в том числе и социальные) остаются первостепенными.
Таким образом, практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина показывает, что суды в большей степени обеспечивают надлежащий контроль защиты указанных прав. Определено это тем, что указанный подход требуют учитывать как сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека и гражданина, так и конституционные принципы, в соответствии с которыми действует
государство при решении вопроса о провозглашении и реализации соответствующих прав.
Безусловно, необходимо отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда Российской Федерации как на законотворческую, так и на правоприменительную деятельность.
- 1 2 3 4 5 6 7