Файл: Программа среднего профессионального образования Дисциплина Основы философии Практическое занятие 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
Дисциплина: Основы философии
Практическое занятие 2
Выполнила:
Преподаватель:
Чепрунова Дарья Владимировна
Практическое занятие 2
Задание 1.
Задание 2.
Примерная форма таблицы для оформления ответа на задание
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
обыденное (житейское) | опирается на личный опыт человека. Это результат ежедневной деятельности человека и его взаимодействия с окружающей средой. Оно дает простые и понятные ответы на повседневные вопросы, упрощает быт и удовлетворяет базовые потребности в развитии и образовании. Пример: желание вступить в брак и в дальнейшем иметь детей основывается как на житейском опыте — существование коллективного общественного мнения по данному вопросу, опыта ближайшего окружения, так и на здравом смысле. | Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике. Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки. Минус житейского восприятия в том, что люди нередко начинают опираться исключительно на личные знания. Нежелание использовать и другие типы мышления приводит к остановке духовного и интеллектуального развития. |
мифологическое | систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира первобытного общества. Это – исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлетворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Пример: предания, основанные на эмоциях, предрассудках и страхе перед неизвестным | объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания. |
религиозное | возникает под влиянием религиозных учений. Пример: человек верит, что Бог создал Землю и все живое, и что на все воля Божья. | Религиозное мировоззрение обеспечивает тесную связь человека с культурным наследием предков, воспитывает нравственное поведение. Слабая сторона этого мировосприятия проявляется, когда люди полностью погружаются в веру, перестают интересоваться наукой и агрессивно избегают коммуникации с представителями других религий. |
философское | теоретический тип мировоззрения, который стремится постичь мир в единстве его проявлений, представить самое общее, универсальное, рациональное (рассудочное) его осознание. Главная проблема философского мировоззрения - выяснение места человека в системе «человек - мир», ее назначение. | помогает сформировать собственную систему взглядов и знаний, дает импульс к поиску истинных знаний |
научное | опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей. | Многие научные открытия приносят не только благо, но и вред для человечества. Слабой стороной иногда становится жестокое отношение к таким понятиям, как душа человека, моральные принципы и духовное развитие. Наука интересуется только фактами и опытами, а все, что выходит за рамки, высмеивается или игнорируется. |
Задание 3.
Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
этапы формирования мировоззрения | Факторы, которые оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе |
1. Мироощущение | эмоциональный опыт людей, на который оказывают влияние чувства, ощущущения, настроения, переживания человека. Образ жизни, житейский опыт и окружение человека оказывает непосредственное влияние на мироощущение. |
2. Мировосприятие | используются наглядные представления и образы. Это то, каким мы видим мир. А мир у каждого разный. Это зависит от исторической эпохи, социальной и политической сферы жизни и т.д. |
3. Миропонимание | рациональное объяснение мира. Включает в себя систему точных знаний о мире: знания, теорию. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. На миропонимание оказывает влияние образовательная система, государственная политика, СМИ. |
Задание 4
Философское направление: эмпиризм | |
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
основной источник познания - чувственный опыт | нельзя почувствовать нематериальные объекты: совесть, любовь и пр. При этом чувства могут обманывать. |
разум только оформляет то, что дает чувственный опыт | разум способен самостоятельно делать открытия, которе первоначально не были основаны на опыте (1+1=2). Ощущения не могут существовать вне разума. |
все знания происходят из опыта, тесная связь науки с практикой | эмпиризм не в состоянии доказать реальность мира из опыта |
Задание 5.
Чек-лист
1. Знакомиться с достижениями науки, передовыми педагогическими идеями и технологиями, новыми программами, критически оценивать их и внедрять в педагогическую практику;
2. Углублять знания по разным методикам;
3. Повышать общекультурный уровень;
4. Собирать материал, накопленный педагогами, создавать собственный материал;
5. Посещать семинары и участвовать в тренингах по обмену опытом.
Задание 6
Ответьте на вопрос и выполните задание:
Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке.
1. Мир за 50 лет меняет парадигму своего развития. Он развивается по собственным законам. Изменяется возрастной состав населения. Наблюдается старение населения мира и снижение уровня рождаемости. Детей мало, стариков много. Это кризис современного развитого общества. Во всех развитых странах, несмотря на их богатства, не хватает детей.
2. Сегодня поступательное развитие науки оборвалось. Требуется интеграция в мировую науку. Нужно войти в мировую науку, так как советская наука была замкнутой. Нужно восстановить научный потенциал России.
3. Изменить приоритеты нашей науки.
4. Опора на собственные силы в области образования и соответствующим образом создать экономические, правовые и другие способы, чтобы избавиться от давления бюрократии, контроля государственных систем над изобретателями, т.е. теми, кто готовы к инновациям.
5. Нужно финансировать сейчас фундаментальную науку, чтобы через 100 лет она отдалась в 100-кратном размере, это экономика современного прогресса.
Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?
Данные темы актуальны в наше время и требуют развития и дальнейшего изучения.
Интеграция выгодна не только для развития мировой науки в целом, но и для национальной науки каждой отдельной страны. Более оправданной становится стратегия не конкуренции с национальными науками других стран, а всемерная интеграция с ними и с мировой наукой в целом путем решительного усвоения и умелого использования ее основных результатов. Инновационный потенциал является стратегическим ресурсом, определяющим место национальной экономики в мировой экономической системе.
Процесс старения населения становится одной из наиболее значимых социальных трансформаций двадцать первого века. Тенденции старения населения имеют ряд негативных последствий для социально-экономического развития страны в целом. Это отражается практически на всех секторах общества. Эта тенденция замедляет экономику, увеличивая нагрузку на бюджет.
Задание 7. Максимальное количество баллов – 3.
Сегодня человечество живет в насквозь технизированном мире техносферы. Развитие техники обеспечило людей неслыханными ранее благами, невиданным комфортом.
Как отмечал испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет: «Нет человека без техники». В этой фразе философ показал неразрывную связь человека и техники. Так только человек способен материализовать свою волю, внести с помощью собственных изделий изменения в окружающем мире. На эту неразрывную связь указывали многие философы прошлого. (К примеру, можно вспомнить высказывание Б. Франклина, которое до сих пор является точным объективно научным определением человека: «человек есть животное, производящее орудия».
Развитие техники – объективная предпосылка усовершенствования человеческой деятельности.
Современный мир – это технизированное пространство и технологизированное время. Если вдруг по какой-то причине исчезла бы техника, исчез бы и сам человек. Человечество живет и действует не в области нетронутой природы, а в мире техники – в техносфере.
Но оборотной стороной всех этих позитивных изменений стали серьезные риски жизни и здоровью людей от потенциальных опасностей, которые порождает техносфера.
При этом количество людей, подвергающихся воздействию техники, значительно увеличилось. Страдают и экосистемы, так как нарушается их равновесие, что зачастую приводит к их разрушению. Никогда прежде человек не обладал такими мощными рычагами, чтобы быть способным уничтожить жизнь в определенной части экологической системы или даже в глобальном масштабе.
Рассматривая угрозы, которые несет с собой техника, отметим, что с ней формируется сугубо технический способ построения мира, где на природу смотрят как на поставщика энергии и материалов.
Технический прогресс, по мнению философов техники, пагубно действует не только на окружающую среду, но и на то, как человек воспринимает этот мир. Техника, превращаясь в самостоятельное целостное образование, трансформируя наше восприятие мира, содержится даже в сфере искусства.
Социальная практика с очевидностью показала, что современный научно-технический прогресс не только радикальным образом может преобразовать общество, человека, но и может внести непоправимые, трагические последствия в развитие всей человеческой цивилизации. Об этом, в частности, свидетельствуют противоречивые оценки перспектив развития науки и техники в современной философии и социологии.
Учитывая все вышесказанное, осмелюсь высказать свою точку зрения по данному вопросу.
Сегодня наука, искусственный интеллект, IT в целом – фактор прогресса общества, драйвер социального, экономического, культурологического прогресса.
Существование без прогрессивной науки – возможно, однако оно не будет отвечать требованиям рациональности, эффективности: современная наука – как сложный комплекс – качественным образом преобразовывают «мир вокруг».
Думается, формулируя некоторый вывод, что процесс этот носит объективный характер, а противодействие ему – алогично. Наука и знания – факторы, определяющие динамику общественного развития. При этом прогресс науки сегодня – колоссальным образом изменяет «завтра» всего человечества.
Думается, что без науки общество очень быстро станет на путь регресса.
Пермь - 2022