Файл: Вопросы к семинару 2 по дисциплине менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди методов анализа и оценки внутренний среды наибольшую известность получили факторный анализ, GAP-анализ, CVP-анализ, диаграмма «Ишикава»:

1. Факторный анализ. Под факторным анализом понимается комплексное и системное изучение и измерение воздействия различных факторов на величину результативных показателей. Это один из механизмов экспертной оценки эффективности конкретного бизнеса и его основных аспектов.

2. GAP-анализ, или анализ разрывов (английское слово "gap" означает "разрыв"), является одним из эффективных методов стратегического анализа. С его помощью можно организовать поиск шагов для достижения заданной цели.

3. CVP-анализ - один из эффективных методов стратегического анализа (Cost - Volume - Profit; затраты - объем - прибыль). Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

4. Диаграмма "Ишикава". Изучение отобранной и упорядоченной информации в процессе разработки стратегии направлено на получение как можно более ясного представления обо всех слабых и сильных сторонах деятельности данной компании, о возможностях, предоставляемых ей соответствующим рынком, а также об опасностях и угрозах, которые могут быть связаны с работой фирмы на этом рынке в будущем.

Так же используются: управленческое обследование, анализ «цепочки ценностей» М. Портера и система управленческого анализа Mc Kinsey.


  1. В чём заключается принципиальное отличие между содержательными и процессуальными концепциями (теориями) мотивации.


Ответ:

Принципиальное отличнее заключатся в том , что в рамках содержательных теорий исходят из того мотивация строится на базе воздействия на внутренние побуждения (потребности) персонала, которые заставляют человека действовать. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей А. Маслоу; теория существования, связи и роста К. Альдерфера; теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга.

А в рамках подхода к мотивации процессуальных теории исходят из того, что мотивация персонала определяется не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель мотивации Портера – Лоулера.



  1. Кратко охарактеризуйте одну из содержательных концепций (теорий) мотивации.


Ответ:

Наиболее известна из содержательных концепций – теория мотивации А. Маслоу (пирамида А. Маслоу)

А. Маслоу – американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу – популярнейшая концепция из сферы психологии. Менеджеры давно догадались проецировать открытия гуманистической психологии на управлении персоналом. Так, работая по иерархии удовлетворения потребностей можно увеличить прибыль компании в два-три раза.

Суть теории: потребности человека появляются по мере удовлетворения от низших к высшим. Основа человеческой жизни – физиологические нужды; неудовлетворенные потребности побуждают к действиям; если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая; потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды» требуют первостепенного удовлетворения.

Иерархически потребности возникают в следующей последовательности:


  • Физиология – сытость, здоровье и пр.


  • Безопасность – комфорт, стабильность жизненных условий, отсутствие страха и пр.


  • Любовь и привязанности – общение, чувство заботы, внимания к себе и от себя к другому.


  • Уважение – одобрение, признание достижений.


  • Познание – учиться, овладевать новыми умениями, анализировать.


  • Эстетические – упорядоченность, гармония, красота окружающего мира.


  • Самоактуализация – личностный рост, поиск смысла жизни, реализация собственных духовных целей. 


В упрощенном виде пирамиду изображают из пяти уровней, объединяя «познание», «эстетику» и «самоактуализацию» в общую потребность в личностном росте.

Согласно изложению автора у среднестатистического человека потребности возникают и удовлетворяются в подобной иерархии и перескоки с пропуском одного из уровней маловероятны. При этом достижение нового уровня не означает, что человек больше не нуждается в предыдущих – они по-прежнему должны удовлетворяться. 

К примеру, если человек дошел до уровня познания, но вдруг лишился уважения, семьи и безопасности, то он опускается на ступень физиологии – выжить, эта ступень двигает его вперед, а остальные снова нужно достигать.

Поскольку все люди разные, то у конкретной личности может быть иная иерархия, но в среднем своих сотрудников необходимо рассматривать в разрезе среднего значения. Это позволит применять пирамиду Маслоу для эффективного менеджмента.



Эта теория потребностей показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и его деятельность, как предоставить человеку возможность реализовать и удовлетворить свои потребности.


  1. Кратко охарактеризуйте одну из процессуальных концепций (теорий) мотивации.


Ответ:

Одной из теорий является теория Портера и Лоулера. Суть теории двух ученых в прямой взаимосвязи между приложенными усилиями, вознаграждением сотрудника и его удовлетворенностью.

Простыми словами можно объяснить теорию так: сотрудник получает радость не только от денег, но и от результатов своего труда. Специалист старается выполнить поставленные задачи быстрее и лучше, чтобы получить заработную плату и, как следствие, внутреннее удовлетворение. Однако правило работает только в том случае, когда сумма вознаграждения оказалась не меньше ожидаемой.

Мотивационная модель включает в себя следующие элементы:


  • ценность вознаграждения – измеряется отношением сотрудника к обещанной заработной плате;


  • вероятность оплаты – мнение сотрудника о том, насколько реально получение вознаграждения;


  • затраченные усилия – активность работника, уровень стараний, вовлеченности, стремления к достижению поставленных целей;


  • роль сотрудника – сложность и характер поставленных целей, а также знание инструментов, необходимых для осуществления планов;


  • уровень способностей – определяется набором навыков и умений, необходимых для достижения результата и получения вознаграждения;


  • результат – скорость, объем и качество выполненных задач;


  • внутренняя награда – нематериальные блага: гордость, чувство личного превосходства, значимость для коллектива и компании;


  • внешняя награда – материальные блага: денежные средства, карьерный рост;


  • ожидаемая награда – личное мнение сотрудника о предполагаемом материальном и нематериальном вознаграждении;


  • удовлетворенность – соответствие ожидаемой и фактической оценки своей работы со стороны руководства.


Согласно теории, наибольшее удовлетворение получает тот, кто максимально выкладывается на работе. Старательные и активные сотрудники получают денежные премии и одобрение руководства, в то время как их безынициативные коллеги довольствуются меньшими благами.

Применяя теорию Портера-Лоулера на практике, исследователи обнаружили ряд недостатков. Критики выделили следующие сложности в использовании модели:



  • Определение умений и способностей человека субъективно, поэтому может оказаться ошибочным.


  • Финансовые резервы мелкого бизнеса и частных компаний ограничены, поэтому не всегда есть возможность назначить соответствующее вознаграждение активному сотруднику.


  • Как руководству, так и работнику бывает трудно сформулировать четкое представление об ожидаемой заработной плате.


  • Несмотря на наличие недостатков, теория мотивации Портера-Лоулера принята во многих крупных организациях. Стимулировать персонал помогает основополагающий принцип модели: труд, нацеленный на результат, ведет к удовлетворению.



  1. Почему теорию иерархии потребностей Абрахама Маслоу графически изображают в форме пирамиды?


Ответ:

Графический вид пирамидой обусловлен иерархическим подходом к теории потребностей. В соответствии с теорией Маслоу, у человека после удовлетворения потребностей, стоящих на предыдущем уровне пирамиды, возникают следующие в иерархии потребности.

Нельзя утверждать, что более высокие потребности полностью отсутствуют, пока не удовлетворены более низкие - но их актуальность мала. Кроме того, порядок потребностей может варьироваться у разных людей, предложенная пирамида отражает лишь наиболее устойчивый и распространенный вариант.




  1. Что Вам известно о контроллинге? Чем отличается контроллинг от контроля?


Ответ:

Контроллинг является обособленным направлением деятельности в организациях, которое связано с осуществлением экономической функции и направлено на принятие правильных стратегических и оперативных решений руководящим персоналом.

Контроллинг – это комплекс действий, направленных на сопровождение всех процессов необходимым информационно-аналитическим обеспечением для принятия правильных управленческих решений. Чаще всего они нацелены на увеличение прибыли в организации.

Современный контроллинг на предприятии обязательно должен включать в себя систему менеджмента качества, управление рисками и системой ключевых показателей, а также управление процессами при реализации любого вида планирования.

Зародившись в Англии, контроллинг был практически разработан в США и структурирован исследователями в Германии. В последнее время, вобрав в себя практику и теорию японского всеобщего управления качеством, контроллинг стал практическим воплощением именно японской философии производства. Согласно этой философии, производственная система должна основываться на саморегуляции, на инициативе участников производственного процесса и их активном понимании целей и задач организации. Очевидно, такой подход прямо противоположен установлению внешнего контроля за производственной системой и организацией. Процессы, выстраиваемые в рамках контроллинга, не нуждаются во внешнем контроле.


Контроль противоположен контроллингу и в своем подходе к регулированию. Контроль завершает процесс, пассивно фиксируя его фактические параметры. Контроллинг же, напротив, активно участвует в создании процесса – это дизайн процесса, разработка системы показателей и потока их значений, отслеживание которых должно обеспечить заданное поведение процесса и привести к достижению стратегических целей. 


  1. Формальные и неформальные обязанности персонала организации: краткая характеристика.


Ответ:

Все обязанности персонала организации можно разделить на два типы: формальные и неформальные. 

Формальные (официальные) обязанности персонала организации связи определяются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие обязанности персонала организации строятся независимо от личных факторов, основывается на «должностном» принципе. Как правило, такие обязанности персонала организации оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные обязанности персонала организации могут быть профессиональными, доносами, произведёнными, паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) обязанности персонала организации складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных факторов и корпоративных традиций оргаиазции. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. 


  1. Этика и бизнес: общее и особенное. «Этичный бизнес»: миф или реальность?


Ответ:

Этика бизнеса (предпринимательства) включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Бизнес - инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.