Файл: 1 Развивающее обучение как психолого педагогическая проблема 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы личностно – ориентированного взаимодействия учителя с младшими школьниками в условиях развивающего обучения 5

1.1. Развивающее обучение как психолого – педагогическая проблема 6

1.2. Возрастные и психологические особенности младших школьников 8

1.3. Особенности личностно – ориентированного обучения младших школьников 20

Глава 2. Практическая глава 29

2.1. Диагностика сформированности особенностей личностно – ориентированного взаимодействия учителя с младшими школьниками в условиях развивающего обучения 29

2.2. Формирующий эксперимент 31

1. Педагогические условия личностно – ориентированного обучения младших школьников. 31

2.2. Контрольный срез 34

2.3. Общие выводы по главе 36

2.4. Рекомендации 37

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Приложения 42

Введение


В современном мире с его бурными изменениями, спрессованным во времени колоссальным потоком информации всякая жизнеспособная система образования обязана быть эффективной. Это значит, что образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном мире. Более того, сделать это нужно в строго отведенные (и весьма сжатые) сроки с наилучшим эффектом и наименьшими потерями. Иными словами, можно сказать, что всякая эффективная система образования должна отвечать двум основным критериям: (1) она должна соответствовать требованиям времени и (2) опираться на объективные законы познания и развития ребенка, известные современной науке.

В самом деле, каковы бы ни были декларируемые цели обучения и воспитания, всякая система образования существует внутри конкретной исторической эпохи и конкретного общества и не может не отражать их реальные цели и ценности.

Базовыми для исследования явились: теории развивающего обучения Л.В.Занкова, B.В.Давыдова, Е.Н.Кабановой-Меллер, З.И.Калмыковой, Л.М.Фридмана, Д.Б.Эльконина; способы индивидуализации и дифференциации обучения (Э.М.Александровская, О.Л.Базарова, М.Н.Берулава, C.В.Гаврилова, Ю.З.Гильбух, Л.Н.Добрыдин, А.С.Потапов, Е.С.Рабунский, А.И.Савенков, Л.С.Славина, И.Н.Суховей, И.Э.Унт).

Личностно-ориентированные технологии обучения предусматривают различные способы организации учебного процесса: конструирование диалога, дидактические игры, учебные задачи (Н.В.Гуляева, С.Ю.Курганов, Т.П.Лакоцетина, Е.А.Печерская, П.И.Пидкасистый, В.В.Сериков,


Г.А.Цукерман) и направлены на развитие познавательной инициативы (А.В.Вильвовская, Г.Г.Кравцов, В.А.Петровский).

Личностно-ориентированные технологии обучения младших школьников конструировались в связи с психологической готовностью ребенка к систематическому обучению в школе (Н.И .Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Г.А. Цукерман и др.), потребностями детей, приступающих к школьному обучению (Л.А. Венгер, Б.С.Волков, Ю.Б.Гиппенрейтер, Д.Лешли, В.Г.Маралов, К.К.Платонов) .

Объект исследования - личностно-ориентированное обучение .

Предмет - личностно-ориентированные технологии обучения младших школьников.

Цель настоящей работы: изучить проблему личностно – ориентированного взаимодействия учителя с младшими школьниками в условиях развивающего обучения.

Поставленная задача предполагает решение следующих задач:

- изучить теоретические основы личностно – ориентированного взаимодействия учителя с младшими школьниками в условиях развивающего обучения;

- дать оценку практическому применению личностно-ориентированным технологиям.

Гипотеза исследования: личностно-ориентированные технологии обучения, построенные на основе индивидуального подхода, способствуют интенсификации процесса обучения и развития младших школьников, его адаптации к личностным возможностям учащихся:

- если технологии обучения построены на основе деятельностного подхода к развитию интеллектуальных, эмоциональных и ценностных психологических характеристик личности;

- если личностно-ориентированные технологии обучения созданы на основе диагностики актуального развития младших школьников, их умственной работоспособности, обучаемости, опосредованности деятельности, образовательной подготовки;

- если в процессе обучения будет прослеживаться динамика интеллектуального развития учащихся, развитие мотивации и способов учебной деятельности младших школьников и на этой основе своевременно вводиться необходимые формы психологической и педагогической поддержки учеников;



- если конструирование процесса обучения младших школьников будет осуществляться на основе принципа активизации учащихся в учебной деятельности, принципа динамичности и сочетаемости информационных и личностных характеристик учебного процесса, принципа педагогической интерпретации личностных достижений ученика в контексте индивидуального и коллективного субъектов деятельности и общения, принципа полимодального предъявления учебного материала, принципа соразмерности и адекватности приемов педагогического управления учебной деятельностью младших школьников;

- если педагогическое структурирование образных и вербальных учебных текстов будет осуществляться посредством смысловой группировки учебного текста; различных способов предъявления учебного материала с ориентацией на полимодальные способы восприятия учебной информации и сохранение эмоционального содержания текста; предъявления учебного материала в виде коммуникативно-познавательных задач определенной когнитивной сложности;

- если у учителя будет сформирована мотивационная направленность на личностно-профессиональное совершенствование, если реализация личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников будет представлять систему педагогической деятельности по моделированию учебной деятельности учащихся, адекватной личностному и когнитивному профилю обучающихся и проектированию полисубъектных отношений в учебном процессе.

Для реализации задач исследования возможно применение следующего комплекса методов:

- анализ, синтез и сравнение исследуемых явлений;

- обобщение и анализ педагогического опыта;

- тестирование, анкетирование, беседа;

- организация опытно-экспериментальной работы.

- реализация ориентир личность обучение школа.

Глава 1. Теоретические основы личностно – ориентированного взаимодействия учителя с младшими школьниками в условиях развивающего обучения




1.1. Развивающее обучение как психолого – педагогическая проблема



Проблема развивающего обучения в педагогической психологии поставлена и решается довольно давно. Над этой проблемой работали отечественные психологи П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. ДавыдовД.Б. Эльконин, Д.Н. Богоявленский.

В 1950-е г.г. Л.В. Занков проводил массовый эксперимент в школах страны в начальных классах [1, с.168]. В результате он разработал новую дидактическую систему развивающего обучения в начальных классах.

Принципы обучения по системе Л.В. Занкова:

- обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности;

- ведущая роль теоретических знаний в обучении;

- ускорение темпа обучения;

- систематическая работа над развитием каждого ученика.

В 1959 году – монография Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской «Психология усвоения знаний в школе», в которой раскрыты психологические закономерности и условия осуществления развивающего обучения в школе.

1. Умственная активность учащихся в процессе усвоения знаний.

2. Овладение операциями сравнения, анализа, синтеза и обобщения.

3. Формирование приемов умственной деятельности.

4. Учет индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников.

В конце 50-х годов П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной была создана Теория поэтапного формирования умственных действий, согласно которой учебная деятельность будет развивающей, если поэтапно формировать у школьников умственные действия.

1 этап – формирование мотивационной основы действий

2 этап – ориентировочная основа действий

3 этап - формирование действий в материальной или материализованной форме

4 этап – повторение действия в форме звуковойречи

5 этап – переход от внешних громкоречевых действий к внутренним речевым действиям

6 этап – речевой процесс уходит из сознания, оставляя лишь предметное содержание действий.

В 70-е годы были разработаны принципы развивающего обучения:


  1. Принцип познавательной активности учащихся в обучении.

  2. Принцип проблемности.

  3. Принцип формирования учебной деятельности школьников.

  4. Принцип формирования приёмов умственной деятельности.

  5. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Кроме принципов были сформированы задачи развивающего обучения:

1) Раннее выявление индивидуальных особенностей развития и индивидуальный учёт их в процессе обучения. Для этого необходимо:

а) выявление и учёт типа ВНД (особенности восприятия, мышления, памяти);

б) определение уровня развития учебной деятельности;

в) выявление склонностей и задатков и их учёт в процессе учебной деятельности [10, с.124].

2) Переориентация содержания форм и методов обучения на формирование личности учащихся и приобретение учениками таких качеств как:

а) способность к само регуляции;

б) высокий уровень развития сознания и самосознания;

в) способность к положительному влиянию на личность других людей (способы само регуляции);

г) потребность к творческой деятельности.

Важнейшим свойством личности является направленность – устойчивые, доминирующие системы методов, взглядов, духовных потребностей, стремлений, интересов, убеждений.

3) Выявление творческих задатков и развитие творческих способностей. Одним из главных направленностей перестройки работы учителей является переориентация содержания и методов обучения на развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся.

4) Обучение школьников, умению учиться, самостоятельно добывать знания и пользоваться необходимыми для этого методами и приёмами умственной деятельности.

1.2. Возрастные и психологические особенности младших школьников



Возрастные особенности отражают устойчивые свойства и качества личности, характерные для детей того или иного периода развития. Учащиеся начальных классов претерпевают заметные изменения, связанные с процессом естественного развития психического мира ребенка, развития, происходящего под влиянием условий его жизни и воспитания [5, с.22].

Из внешних условий важна ведущая деятельность детей, в которой они развиваются. Это понятие связано с деятельностью, которая оказывает решающее влияние на характер развития ребенка. Для дошкольника – это игра, дли младшего школьника – учение.

Поступление в школу, связанное с включением в учебный процесс, с систематической общественно полезной работой в октябрятской группе, с