Файл: Федеральная служба исполнения наказаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 4012

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закономерно, что уголовно-исполнительная система, а так же ее структурные подразделения, персонал в активной форме принимают участие в реализации политической функции. Это обстоятельство отмечается многими учеными и практическими работниками. «Политика в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний и обращения с осужденными, как бы ни пытались деполитизировать эту сферу государственной деятельности различными отсылками на общечеловеческие ценности, всегда присутствует».

В литературе, особенно юридической, в подавляющем большинстве случаев деятельность УИС в первую очередь и в основном связывается с реализацией правоохранительной функции государства, что, как уже отмечалось, в современных условиях требует серьезного уточнения. Даже краткий, проведенный выше анализ убедительно показывает, что анализируемая социальная организация принимает активное участие в реализации не только правоохранительной, но многих других функций Российского государства.

В современный период происходит пересмотр отношения к данной функции, ее содержания и технологий реализации. Демократические государства провозглашают и обеспечивают идеологический плюрализм, поддерживают (в том числе материально) передовые идеологические течения, основанные на признании общечеловечеcких ценностей. Не детализируя многие возникающие здесь вопросы, отметим, что в содержании идеологической функции важной составляющей, наряду с другими, является воспитательная работа во всех ее многочисленных формах и проявлениях, включая ресоциализацию, исправление осужденных. В рассматриваемом отношении именно с реализацией этой одной из основных функций российского государства в первую очередь и в основном связана деятельность УИС.
Глава 2. Система органов ФСИН и их главные задачи

2.1.Структура Федеральной службы исполнения наказаний РФ
На современном этапе развития пенитенциарной системы Федеральная служба исполнения наказаний России является государственным органом, возглавляющим уголовно-исполнительную систему Российской Федерации и подведомственным Министерству юстиции России, от которого в 2004 году была образована вместе с передачей соответствующих полномочий на основе п.13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В целом же правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы в целом и Федеральной службы исполнения наказаний в частности составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Положение «О Федеральной службе исполнения наказаний» (утверждено Указом Президента от 12.10.2004 №1314), Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. №729), а также другие правовые акты, включая подзаконные акты, издаваемые ФСИН России по вопросам регулирования внутренней деятельности.


В п.1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314) Законодатель определяет Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом представлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Из такого обширного определения достаточно легко вычленить основные направления деятельности (функции), в которых ФСИН РФ, являясь органом исполнительной власти федерального уровня, оперирует:

1. Контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых лиц.

2. Содержание лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, а также подсудимых, находящихся под стражей. В состав данной функции входят также охрана и конвоирование данных лиц.

3. Контроль за поведением подозреваемых либо обвиняемых, на которых решением суда было наложено пресечение в виде домашнего ареста, а также контроль за соблюдением данными лицами наложенных на них запретов и ограничений.

4. Контроль за поведением условно осуждённых и осуждённых с представленной им отсрочкой.

Реализацией вышеупомянутых функций на практике занимаются органы ФСИН России, деятельность которых регулируется многочисленными конкретными нормативно-правовыми актами. Современная уголовно-исполнительная система Российской Федерации разнообразна и, занимая подчёркнуто важное место в общей системе правоохранительных органов государства, способствует всесторонней реализации целей, возложенных на ФСИН России.

Все органы уголовно-исполнительной системы можно достаточно чётко разграничить по трём основным направлениям:

1. Органы ФСИН России непосредственно.



К данной ветви уголовно-исполнительной системы относятся центральный аппарат ФСИН России и аппараты территориальных органов ФСИН России: главные управления, управления и отделы ФСИН России по субъектам Российской Федерации.

Внутренняя структура центрального аппарата ФСИН России состоит из его руководства в лице директора ФСИН России, его семи заместителей, начальников управлений центрального аппарата ФСИН России, и собственно самих управлений, занимающихся узкоспециализированными вопросами функционирования системы органов ФСИН России.

Структура аппаратов территориальных органов не слишком сильно отличается от структуры центрального аппарата - руководство осуществляется начальником и его заместителями, число которых может изменяться в зависимости от особенностей работы в том или ином субъекте федерации (к примеру, в УФСИН по Алтайскому краю действуют три заместителя, в УФСИН по Московской области - четыре, в УФСИН по Москве - всего два).

Не столь давно существовали также УФСИН по федеральным округам, однако были по ряду причин упразднены приказом Министерства юстиции Российской Федерации. Вероятно, в первую очередь такое решение было вызвано неэффективностью, затратностью и общей ненадобностью данного звена системы органов ФСИН.

2. Органы, занимающиеся непосредственно исполнением наказания, и органы временной изоляции подсудимых.

Очевидно, что основной частью данного звена являются уголовно-исправительные учреждения (воспитательные и исправительные колонии, тюрьмы), но помимо них к данному звену видится целесообразным отнести и уголовно-исполнительные инспекции, и следственные изоляторы, и арестные дома, и исправительные центры.

В колониях исполняется наказание в виде лишения свободы, в то время как сами колонии делятся на колонии-поселения, воспитательные колонии, колонии общего, строгого и особого режима – в последних, характеризующихся особой строгостью условий заключения, отбывают наказание также осуждённые, приговорённые к пожизненному заключению. На данный момент именно в колониях отбывают свои наказания подавляющее большинство преступников, из которых большая часть отбывают наказание в колониях общего режима.

Тюрьмы, в свою очередь, также служат для исполнения наказания в виде лишения свободы, однако, в отличие от колоний, характеризуются камерным принципом содержания заключённых и минимальной свободой их передвижения по территории места лишения свободы. В целом можно говорить о том, что тюрьмы являются более радикальным способом изоляции преступника от общества, однако в то же время наиболее затратным и не всегда эффективным в вопросах исправления осуждённых. В данный момент в тюрьмах отбывает наказание весьма малое количество заключённых - 1762 человека из общего числа в 651 464 осуждённых.


Уголовно-исполнительные инспекции отвечают за исполнение целого ряда не связанных с лишением свободы наказаний, в числе которых лишение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью, наказание в виде обязательных или исправительных работ, в виде ограничения свободы. Уголовно-исполнительные инспекции также отвечают за контролем над условно осуждёнными и осуждёнными, к которым по решению суда должны быть применены принудительные меры медицинского характера.

Следственные изоляторы - это учреждения, обеспечивающие изоляцию от общества лиц, находящихся под следствием, подсудимых лиц, лиц осуждённых и ожидающих дальнейшего перевода в соответствующее уголовно-исправительное учреждение и, в редких случаях, лиц, ожидающих экстрадиции за пределы российского государства. Следственные изоляторы находятся в подчинении соответствующих территориальных органов ФСИН России, отвечает же за их создание и ликвидацию Министерство юстиции РФ.

Исправительные центры изначально должны служить строго для выполнения осуждённым принудительных работ, однако уголовно-исполнительный кодекс допускает создание на территории исправительных учреждений изолированных участков, функционирующих как исправительные центры. Так или иначе, открытие исправительных центров было запланировано ещё на 2013 год, однако сперва отложено до 2014, а затем - до 2017 года. 

Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста, то есть кратковременного лишения свободы на срок от одного до шести месяцев в условиях строгой изоляции от общества. Тем не менее, в настоящее время применение ареста сопряжено с целым рядом серьёзных затруднений, в частности, с нерациональностью данного вида наказания как такового. 

3. Учреждения, непосредственно подчинённые ФСИН России.

В данную группу относятся научно-исследовательские и образовательные учреждения, предприятия, иные вспомогательные органы.

Примером таких учреждений могут являться учреждения высшего профессионального образования, действующие в уголовно-исправительной системе и отвечающие за подготовку компетентных кадров, научно-исследовательские институты, печатные издания ФСИН России и т.д.

Таким образом, ФСИН России является главенствующим звеном во всей уголовно-исполнительной системе современной Российской Федерации, выполняющим важнейшие контрольные и надзорные функции в отношении осуждённых лиц, функции по предварительной изоляции и контролю за поведением обвиняемых и подсудимых, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых. Для реализации данных функций ФСИН располагает сложной и разветвлённой системой уголовно-исполнительных органов, включающих в себя непосредственно органы ФСИН, органы, отвечающие за исполнение наказаний и временную изоляцию обвиняемых и подсудимых и разнообразные научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения, находящиеся в прямом подчинении ФСИН. При этом уголовно-исполнительная система непрерывно развивается и видоизменяется, что приводит к определённым трудностям при реализации ФСИН России своих функций.


2.2.Задачи и полномочия органов Федеральной службы исполнения наказаний

ФСИН, являясь главенствующим звеном уголовно-исполнительной системы России, обладает рядом определённых законодателем функций. Однако это лишь основные направления деятельности, для конкретизации которых законодателем определены задачи ФСИН России, а для реализации - полномочия.

Так, задачами и соответствующими им полномочиями ФСИН, согласно п. 3, 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, являются:

1. Исполнение уголовных наказаний и содержание под стражей подсудимых и лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, равно как и контроль за поведением данных лиц, если в их отношении выбрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Полномочия, которыми ФСИН России обладает в данной сфере, заключаются в обеспечении точного и безусловного исполнения приговоров, определений и постановлений судов в отношении осуждённых лиц, осуществлении контроля за поведением лиц, находящихся под домашним арестом и т.д.

2. Контроль за поведением условно осуждённых лиц и лиц, которым по тем или иным причинам предоставлена отсрочка отбывания наказания.

В данном случае полномочия ФСИН России заключаются в обеспечении контроля и наблюдения за поведением вышеуказанных лиц при помощи допустимых средств и принятии соответствующих мер в случае нарушения данными лицами предписаний суда.

3. Обеспечение охраны законных интересов и прав вышеупомянутых категорий лиц во время их содержания под стражей и в местах заключения.

ФСИН России обладает широким спектром полномочий по обеспечению охраны прав и законных интересов осуждённых и содержащихся под стражей лиц, к примеру, принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств учёных о помиловании, принимает меры по организации рассмотрения предложений, жалоб и заявлений осуждённых лиц или лиц, содержащихся под стражей, обеспечивает данным лицам доступ к средствам связи и телекоммуникационным средствам в соответствии с законодательством и выполняет ряд других важнейших полномочий.

4. Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях пенитенциарной системы, как следствие - обеспечение безопасности лиц, отбывающих в них наказание или содержащихся под стражей и лиц, являющихся работниками пенитенциарной системы.

При реализации данной задачи ФСИН использует полномочия по обеспечению установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, безопасности объектов пенитенциарной системы, охране правопорядка непосредственно на территории уголовно-исправительных учреждений, по осуществлению мер по обеспечению сотрудников уголовно-исправительной системы огнестрельным оружием и спецсредствами и другие.