Файл: Министерство науки и высшего образования рф фгбоу во Тамбовский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
операций по картам.

Рынок платежных карточек в России характеризуется высокими темпами их эмиссии, увеличение объемов операций населения с их ис- пользованием. Переход от оплаты товаров и услуг наличностью к рас- чету банковскими платежными карточками приводит к улучшению экономической ситуации в стране, делает более прозрачными финан- совые операции и предотвращает от уклонения уплаты налогов; помо- гает повысить уровень финансовой культуры населения страны; дает возможность эмитентам и эквайрингам увеличить прибыльность кар- точных портфелей.

В современных условиях платежная система играет ключевую роль как в региональной и национальной, так и в мировой экономике, являясь ее неотъемлемой частью. Осуществляя эффективный перевод денежных средств, платежная система оказывает непосредственное влияние на экономическую деятельность всей страны в целом. Появле- ние новых информационных технологий, международная интеграция в различных сферах экономической деятельности обосновали актуаль- ность к изучению вопросов, связанных с построением, функционирова- нием и совершенствованием платежной системы страны, в том числе основной ее составляющей безналичных расчетов. Достижение фи- нансовой стабильности, экономического роста, преодоление социаль- ных проблем невозможно без хорошо отлаженного, высокоэффектив- ного и надежного механизма перевода денежных средств.

Информационной базой монографии служат: годовая финансовая отчетность
ПАО «Сбербанк» за 2018 2021 годы; внутренние локаль- ные документы банка; нормативно-правовые акты Российской Федера- ции; статистические данные официальных источников; справочная, учебная и научная литература отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме; публикации в периодических печатных изданиях; материалы интернет-ресурсов.
      1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Теоретические аспекты развития системы платежей с банковскими картами




        1. Экономические аспекты использования пластиковых карт. Этапы формирования


рынка пластиковых карт в России

Началом истории о возникновении банковских карт можно счи- тать 1880 год, когда американский публицист, политический мысли- тель социалистического толка Эдвард Беллами в своей книге «Глядя назад», выдвинул идею карточки, с помощью которой можно будет производить оплату товаров в магазинах. Но на практике применение этой идеи произошло только через несколько десятилетий. Такие карты смогли получить исключительно самые надежные и самые кре- дитоспособные клиенты, которые пользовались услугами компаний многие годы. Карту вставляли в специальный аппарат, на нем отпеча- тывались все данные, указанные на карте, и потом человек мог распла- титься согласно с данной бумагой. Такие карты выпускали коммерче- ские компании магазины, нефтяные компании, отели и пр. Это были обычные в основном бумажные карточки. Главной целью компаний было отслеживать счета клиентов и записывать совершаемые ими по- купки.

С момента появления первой банковской карты на широком рынке и получения к ним доступа большему количеству людей по ми- ровым масштабам прошло немного
времени чуть больше шестиде- сяти лет, а по масштабам нашей страны и того меньше около трид- цати. За этот период банковская карта прошла путь от простого картон- ного или металлического прямоугольника до современного пластика с внедренным чипом, стала повсеместно доступной и очень популярной. Возможности современной банковской карты и виды банковских карт различны и зависят от ее функционального назначения, особенностей проведения операций, принадлежности к той или иной платежной си- стеме и других многочисленных характеристик.

Рынок банковских пластиковых карт набирает стремительную популярность. Операции с платежными картами открыли для россий- ских банков новые перспективы обслуживания клиентов. В процессе зарождения и развития рынка платежных карт создавались новые виды банковских карт, которые имели свои особенности, назначение и технические характеристики. При этом вся функциональность банков- ских платежных карт еще не реализовалась. Рынок российских банков- ских пластиковых карт неоднороден и отличается своей территориаль- ной сегментацией по качественному и количественному содержанию банковских операций [8].

Банковская карта инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке. Такой счет называют специальным кар- точным счетом (СКС). Он открывается банком для отражения всех со- вершаемых клиентом операций с использованием банковской карты [2]. Банковские карты используются для безналичных платежей, в том числе и через Интернет, а также для снятия наличных или
пополнения счета через банкомат или пункт выдачи наличных (ПВН). Таким обра- зом, можно сделать вывод, что банковская пластиковая карта – это электронное средство платежа, закрепляющее с помощью прикладных программ ее связь с банковским счетом.

Позиция Банка России представлена в Положении Центрального Банка Российской Федерации 266-П «Об эмиссии платежных карт и операциях с их использованием», где говорится, что «…банковская карта является видом платежных карт, как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (держателями), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соот- ветствии с законодательством и договором с эмитентом» [37].

Рассмотрим историю формирования банковских карт. Первые карты стали выпускаться нефтяными компаниями, отелями и магази- нами. Они должны были фиксировать покупки клиентов и следить за его счетом. Первые карты были выпущены в 1914 году предприятиями для более состоятельного слоя населения с целью привлечения их к своей сети магазинов с возможностью продавать более дорогие товары, тем самым повышая свою прибыль. Со временем крупные компании, вы- пускающие свои карты, вносили свои изменения, в числе которых были

комиссия за финансовые услуги, ежемесячный платеж за использова- ние карты, определенный период отсрочки по платежам, который ком- пания устанавливала индивидуально [43].