Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2858
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным и необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по делу.
При этом постановление обязательно должно содержать следующие пункты:
1) об отмене постановления следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела;
2) о возобновлении производства по делу;
3) о дальнейшем движении дела.
Определить судьбу возобновленного дела прокурор может следующими способами:
- возвратить дело лицу, прекратившему дело, с указаниями о производстве дополнительных следственных действий;
- принять к своему производству или поручить расследование подчиненному сотруднику прокуратуры;
- вернуть дело начальнику следственного отдела или органу дознания с предписанием поручить расследование другому лицу.
23. Прокурор как субъект уголовного преследования. Формы осуществления уголовного преследования прокурором.
В Законе о прокуратуре уголовное преследование рассматривается как одно из направлений деятельности (функция) прокуратуры (п. 2 ст. 1). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя (п. 1 с. 35). Содержание этой деятельности, полномочия прокурора в данной сфере определены уголовно-процессуальным законодательством.
Действующий УПК в п. 55 ст. 5 содержит определение данного понятия, где указано, что уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Сторону обвинения согласно п. 47 ст. 5 УПК представляют "прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель".
Таким образом, в осуществлении уголовного преследования действует довольно широкий круг должностных лиц и даже отдельных граждан - участников уголовного судопроизводства. Безусловно, указанные лица свою деятельность в уголовном преследовании реализуют по-разному и исключительно в пределах своей компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом.
Для одной группы лиц - прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя - осуществление уголовного преследования является обязанностью. Причем уголовное преследование они осуществляют от имени государства (ст. 21 УПК). Другой группой субъектов функции уголовного преследования являются потерпевший, его законный представитель и (или) представитель, частный обвинитель, гражданский истец и его представитель. Их участие в уголовном преследовании, по общему правилу, является правом, но не обязанностью (ст. 22, 44 УПК).
Уголовное преследование ведется в отношении определенного лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления. Его начало связано с возникновением оснований для вовлечения в уголовный процесс указанных субъектов, а именно: либо с возбуждением уголовного дела в отношении конкретного лица, либо с задержанием в качестве подозреваемого, либо с применением к лицу меры пресечения до предъявления обвинения, либо с уведомлением конкретного лица о подозрении его в совершении преступления. Если указанные процессуальные решения не принимались, то уголовное преследование начинается с вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или вынесения обвинительного акта.
Для следователя и дознавателя, как уже отмечалось, осуществление уголовного преследования является обязанностью, которую они реализуют в досудебном производстве. В содержание уголовного преследования, осуществляемого указанными лицами, входит: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, выдвижение подозрения или обвинения на основе собранных доказательств; предъявление обвинения, а при необходимости его изменение; применение мер процессуального принуждения в отношении подозреваемого или обвиняемого в целях обеспечения их надлежащего поведения в ходе досудебного производства; окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения или обвинительного акта; направление уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) и последующей передачи дела в суд. На этом для следователя и дознавателя процессуальная деятельность, связанная с уголовным преследованием, заканчивается.
Роль прокурора в уголовном преследовании существенно отличается от деятельности следователя и дознавателя в этой сфере. Для него, как и для следователя и дознавателя, осуществление уголовного преследования является обязанностью. Однако уголовное преследование он осуществляет на протяжении всего уголовного процесса как в досудебном, так и в ходе судебного производства. При этом содержание уголовного преследования, осуществляемого прокурором, меняется в зависимости от этапов уголовного судопроизводства.
В досудебном производстве прокурор является не только одним из участников уголовного преследования со стороны обвинения, но и организатором и руководителем этой деятельности, наделенным властно-распорядительными полномочиями но отношению к органам предварительного следствия и дознания, осуществляющим расследование но уголовным делам.
В настоящее время прокурор не наделен правом возбуждать уголовные дела. Он не вправе проводить по ним расследование. Эти обязанности лежат на органах предварительного следствия и дознания.
Но он уполномочен в случае выявления в ходе надзорной деятельности фактов, связанных с нарушением уголовного законодательства, выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по этим фактам. Он проверяет законность принимаемых органами предварительного расследования решений о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении таковых.
Прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе расследования. Он может изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его для дальнейшего расследования следователю, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому.
Прокурор утверждает постановления дознавателя о прекращении производства по уголовным делам, в том числе и в связи с прекращением уголовного преследования.
Прокурор полномочен рассматривать и утверждать итоговые процессуальные документы, составленные следователем и дознавателем по расследованным ими уголовным делам. Речь идет об обвинительном заключении и обвинительном акте, которые после их утверждения прокурором вместе с уголовным делом направляются в суд.
Однако прокурор, если признает, что дело расследовано некачественно, может его вернуть следователю или дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемого либо для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
Таким образом, прокурор наделен широкими полномочиями в досудебном производстве, которые направлены на то, чтобы максимально обеспечить конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц
, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.
Качественно и объективно проведенное предварительное расследование создает необходимые предпосылки для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу. В ходе судебного разбирательства прокурор продолжает осуществление функции уголовного преследования, выступая в качестве государственного обвинителя.
В суде прокурор излагает предъявленное подсудимому обвинение. В обоснование обвинения представляет доказательства и участвует в их исследовании. Он излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа. Отказ от обвинения может быть полным или частичным. До удаления суда в совещательную комнату государственный обвинитель может также изменить обвинение в сторону смягчения (ст. 246 У11 К).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, под уголовным преследованием прокуратуры следует понимать самостоятельную функцию (направление деятельности) прокуратуры, осуществляемую в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в целях изобличения подозреваемого или обвиняемого (подсудимого) в совершении преступления.
24. Направление прокурором материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
На протяжении долгого времени уголовно-процессуальный закон наделял прокурора правом самостоятельно возбуждать уголовные дела и даже принимать их к своему производству и расследовать самостоятельно. Однако в результате реформы досудебного производства, проведенной российским законодателем в 2007 г., прокурор эти полномочия утратил. Теперь, обнаружив признаки преступления, прокурор обязан выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
В соответствии с нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ прокуроры обязаны выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании:
1) в случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок (п. 1.8 Приказа Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях");
2) в связи с выявлением преступлений в ходе проведения общенадзорных проверок (п. 18 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина");
3) при установлении в ходе служебных расследований или проверок признаков преступления в действиях прокурорских работников (п. 8 Приказа Генерального прокурора РФ от 18 апреля 2008 г. № 70 "О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации");
4) в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок органами предварительного следствия и дознания (п. 1.17 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"; п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания");