Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2868

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В том случае, если прокурор примет решение о прекращении уголовного дела, он должен отменить меру пресечения, избранную им самим, органом дознания или следователем. Решение о мере пресечения прокурор принимает, руководствуясь требованиями ст. ст. 97 - 101 УПК РФ.

Используя право дополнять либо сокращать список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание со стороны обвинения, прокурор должен исходить из положений ст. 73 УПК и стремиться к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела в суде. При этом прокурор не может изменить список лиц, подлежащих вызову в суд со стороны защиты.

Истечение предельного срока содержания обвиняемого под стражей дает право прокурору изменить данную меру пресечения. Так, если при изучении дела прокурором установлено, что материалы оконченного расследованием уголовного дела предъявлены следователем обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей (до двух, до шести, до двенадцати и до восемнадцати месяцев) и срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор, руководствуясь ст. 110 УПК РФ, принимает меры к незамедлительному изменению меры пресечения.

Прокурором выносится соответствующее мотивированное постановление, если по результатам изучения уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, принимается какое-либо из решений:

- о прекращении дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;

- о возвращении дела для производства дополнительного следствия или составления нового обвинительного заключения;

- о направлении дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения;

- об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении;

- об отмене или изменении ранее избранной обвиняемому меру пресечения либо избрании меры пресечения, если таковая не была применена;

- о дополнении или сокращении списка лиц, подлежащих вызову в суд.
29. Участие прокурора в суде в досудебном производстве при решении вопроса о применении мер пресечения.


Поскольку у прокурора нет права на возбуждение уголовного дела, а также на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения прокурор обязан принимать участие в судебных заседаниях, в которых рассматриваются такого рода ходатайства.

Ст. 37 УПК:

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2021 N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"

1.8. Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании, продлении мер пресечения и иного процессуального принуждения и других ходатайств о даче согласия на производство следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

СТАТЬЯ 101 УПК РФ Постановление и определение об избрании меры пресечения

1. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд - определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения.

Участие в таком заседании позволяет прокурору получить полную информацию и определить принципиальную позицию, касающуюся оценки законности и обоснованности возбуждения ходатайств, наличия соответствующих материалов, соблюдения установленного законом порядка оформления и представления ходатайств в суд, допущенных при этом нарушений. Особую значимость имеет роль прокурора в обеспечении законности избрания в качестве меры пресечения содержания под стражей. Здесь необходимо учитывать все субъективные и объективные факторы, повлиявшие на принятие решения. Приказ Генерального прокурора от 2 июля 2011 года № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»


Прокурору при изложении своего мнения в суде при рассмотрении вопросов об избрании мер в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, продления сроков содержания под стражей, надлежит исходить из требований процессуального законодательства, требования о разумном сроке уголовного судопроизводства, сведения о личности подозреваемого, его возраст, семейное положение, место жительства, род занятий и др обстоятельства. В отношении органов дознания полномочия сохранились в полном объеме. Здесь нужно основываться на анализе доказательств виновности лица.

В случае недостаточности доказательств, оснований и прочего прокурор выносит отказ в поддержании ходатайства органа дознания.

Получается, что меры процессуального принуждения подразделяются на:

-задержание

-меры пресечения

-иные меры процессуального принуждения

Согласно статье 98 УПК РФ

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

4.1) запрет определенных действий

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

К подозреваемому меры пресечения применяются в исключительных случаях:

В исключительных случаях при наличии оснований, мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется, за исключением.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд - определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.


За соблюдением всех этих требований закона должен следить наш доблестный прокурор.

В рамках обеспечения законности мер пресечения, согласно статье 37 УПК прокурор обязан:

В отношении ДОЗНАНИЯ

В отношении СЛЕДСТВИЯ

  • п.3 ст. 37 - требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

  • ст. 126 УПК - рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст. 126 УПК)

  • получать от органов предварительного расследования уведомления: о произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92);

п. 4 ст. 37 - давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

п. 5 ст. 37 - давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221);


30. Надзор за соблюдением конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан в процессе предварительного расследования.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.


Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

- обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;

- незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

- в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

- обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;

- принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

- осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;

- установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.