Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2871

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33. Особенности надзора за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних.

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач.

Следователи ОВД, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны у читывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, порядка производства расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории.

При осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном процессе прокуроры должны исходить из определенных методических правил, которые сформировались на основе требований уголовно-процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, других законодательных актов, регламентирующих эти вопросы.

К ним относятся:

- надзор, особенно при возбуждении уголовных дел, за соблюдением требований закона о подследственности. В соответствии со ст. 181 УПК производство предварительного следствия обязательно также по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Осуществляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы во всех случаях независимо от тяжести совершенного преступления, наступивших последствий и от подследственности уголовных дел производилось предварительное следствие. В случаях если в отношении подследственного производится дознание или досудебная подготовка по протокольной форме, прокурор обязан дать указание о передаче дела или материалов следователю органов внутренних дел или возбудить дело и направить его для расследования следователю;

- соблюдение требований о возрастных границах уголовной ответственности — о том, что подлежит прекращению уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, когда может наступить уголовная ответственность, но в силу недостатков психического развития (при отсутствии психического заболевания) не мог осознать фактический характер и общественную опасность своих действий;

- особое внимание должно уделяться наличию данных о возможности прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В случае совершения малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления при явной очевидности правонарушения к несовершеннолетнему могут быть применены меры общественного воздействия. В таких случаях прокурор дает согласие, не возбуждая уголовного дела, на передачу материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних. Выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;


- при осуществлении прокурором надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела в поле зрения прокурора должна находиться степень общественной опасности совершенного правонарушения. В случае если уголовное дело возбуждено в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, и оно носит характер озорства, прокурор выносит постановление о прекращении уголовного дела Если прокурором в ходе проверки установлено, что отказано в возбуждении уголовного дела по непроверенным фактам, незаконно или по надуманным поводам, прокурор обязан возбудить уголовное дело и поручить расследование следователю органов внутренних дел или следователю прокуратуры;

- необходимость установления точного возраста несовершеннолетнего, в том числе в порядке, установленном для случаев, когда не имеется соответствующих документов, — через судебно-медицинскую экспертизу;

- постоянный надзор за соблюдением прав, предоставляемых несовершеннолетнему в части защиты его интересов особенно в случаях:

а) задержания в качестве подозреваемого;

б) предъявления обвинения;

в) решения вопроса об избрании меры пресечения;

г) о порядке допроса, в частности, участие педагога, законного представителя, а в необходимых случаях — специалиста-психолога.

При надзоре за соблюдением следователем, органами милиции, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следует указывать им на необходимость глубокого изучения личности несовершеннолетнего, условий его жизни, воспитания и окружения. Указанные органы должны стремиться установить организаторов, подстрекателей со стороны взрослых, которые очень часто вследствие недоработок при расследовании уходят от ответственности, выставляя несовершеннолетних основными виновниками преступления.

Прокурор должен хорошо знать и постоянно изучать уголовное дело, возбужденное в отношении несовершеннолетнего, чтобы:

а) обеспечить соблюдение законности;

б) быть готовым принять участие в рассмотрении дела судом.

Закон установил обязательное участие прокурора при рассмотрении судом уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

При осуществлении надзора за предварительным следствием, при участии в судебных заседаниях прокурор должен особое внимание уделять выяснению причин совершения преступлений, условий, способствующих этому, особенно со стороны организаций, учреждений, предприятий, которые должны осуществлять контроль или выполнять те или иные требования закона. Это, несомненно, поможет затем в предупреждении нарушений законов об охране прав и интересов несовершеннолетних, в предупреждении преступных проявлений с их стороны.


34. Надзор за соблюдением сроков дознания, предварительного следствия и содержания под стражей.

Приказом «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» от 18 июня 1997 г. № 31 Генеральный прокурор Российской Федерации обязал городских и районных прокуроров ежедневно проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания и незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания.

Как грубейшее нарушение законности должно рассматриваться содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей свыше установленного законом срока.

В указании Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей» от 23 июня 1995 г. № 36/15 предписано установить по арестантским делам систему надзора, гарантирующую соблюдение процессуальных сроков, своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности.

Истечение установленного законом срока содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей, согласно ст.49 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», является основанием для освобождения из-под стражи. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.


Предупреждение случаев незаконного задержания связано с порядком уведомления прокуроров о произведенном задержании с указанием оснований, мотивов задержания и данных о личности задержанного. Это должно быть сделано в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Прокурор ежедневно проверяет законность задержания и содержания задержанных в изоляторах временного содержания. Незамедлительно принимает меры по жалобам на незаконность задержания. Проверяя законность содержания задержанных, прокурор знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, и производит допрос задержанных. Проверяет исполнение законов, регулирующих порядок и условия содержания задержанных. Прокурор также проверяет соблюдение требований ст. 94 УПК РФ о сроках задержания (48 часов, а в исключительных случаях может быть продлен судьей на срок не более чем 72 часа для предоставления дополнительных доказательств).

Если прокурор установит факт незаконного или необоснованного задержания, то он своим постановлением освобождает задержанного. Задержание подозреваемого, как правило, предшествует избранию в отношении него меры пресечения. Из всех мер пресечения, установленных законом, заключение под стражу (арест) является наиболее строгой, ограничивающей права и свободы обвиняемого.

Для производства дознания законодатель установил сокращенные сроки дознания и соответственно сроки избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Согласно ст. 223 УПК дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев (часть четвертая введена Федеральным законом от 06.06.2007 N 90-ФЗ).

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Согласно ст. 224 УПК РФ в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.


Особо необходимо остановиться на надзорной деятельности прокурора за исполнением законов о сроках расследования уголовных дел органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание.

Сроки предварительного следствия установлены ст. 162 УПК РФ. По общему правилу предварительное следствие должно быть закончено в двухмесячный срок.

При невозможности закончить расследование в названный срок он может быть продлен до 3 месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в т.ч. военного.

В случае если расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в т.ч. военного, а также их заместителями, до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.