Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2875
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- право посещать в любое время учреждения и органы;
- право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- право знакомиться с документами;
- право знакомиться с оперативными материалами.
Помимо этого прокурор вправе проверять соответствие правовых актов учреждений и органов УИС законодательству РФ, а так же отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных лиц и выносить постановление о немедленном освобождении каждого содержащегося под стражей без законных оснований. Право прокурора посещать в любое время учреждения и органов исполнительной системы, предусмотрено статьёй 32 ФЗ «О прокуратуре РФ». Так согласно данной статье Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчинённые им прокуроры, а так же прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях имеют право без разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Помимо этого закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, так как прокурор сам определяет время посещения. Так же прокуроры наделяются правом проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания (ИВС), проводить проверки в нерабочее время и незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность содержания. Проверка законности и обоснованности содержания в следственных изоляторах проводится не реже одного раза в месяц. Периодичность же проверок в других учреждениях и органах не определена. Право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц и подвергнутых мерам принудительного характера, так же относится к полномочиям прокурора. При помощи данного полномочия прокурор может выявить любые нарушения законов УИС.
В прокурорском надзоре существует несколько оснований, которые выявляют сущность данных требований прокурора, которые заключаются в следующем:
- прокурор, может требовать от администрации органов и учреждений УИС соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осуждённых к труду и других условий;
- прокурор может, исходя из конкретных ситуаций, установить время для исполнения своих требований;
- требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией;
- обжалование администрацией требований прокурора не приостанавливает их исполнение, так же предусматривается форма требований прокурора, они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме, но в основном в целях контролирования требования издаются в письменной форме.
Помимо этого к полномочиям прокурора относится проверка соответствия законодательству РФ приказов, распоряжений и постановлений администраций органов и учреждений УИС. Здесь следует отметить, что прокурор может проверять соответствие закону правовых актов учреждений не только при поступлении жалоб и заявлений о их противозаконном характере, но и по собственной инициативе. Так же в представлении прокурора может быть поставлен вопрос о необходимости привлечения конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов к дисциплинарной и материальной ответственности. Помимо этого при выявлении в действиях администрации и учреждений и органов УИС признаков преступления прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела. При этом, возбудив дело, он должен принять все меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
38. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе, их особенности.
Обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления начальника УИИ опротестовываются, а в случаях, не терпящих отлагательства, взыскание отменяется постановлением. Протест приносится начальнику УИИ. До рассмотрения протеста в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» действие опротестованных актов приостанавливается. Основным средством прокурорского реагирования является протест. Протест прокурора представляет собой правовой документ, выносимый должностными лицами органов прокуратуры, направленный на отмену незаконного акта. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона
, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Прокурор, принесший протест, обладает правом отозвать протест до его рассмотрения.
При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты следует руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, а в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд. Так, согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" Приказ Генпрокуратуры России от 29.10.2012 N 379 "О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", прокуроры обязаны безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд. При этом прокурорские работники должны добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
По материалам проверки, когда в деятельности УИИ выявлены серьезные нарушения законности, прокурор вносит соответствующее представление руководству территориального органа УИС.
В случаях неисполнения требований прокурора он ставит вопрос о принятии мер в отношении должностных лиц названных учреждений перед территориальным органом УИС, а при наличии предусмотренных законом оснований решает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении за неисполнение законных требований прокурора по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представление в отличие от протеста подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, прокурору должно быть сообщено о дне заседания.
Так, прокуроры, выявив причины и условия, способствующие нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, используют такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В случае длительного непринятия представительным (законодательным) органом субъекта РФ предусмотренных федеральным законодательством нормативных правовых актов прокурорские работники вносят представления об устранении нарушений закона, предложения об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов на основании ст. 9 Федерального закона "О прокуратуре РФ" либо используют имеющееся у прокуроров право законодательной инициативы, в первую очередь в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства.
При внесении представлений и протестов в каждом случае прокуратурой решается вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении. Органы прокуратуры обязаны контролировать фактическое устранение нарушений законов и принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор может вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Положениями ст. 28.4 КоАП РФ перечислен ряд составов административных правонарушений, по которым прокурор прямо уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Однако при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Как правило, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении должно содержать сведения о дате и месте его составления, должность, фамилия и инициалы прокурорского работника, вынесшего его, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших,
если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурором выносится мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.
Следует иметь в виду, что акты реагирования вносятся прокурорами субъектов РФ не непосредственно руководителям федеральных органов исполнительной власти, а представляются в соответствующее подразделение Генеральной прокуратуры РФ (проект акта и копии документов, подтверждающих его обоснованность), поскольку надзор за деятельностью федеральных органов исполнительной власти осуществляется Генеральной прокуратурой РФ. В Генеральную прокуратуру РФ направляются также копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, в том числе по результатам проверок сообщений о массовых, грубых нарушениях закона, вызвавших общественный резонанс и критические выступления в средствах массовой информации. Генеральная прокуратура Российской Федерации информируется и о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.
Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов и соответствием им издаваемых актов органов власти и организаций, прокуратура обеспечивает профилактическую направленность прокурорского надзора. Прокурорские работники должны стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления, шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.