Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2914
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Верховенство закона — это признание его высшей юридической силы по отношению ко всем другим нормативным правовым актам.
Закон обладает высшей юридической силой, все иные правовые акты должны ему соответствовать. Правительство, парламент, орган власти или должностные лица не могут совершать действия, выходящие за рамки закона. Правовые нормы и нормативно-правовые акты издаются только согласно законным и действующим процедурам.
Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире - закон. Признаки:
1.Содержит нормы права.
2.Принимается высшим органом государственной власти.
3. Регулирует наиболее значимые общественные отношения.
4.Обладает высшей юридической силой –
а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял;
б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
5.Является фундаментальным юридическим документом - служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституц. законы определяют начала гос. и общественного строя, правовое положение личности и организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):
1) Конституция - основной закон государства, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К.
2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).
3) Федеральный закон (ФЗ).
4) Законодательство субъектов РФ. Обыкновенные (текущие)федеральные законы,не обладая особым свойством, создаются на основе Конституции РФ, федер.конституц.законов и основ законодательства .Среди них следует выделить:
1.кодексы(комплексы правовых норм,регулирующих опред.сферы обществ. жизни).
2.чрезвычайные законы(принимаются при эк-ких или соц.потрясенях)
77. Внутренние и внешние функции Российского государства.
Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним функциям Российского государства относятся экономическая, социальная, налогообложения, политическая, экологическая, поддержка культуры, образования, науки, правоохранительная, обеспечения правопорядка.
1. Экономическая функция. Содержание экономической функции составляют следующие факторы:
- разработка государством основных направлений развития экономики страны;
- законодательное регулирование экономических процессов в стране;
- обеспечение условий для развития всех форм собственности;
- контроль за расходованием государственного бюджета;
- принятие мер относительно невмешательства государственных органов без необходимых оснований в экономическую деятельность частных предпринимателей и т.д.
2. Социальная функция. Задачами социальной функции государства является создание предпосылок для достаточно высокого жизненного уровня всего населения страны. Она направлена на обеспечение социальной защищенности личности, на помощь той части общества, которая нуждается в поддержке со стороны государства. Осуществление этой функции связано с реализацией социальных программ, принятием законов о пенсиях, заработной плате и т.д.
3. Функция сбора налогов как главного источника финансирования всей государственной деятельности. Задачи налоговой функции:
1) создание сбалансированного рынка и развитие экономики;
2) решение общесоциальных задач государства, в частности, связанных с реализацией крупных Национальных проектов; 3) укрепление государственности и содержание управленческого аппарата.
В составе налоговой функции Российского государства выделяют следующие подфункции: фискальную (изъятие у организаций и физических лиц денежных сумм в виде налогов); распределительную – инвестирование полученных от налогоплательщиков денежных сумм в производство, направление в сферу потребления и др.; контрольную, сводимую к контролю за налогообложением, взиманием налогов и правильных их распределением.
4. Политическая функция государства. По-видимому, все функции государства носят политический характер. Вместе с тем, ряд государственных органов и учреждений осуществляют политическую функцию наиболее отчетливо, в частности, в сфере обеспечения народовластия в стране. Имеется в виду прежде всего деятельность представительных (законодательных) органов, выбираемых народом и уполномоченных от имени народа осуществлять регулирование политических и иных отношений в стране. Назовем в этой связи и государственное обеспечение осуществления народом своей власти непосредственно, через референдум на федеральном, региональном или местном уровне.
5. Экологическая функция государства – направление деятельности государства по защите и улучшению окружающей среды. Эта функция включает два существенных элемента: 1) рациональное, бережное использование природных ресурсов, их улучшение; 2) охрана окружающей среды путем использования определенных мер (экономических, организационных, политических, правовых), направленных на сохранение ее качественного состояния.
Отношения, связанные с реализацией экологической функции государства регулируются системой федеральных нормативных правовых актов (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов) и нормативных правовых актов субъектов Федерации. Заметим, каждая отрасль российского права, так или иначе, регулирует природоохранительную деятельность государства. Это конституционное право, административное право, уголовное право и др. Кстати, в действующем Уголовном кодексе РФ составы экологических преступлений предусмотрены специальной главой.
6. Функция поддержки развития учреждений культуры, науки и образования приобретает большое значение в современном российском обществе.
Развитие науки реализуется: созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и конкуренции (состязательности) различных научных школ; путем создания и поддержки научных институтов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т.д.
Развитие культуры обеспечивается государственной поддержкой ее различных направлений – литературы, искусства, музыки; финансирование сохранения историко-культурных памятников, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Существенно то, что в современных условиях используются значительные государственные средства для совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации, средств воздействия на сознание и деятельность людей.
Развитие образования реализуется путем создания оптимальных условий для государственных и негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.
7. Правоохранительная функция. Она включает деятельность государства по следующим важнейшим направлениям:
1) охрана прав и свобод граждан;
2) охрана всех форм собственности;
3) обеспечение правопорядка.
Новое содержание данной функции состоит в следующем: а) согласно Конституции РФ, права и свободы граждан являются высшей ценностью; б) существенно то, что в настоящее время «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8 Конституции РФ). В этой связи должна последовательно осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.
Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от силовых структур требуется более тесное взаимодействие, принятие быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению преступных проявлений.
Внешние функции современного Российского государства. Это – основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей во внешней политике, в отношениях с другими государствами.
Основные внешние функции следующие:
- взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества;
- оборона страны от внешнего нападения;
- содействие по обеспечению международного мира;
- интеграция в мировую экономику.
Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества. Эта разнообразная деятельность Российского государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических и других отношений, сочетающих интересы государства с общими интересами иных государств.
Функция государства по обороне страны от внешнего нападения. Функция обороны страны – комплексная, осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время данная функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником.
Функция содействия по обеспечению международного мира. Она связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших технологий.
Функция интеграции в мировую экономику. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире (производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и другие отношения).
Экономическая интеграция играет большую роль в установлении и сохранении стабильности отношений между государствами.
Интеграция основывается на следующих принципах:
- суверенитет государства над его природными ресурсами: оно свободно распоряжается ими;
- свобода выбора форм интеграционных связей;
- равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.
В юридической литературе к внешним функциям современного Российского государства также относят: поддержание мирового порядка; борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркоманией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, энергетической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.