Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2912
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Признаки:
1. свобода – независимость индивида от государства, независимость в выборе сферы профессиональной реализации; независимость в формировании политических взглядов и убеждений; наличие в государстве механизма защиты прав и свобод человека и гражданина: наделение индивида собственностью (средствами, необходимыми для достойного существования);
2. правовой характер общества – имеет место правовое государство, основанное на праве и соблюдении Конституции
3. открытость – информационная свобода, т.е. отсутствие государственной монополии на информацию; свобода мысли, слова, образования, свобода её размещения вне страны, свобода въезда и выезда из страны:
4. плюрализм – наличие партий различных идеологических направлений, отсутствие обязательной государственной идеологии, наличие в обществе различных точек зрения, свобода их выражения, свобода конкуренции партий в борьбе за власть самоуправление и саморазвитие
Признаки гражданского общества:
1. Индивид независим от государства,
2. Наличие частной собственности,
3. Многоукладная экономика,
4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,
6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,
7. Самоуправляемость общества,
8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,
9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,
10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.
82. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства. Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей.
В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой , различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга , действуя как система сдержек и противовесов , предотвращая монополизацию власти каким либо одним институтом государства . Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационноправовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно- правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т. е., например, парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.
Прокуратура Российской Федерации является важнейшим институтом в системе государственного механизма один из важных институтов в государственном механизме. Это связано с тем, что ее деятельность направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиты прав и свобод человек и гражданина, обеспечения государственных и общественных интересов. Еще одним признаком организации деятельности прокуратуры выступает ее многофункциональность, воздействие на широкий круг общественных отношений. В современный период основным правовым актом, регламентирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят в 1992 году. Данный законодательный акт имеет правозащитную направленность. При этом прокуратура является также важным государственным органом в системе разделения властей, поскольку способствует согласованное функционированию всех органов власти, а также обеспечивает их эффективное взаимодействие. Место прокуратуры в системе разделения властей имеет важное значение для определения ее роль, функций, организации ее деятельности. До внесения изменений в ст. 129 Конституции РФ (до 04 июля 2020 года) система функций прокуратуры вообще не закреплялась, а также не было определено ее место в иерархии государственных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина с учетом социально-правовой значимости ее деятельности. После внесения поправок Конституцию РФ, в ч.1 ст. 129 предусмотрено, что «прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». В ч.1 ст. 129 Конституции РФ определено, что «полномочия прокуратуры, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом». Важное значение также имеет то, что глава 7 Конституции РФ, в которую входит ст. 129 также была переименована. Если ранее она именовалась как «Судебная власть», что вызывало дискуссию о месте прокуратуры в системе органов государственной власти, в том числе к судебной, то теперь новое наименование «Судебная власть и прокуратура» разногласия не вызывает. Данный подход свидетельствует о том, что роль прокуратуры не до конца понималась создателями Основного закона, не было определено ее место в системе правоохранительных и судебных органов. При этом, несмотря на существенные изменения норм Конституции РФ, место прокуратуры в системе разделения властей также остается дискуссионным. В ст. 10. и 11 Конституции РФ прокуратура, как единый федеральный централизованный орган государственной власти не указан в качестве самостоятельного органа в системе разделения властей. Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10. В теории вопрос о том, является ли прокуратура самостоятельным независимым федеральным централизованным органом государственной власти в системе разделения ветвей власти, остается дискуссионным многие годы. Так, одни ученые считают, что прокуратура является государственным органом с особым конституционным-правовым статусом, другие относят ее к четвертой ветви власти, осуществляющей контрольно-надзорную функцию. Есть мнения, что прокуратура относится к законодательной или исполнительной власти, а также то, что она не относится ни к одному органу государственной власти. Прокуратура является органом с особым конституционно-правовым статусом. Она относится к контрольной власти, которая не подчиняется никакой другой власти и осуществляет определенный вид деятельности — обеспечивает общий надзор за законностью, за соблюдением право и свобод человека и гражданина, следит за точным и единообразным исполнением законодательных актов. В случае обнаружения нарушения, прокуратура предпринимает меры реагирования в отношении лица или органа, нарушившего закон с требованием устранить нарушение или не допускать его. В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления функциональной деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе государственно-правового развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества. Анализируя роль прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан, следует отметить, что реализация полномочий данного органа является эффективным
рычагом воздействия на орган или лицо, совершающего нарушения в данной сфере в целях соблюдения прав и свобод граждан, закреплённых на конституционном уровне. Действенность мер реагирования прокуратуры обусловлена совокупностью факторов. Во-первых, прокуратура осуществляет внешний надзор, она не связана какими-либо корпоративными интересами с объектами надзора. Внутренний контроль и надзор все же предполагает наличие корпоративных взаимосвязей между субъектом и объектом надзора и контроля. Во-вторых, акты прокурорского реагирования обязательным для исполнения всеми поднадзорными объектами, без исключения В-третьих, акты прокурорского реагирования обеспечены принудительной силой государства. В-четвертых, неисполнение актов прокурорского реагирования или исполнение их в нарушение сроков, влечет за собой привлечение виновных лиц к ответственности. Прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры, функции которых направлены также на защиту прав и свобод человека и гражданина, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. Итак, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.
83. Юридическая практика. Основные направления прокурорской деятельности как вида юридической практики.
Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т. д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:
- это юридическая деятельность;
- это социально-правовой опыт;
- это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом.
Последняя точка зрения разделяется большинством ученых- юристов.
Признаки юридической практики:
- она строится на основе норм права;
- представляет собой составную часть правовой культуры общества;
- интегрирует в правовую систему;
- порождает соответствующие юридические последствия.
Структура юридической практики:
- юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
- социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.
Классификация и виды юридической практики
Виды юридической практики в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:
- правотворческая;
- правоприменительная;
- интерпретационная;
Виды юридической практики в зависимости от субъектов:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная;
- следственная;
- нотариальная и т. п.;
Виды юридической практики в зависимости от функциональной роли:
- регулятивная;
- охранительная.
Функции юридической практики
Социальная ценность и назначение юридической практики наглядно проявляются в выполняемых ею функциях. Функции юридической практики — это основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления по совершенствованию юридической деятельности.
Они являются своеобразным переходным звеном, соединяющим интересы общества с содержанием действующей правовой системы. Функции можно классифицировать на две относительно самостоятельные группы: общесоциальные и специально-юридические.