Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2902

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из вышесказанного, представляется, что воспитание нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД отнюдь не сводится к информированию его о том, как следует (или не следует) вести себя в той или иной жизненной ситуации. Сущность формируемой нравственно-правовой культурой регуляции состоит в том, что она преобразует внешние требования к правомерному поведению во внутренние побуждения к нему. В этом смысле нравственно-правовая культура выступает как фактор, воздействие которого так закрепляет в сознании личности моральные и правовые требования и представления, что превращает их во внутренние потребности, убеждения и намерения, подкрепленные нравственными чувствами, привычками, устоявшимися моральными качествами, а так же профессиональными умениями и навыками данной личности.

Воздействие нравственно-правовой культуры на личность сотрудника ОВД заключается в выработке своеобразного сугубо профессионального нравственно-правового автоматизма. Поскольку стремительно изменяющаяся оперативная обстановка порою практически не оставляет сотруднику времени на анализ ситуации и выбор наиболее приемлемого решения, то от быстроты и правильности осуществления им своих правомочий нередко зависят жизни людей (в том числе и жизни самих сотрудников правоохранительных органов). В данных случаях сотрудник действует автоматически, не задумываясь о последствиях своих действий. Однако не следует отождествлять понятия «нравственно-правовой автоматизм» и «бездумность». В первом случае сотрудник руководствуется нравственно-правовыми принципами (действующими на уровне подсознания), соизмеряя степень опасности противоправного поступка с той долей риска, которую он допускает, осуществляя правоприменительную деятельность по пресечению данного поступка. В случае же необдуманных действий, возможно наступление последствий более опасных для общества, нежели само противоправное деяние (например, преследуя преступника, совершившего мелкую кражу, в ряде случаев сотрудники полиции открывали огонь на поражение, тем самым явно превышая свои правомочия и более того, подвергая опасности жизнь и здоровье совершенно непричастных к данным поступкам людей).

Задачи нравственно-правового воспитания успешно решаются там, где в служебных коллективах существует здоровый нравственный климат, где каждый опытный сотрудник сам выполняет порученное ему дело с высокой мерой ответственности и всегда готов оказать практическую помощь своим начинающим коллегам.


Нравственно-правовая культура как фактор усиления эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел находит свое отражение в следующих направлениях:

1. В процессе повседневной деятельности органов внутренних дел;

2. При организации служебной подготовки личного состава;

3. При проведении специальных воспитательных мероприятий.

Предполагается, что, участвуя в качестве организующей, регулирующей и направляющей силы в деятельности органов внутренних дел на всех вышеназванных направлениях, нравственно-правовая культура вместе с тем выступает как управляемый процесс, основанный на общем для всех сфер человеческой деятельности механизме управления, предполагающем:

- научное осмысление задач, форм и методов, с помощью которых руководители призваны решать проблемы нравственно-правового воспитания личного состава;

- создание условий для осуществления целей нравственно-правового воспитания, обеспечения нравственного влияния на каждого сотрудника со стороны служебного коллектива;

- анализ и оценку руководителями морального состояния коллектива, укрепление юридических основ защищенности сотрудников, а так же придание им моральной убежденности и духовной стойкости перед лицом деструктивных влияний обстановки и прочих деморализующих факторов;

- способность прогнозировать колебания уровня нравственно-правовой культуры (изменение оперативно-служебной обстановки, смена поколений и т. д.), увязывать психологическую готовность кадров к действиям в сложных условиях и критически оценивать результаты нравственно-правового воспитания, а так же планировать и координировать эту работу.

Целенаправленный процесс организации воспитания нравственно-правовой культуры (прежде всего молодых кадров органов внутренних дел) предполагает наличие четких программ (вплоть до индивидуальных), продуманных с учетом строгой последовательности этапов в воспитательной работе от простого к сложному, от нравственно-правового просвещения, разъяснения сущности морали и права, освещения их роли в человеческом обществе, до выработки самостоятельных нравственно-правовых оценок действий и поступков и закрепления норм права и нравственных убеждений в повседневном поведении и в служебной деятельности каждого сотрудника.



Влияние нравственно-правовой культуры на правоприменительную деятельность сотрудника органов внутренних дел в значительной степени отражается на формирование морального облика, который характеризуется системой как собственно юридических знаний и навыков, так и нравственных качеств и чувств сотрудника, его моральных потребностей, убеждений, привычек, соответствующих нравственно-правовым требованиям общества.

95. Функции права: понятие и виды.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

- экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

- политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

- воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

- коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функцияимеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования
; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности.

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.
96. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.