Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2900

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы:

1) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности;

4) законные интересы;

5) гражданство;

6) юридическая ответственность;

7) правовые принципы;

8) правоотношения общего типа.

Прокуратура Российской Федерации играет особую право­защитную роль, так как ее органы обладают относительной автономностью функциональных ветвей государственной власти и достаточной разветвленностью, обеспечивающей практически повсеместный доступ к ним населения. В Федеральном Законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплены нормы, подтверждающие правозащитный характер деятельности органов прокуратуры. Кроме того, прокуратура обладает полномочиями по осуществлению защиты прав и свобод человека и гражданина, как в надзорном, так и в ненадзорном видах деятельности.

Прокуратура Российской Федерации является органом, осуществляющим правозащитную деятельность. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ее деятельность, является ранее упоминавшийся Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно положениям, содержащимся в разделе III Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в настоящее время российская прокуратура:

1. Следит за тем, чтобы федеральные министерства, службы, агентства и иные федеральными органами исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций в ходе своей деятельности не нарушали закон, соблюдали права человека, издавали нормативные акты, которые не противоречат российскому законодательству.

2. Осуществляет надзор за законностью в деятельности органов дознания, предварительного следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3. Осуществляет надзор за законностью действий судебных приставов.

4. Контролирует исполнение предписаний законам администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

При осуществлении надзора прокуратуру не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором» - закреплено в п.2 ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ».

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - это важнейшее направление деятельности прокуратуры. Предмет надзора характеризует совокупность полномочий прокурора, которые не входят в состав другой отрасли прокурорского надзора.

Целью данного направления деятельность является соблюдение всеми органами власти прав и свобод человека и гражданина, достижение такого положение, при котором граждане будут уверены в том, что их прав и законные интересы находятся под защитой государства. При этом граждане должны осознавать, что в случае нарушения закрепленных в Конституции прав и свобод они могут обратиться за помощью в компетентные государственные органы, в числе которых находится и прокуратура.

Защита прокуратурой прав и свобод человека и гражданина реализуется так же при осуществлении деятельности,

связанной с рассмотрением и разрешением заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Её регулируют ст.ст. 10 и 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», процессуальное законодательство, а также приказы Генерального прокурора Российской Федерации. Статистика последних лет показывает, что число обращений граждан в органы прокуратуры увеличивается, что свидетельствует о росте доверия населения к правозащитным структурам и органам.

Осуществляя правозащитную деятельность, прокуратура взаимодействует и сотрудничает с институтами гражданского общества, принимающими активное участие в деятельности, относящейся к защите прав и свобод человека. Это необходимо для более эффективного предотвращения нарушений прав граждан и оказания содействия при восстановлении нарушенных прав.

Укрепление федеративных отношений, активизация деятельности государственных структур в области охраны правопорядка и защиты прав и свобод человека позитивно влияют на сложившуюся в последние годы в правозащитной деятельности государства ситуацию. Реализуя конституционные принципы защиты прав и свобод человека, органы прокуратуры обязаны не только восстановить нарушенные права, но и гарантировать человеку и гражданину защиту от посягательств на его права и свободы.

100. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм.

Правовая норма имеет представительно-обязывающий характер.

Поэтому норма права является установленным и обеспеченным государством, общеобязательным, формально определенным правилом поведения.

В соответствии со своим характером норма права имеет логическое выражение структуры – «если..., то... иначе...». Норма права – это не содержание и не форма всего права, а только его часть.

Выделяют следующие элементы структуры нормы права:

1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие. В этой части нормы права излагаются те фактические обстоятельства, наличие которых ведет к возникновению у лиц юридических прав и обязанностей;

2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия. Она раскрывает само правило поведения, а также содержание юридических прав и обязанностей лиц;

3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы. Назначением санкции является побуждение субъектов действовать по предписаниям данной нормы права. Санкция указывает на поощрительные или карательные меры, которые должны наступить в том случае, если будет нарушено или соблюдено правило, которое указано в диспозиции.

Гипотезы в зависимости от их структуры могут быть:

1) простые (одно условие реализации нормы права);

2) сложные (несколько условий реализации нормы права).

В зависимости от способа изложения:

1) абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;

2) казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями.

Диспозиции в зависимости от своей структуры могут быть:

1) простые (один вариант поведения);

2) сложные (несколько вариантов поведения).

По степени определенности они различаются:

1) на абсолютно определенные;

2) относительно определенные;

3) неопределенные;

В зависимости от действия диспозиции могут быть:

1) управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

2) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания.

Санкции в зависимости от своего состава могут быть: 1) простые (одна мера наказания); 2) сложные (несколько мер наказаний).


По отраслевому признаку они делятся:

1) на уголовные;

2) административные;

3) дисциплинарные;

4) гражданские и др.

По характеру последствий:

1) на правовосстанавливающие;

2) штрафные.

По степени определенности санкции делят:

1) на абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

2) относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки:

1) государственно-властный характер;

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) обеспеченность.
101. Понятие, сущность, социальное и правовое назначение уголовного судопроизводства, его структура.

Вся система уголовно-процессуальных действий и каждое отдельное действие производятся в предусмотренном законом порядке. Порядок уголовного судопроизводства устанавливается УПК, основанным на Конституции РФ (ч. 1 ст. 1 УПК). Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК). Соблюдение порядка производства по уголовному делу обеспечивает права, интересы и свободы лиц, участвующих в деле, создает гарантии обоснованности и справедливости принимаемых решений.

Уголовное судопроизводство — это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность государственных органов, должностных лиц и иных участников уголовного судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, направленная на достижение назначения уголовного судопроизводства.

В теории чаще всего отождествляются понятия уголовное судопроизводствои уголовный процесс. Уголовный процесс — это движение (деятельность), связанное с уголовным преследованием, судебным разбирательством. «Уголовное судопроизводство», как следует из сочетания слов, — это производство по уголовному делу в суде. Очевидно, что производство по уголовному делу не ограничивается только судебным разбирательством, ему предшествует досудебное производство в форме следствия или дознания, но окончательное решение по делу принимает только суд.