Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2887
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
угрозе для жизни и здоровья людей, любое следственное действие может быть проведено без понятых (ст. 170 УПК).
Отводы
Отвод – это отстранение от участия в деле участников судопроизводства, ввиду обстоятельств, исключающих такое участие. Нормы этого института распространяются на тех, кто правомочен принимать по делу решения, либо содействует осуществлению правосудия, либо берется защищать интересы сторон. Отводу не подлежат «незаменимые» участники: подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, гражданский истец и ответчик.
К основаниям для отвода относятся:
- Необходимость участия в деле в качестве «незаменимых» лиц: потерпевшего, подозреваемого, гражданского истца, ответчика, свидетеля.
- Выполнение ранее по данному делу иной процессуальной функции;
- Личная заинтересованность в деле (в том числе родственные отношения с участниками процесса), а для представителей сторон – оказание помощи или родственные отношения с тем лицом, интересы которого противоречат интересам вновь представляемого лица.
- Для судьи и присяжного заседателя – его сложившаяся ранее осведомленность о деле.
- Некомпетентность переводчика, специалиста, эксперта.
- Незаконность состава суда, неправильное назначение на должность прокурора, следователя, дознавателя.
При наличии оснований для отвода участники процесса обязаны заявить самоотвод, или отвод заявляется заинтересованными лицами. Отвод разрешается как, правило, органом, который осуществляет производство по делу. Отвод прокурора разрешается вышестоящим прокурором, отвод следователя принимает руководитель следственного органа, а дознавателя – прокурор.
108. Суд как орган судебной власти. Формы его деятельности и полномочия в уголовном судопроизводстве.
Исключительной компетенцией суда является осуществление правосудия. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера (ст. 29 УПК). Вся предшествующая досудебная деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела судом. Материалы досудебного производства и выводы следователя и дознавателя имеют для суда лишь предварительное значение. Деятельность суда не сводится только к проверке материалов предварительного расследования, она носит самостоятельный характер. Выводы следователя и дознавателя и результаты проведенной ими оценки доказательств не связывают суд. Суд исследует доказательства самостоятельно, и лишь те из них, которые были рассмотрены в судебном заседании, могут быть положены в обоснование приговора. УПК наделяет суд рядом полномочий и в досудебном производстве
Полномочия суда делятся на 5 групп:
- разрешение уголовного дела по существу заключается в исследовании представленных в судебное заседание доказательств, их проверке, при этом суд не связан вывода органами предварительного расследования и не ограничен материалами уголовного дела. Суд в главе 37 УПК наделен правом самостоятельного собирания доказательств. Так, например, согласно статье 278 свидетель договаривается в судебном заседании. Первой задает вопросы свидетелю та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Судья задает вопросы свидетелю после его допроса сторонами. С соответствии со ст. 278.1 суд, рассматривающий уголовное дело, при необходимости может вынести решение о проведении допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи. Статья 287: осмотр местности и помещения проводится судом с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, эксперта и специалиста. Осмотр помещения проводится на основании определения или постановления суда. По прибытии на место осмотра председательствующий объявляет о продолжении судебного заседания и суд приступает к осмотру, при этом подсудимому, потерпевшему, свидетелям, эксперту и специалисту могут быть заданы вопросы в связи с осмотром. При рассмотрении уголовного дела по существу суд может выступать единолично (мировой судья и федеральный судья районного либо областного суда). Возможен коллегиальный состав суда: коллегия может состоять из 3 судей (тяжкие и особо тяжкие преступления). Возможно по ходатайству подсудимого. Коллегия может быть из судьи и 12 присяжных заседателей. В апелляционном порядке при пересмотре приговоров судья действует единолично, с 1 января 2013 года – в районных судах – единолично; в вышестоящих – коллегия из 3 судей. В кассационном порядке рассматривается коллегией из 3 судей; в надзорном – коллегией не меньше чем из 3 судей. Суд не вправе возбуждать уголовные дела. Суд не вправе возвращать уголовное дело на дополнительное расследование. Такое полномочие оставлено только прокурору.
- дача согласия на производство процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 29 УПК): избрание меры пресечения в виде заключения под стражу – исключительная прерогатива суда. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
3.1) о возмещении имущественного вреда;
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
5.1) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;
7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
9) о наложении ареста на имущество;
9.1) об установлении срока ареста, наложенного на имущество, и его продлении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
10) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;
10.1) о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2, пунктах 3, 6 и 7 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;
11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;12) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
- рассмотрение жалоб на действия должностных лиц в ходе осуществления досудебного производства (ст. 125 УПК). Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или
представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Суд в уголовном судопроизводстве рассматривает две группы жалоб:
1) жалобы на действия и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, осуществляемые в ходе досудебного производства по делу, - жалобы на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию;
2) жалобы на судебные решения - жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу.
- в целях предупреждения преступлений судья при рассмотрении уголовного дела выносит частное постановление или определение о нарушениях в деятельности государственных органов или должностных лиц, которые повлекли совершение преступления.
- Проверка обоснованности решений, принятых нижестоящими судами.
109. Прокурор, его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса.
Прокурор (ст. 37 УПК) в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органа дознания и предварительного следствия.
Согласно п. 31 ст. 5 УПК понятием «прокурор» охватываются следующие должностные лица прокуратуры РФ: Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре.
В Законе о прокуратуре в качестве полномочных должностных лиц прокуратуры указываются Генпрокурор РФ, его заместители, помощники и советники, заместители Главного военного прокурора, его помощники, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры других специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, приравненные к ним территориальные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, их заместители и помощники, начальники отделов, управлений прокуратур, их заместители, прокуроры управлений и отделов, прокуроры-криминалисты.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 коммент. статьи). Таким образом, только руководители прокуратур и их заместители непосредственно обладают процессуальными полномочиями прокурора как участника уголовного процесса. Другие прокурорские работники могут участвовать в уголовном судопроизводстве по поручению этих должностных лиц прокуратуры и в пределах своей компетенции выступать в качестве прокурора.
Прокуроры в рамках уголовного судопроизводства реализуют функции прокурорского надзора. Функции — это основные направления деятельности прокуратуры по решению задач и достижению целей прокурорского надзора.
Исходя из ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуроры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют в уголовном судопроизводстве:
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными УПК;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Отводы
Отвод – это отстранение от участия в деле участников судопроизводства, ввиду обстоятельств, исключающих такое участие. Нормы этого института распространяются на тех, кто правомочен принимать по делу решения, либо содействует осуществлению правосудия, либо берется защищать интересы сторон. Отводу не подлежат «незаменимые» участники: подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, гражданский истец и ответчик.
К основаниям для отвода относятся:
- Необходимость участия в деле в качестве «незаменимых» лиц: потерпевшего, подозреваемого, гражданского истца, ответчика, свидетеля.
- Выполнение ранее по данному делу иной процессуальной функции;
- Личная заинтересованность в деле (в том числе родственные отношения с участниками процесса), а для представителей сторон – оказание помощи или родственные отношения с тем лицом, интересы которого противоречат интересам вновь представляемого лица.
- Для судьи и присяжного заседателя – его сложившаяся ранее осведомленность о деле.
- Некомпетентность переводчика, специалиста, эксперта.
- Незаконность состава суда, неправильное назначение на должность прокурора, следователя, дознавателя.
При наличии оснований для отвода участники процесса обязаны заявить самоотвод, или отвод заявляется заинтересованными лицами. Отвод разрешается как, правило, органом, который осуществляет производство по делу. Отвод прокурора разрешается вышестоящим прокурором, отвод следователя принимает руководитель следственного органа, а дознавателя – прокурор.
108. Суд как орган судебной власти. Формы его деятельности и полномочия в уголовном судопроизводстве.
Исключительной компетенцией суда является осуществление правосудия. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера (ст. 29 УПК). Вся предшествующая досудебная деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела судом. Материалы досудебного производства и выводы следователя и дознавателя имеют для суда лишь предварительное значение. Деятельность суда не сводится только к проверке материалов предварительного расследования, она носит самостоятельный характер. Выводы следователя и дознавателя и результаты проведенной ими оценки доказательств не связывают суд. Суд исследует доказательства самостоятельно, и лишь те из них, которые были рассмотрены в судебном заседании, могут быть положены в обоснование приговора. УПК наделяет суд рядом полномочий и в досудебном производстве
Полномочия суда делятся на 5 групп:
- разрешение уголовного дела по существу заключается в исследовании представленных в судебное заседание доказательств, их проверке, при этом суд не связан вывода органами предварительного расследования и не ограничен материалами уголовного дела. Суд в главе 37 УПК наделен правом самостоятельного собирания доказательств. Так, например, согласно статье 278 свидетель договаривается в судебном заседании. Первой задает вопросы свидетелю та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Судья задает вопросы свидетелю после его допроса сторонами. С соответствии со ст. 278.1 суд, рассматривающий уголовное дело, при необходимости может вынести решение о проведении допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи. Статья 287: осмотр местности и помещения проводится судом с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, эксперта и специалиста. Осмотр помещения проводится на основании определения или постановления суда. По прибытии на место осмотра председательствующий объявляет о продолжении судебного заседания и суд приступает к осмотру, при этом подсудимому, потерпевшему, свидетелям, эксперту и специалисту могут быть заданы вопросы в связи с осмотром. При рассмотрении уголовного дела по существу суд может выступать единолично (мировой судья и федеральный судья районного либо областного суда). Возможен коллегиальный состав суда: коллегия может состоять из 3 судей (тяжкие и особо тяжкие преступления). Возможно по ходатайству подсудимого. Коллегия может быть из судьи и 12 присяжных заседателей. В апелляционном порядке при пересмотре приговоров судья действует единолично, с 1 января 2013 года – в районных судах – единолично; в вышестоящих – коллегия из 3 судей. В кассационном порядке рассматривается коллегией из 3 судей; в надзорном – коллегией не меньше чем из 3 судей. Суд не вправе возбуждать уголовные дела. Суд не вправе возвращать уголовное дело на дополнительное расследование. Такое полномочие оставлено только прокурору.
- дача согласия на производство процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 29 УПК): избрание меры пресечения в виде заключения под стражу – исключительная прерогатива суда. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
3.1) о возмещении имущественного вреда;
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
5.1) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;
7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
9) о наложении ареста на имущество;
9.1) об установлении срока ареста, наложенного на имущество, и его продлении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
10) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;
10.1) о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2, пунктах 3, 6 и 7 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;
11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;12) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
- рассмотрение жалоб на действия должностных лиц в ходе осуществления досудебного производства (ст. 125 УПК). Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или
представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Суд в уголовном судопроизводстве рассматривает две группы жалоб:
1) жалобы на действия и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, осуществляемые в ходе досудебного производства по делу, - жалобы на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию;
2) жалобы на судебные решения - жалобы и представления на приговоры, определения, постановления судов первой и апелляционной инстанций, жалобы и представления на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу.
- в целях предупреждения преступлений судья при рассмотрении уголовного дела выносит частное постановление или определение о нарушениях в деятельности государственных органов или должностных лиц, которые повлекли совершение преступления.
- Проверка обоснованности решений, принятых нижестоящими судами.
109. Прокурор, его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса.
Прокурор (ст. 37 УПК) в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет от имени государства уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органа дознания и предварительного следствия.
Согласно п. 31 ст. 5 УПК понятием «прокурор» охватываются следующие должностные лица прокуратуры РФ: Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре.
В Законе о прокуратуре в качестве полномочных должностных лиц прокуратуры указываются Генпрокурор РФ, его заместители, помощники и советники, заместители Главного военного прокурора, его помощники, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры других специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, приравненные к ним территориальные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, их заместители и помощники, начальники отделов, управлений прокуратур, их заместители, прокуроры управлений и отделов, прокуроры-криминалисты.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 6 коммент. статьи). Таким образом, только руководители прокуратур и их заместители непосредственно обладают процессуальными полномочиями прокурора как участника уголовного процесса. Другие прокурорские работники могут участвовать в уголовном судопроизводстве по поручению этих должностных лиц прокуратуры и в пределах своей компетенции выступать в качестве прокурора.
Прокуроры в рамках уголовного судопроизводства реализуют функции прокурорского надзора. Функции — это основные направления деятельности прокуратуры по решению задач и достижению целей прокурорского надзора.
Исходя из ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуроры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют в уголовном судопроизводстве:
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными УПК;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.