Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2882
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все указанные направления деятельности прокуратуры образуют отдельную отрасль прокурорского надзора.
Прокурор в уголовном процессе выступает прежде всего как орган надзора за исполнением законов. Принципом прокурорского надзора является законность. Суть его в том, что прокуратура обязана всеми имеющимися в ее распоряжении средствами добиваться соблюдения везде и всюду законного порядка, а при нарушении такового — немедленно реагировать и принимать меры к его восстановлению.
Специфика надзорной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве связана с тем, что он является органом надзора за законностью, а вместе с тем и стороной в деле. Во время досудебного производства прокурорский надзор ограничивается надзором за исполнением уголовно-процессуального закона следователем, дознавателем, органом дознания, начальником следственного отдела. Прокурор надзирает за исполнением закона и органами, осуществляющими ОРД. Таким образом, прокурор надзирает за исполнением законов всеми государственными органами уголовного преследования.
Надзор за исполнением законов органами публично-уголовного преследования во время досудебного производства по делу является для прокурора формой процессуального руководства органами уголовного преследования, опосредованным способом осуществления уголовного преследования.
Прокурор обладает монополией на официальное государственное обвинение. Прокурор уполномочен от имени государства осуществлять обвинительную функцию — уголовное преследование в уголовном процессе. Прокуратура должна рассматриваться как номинальный носитель обвинительной власти, которая реализуется стороной обвинения в ходе всего производства по делу.
Функция обвинения прокуратуры не исключает выполнения прокурорами в уголовном процессе, помимо уголовного преследования, других функций, возложенных на них законом.
На досудебных стадиях прокурор осуществляет надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия, проверку исполнения закона при приеме и регистрации и разрешении сообщения о преступлениях:
1) полномочия по проверки законности и обоснованности действий следователя, решений о возбуждении уголовного дела, об отказе, приостановлении и прекращении дела.
2) Может отменять незаконные решения нижестоящего прокурора и постановления дознавателя (нет возможности отмены постановления следователя)
3) Участие в судебных заседаниях
4) Утверждение обвинительного заключения
5) Возвращение уголовного дела дознавателю или следователю
Полномочия в судебных стадиях:
1) выступает в качестве государственного обвинителя
2) оглашает обвинение, содержащееся в обвинительном заключении
3) участвует в исследовании доказательств
4) выступает с обвинительной речью в прениях
5) формулирует предложения суду по содержанию приговора
6) в судебном разбирательстве суда 1 инстанции вправе отказаться от обвинения
7) вправе принести апелляционное, кассационное и надзорное представление и участвовать в их рассмотрении вышестоящим судом.
110. Следователь и руководитель следственного органа как субъекты уголовно-процессуальной деятельности, их полномочия и взаимоотношения с прокурором.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Следователь уполномочен:
1. Возбуждать уголовное дело;
2. Принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю
следственного органа для направления по подследственности;
3. Самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4. Давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5. Обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
Руководитель следственного органа осуществляет руководство процессуальной деятельностью следователя и уполномочен давать следователю указания о направлении расследования, проведении определенных следственных действий. Прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью следователя, за законностью и обоснованностью совершаемых им действий и принимаемых решений. Кроме того, прокурор утверждает обвинительное заключение, составленное следователем.
При взаимодействии следователя с руководителем следственного органа и прокурором следует исходить из признания процессуальной самостоятельности и независимости следователя. Следователь самостоятельно расследует уголовные дела.
Указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Следователь обязан их исполнить, а если не согласен – обжаловать вышестоящему руководителю. По узловым вопросам (квалификации, избрании меры пресечения и др.) следователь может не согласиться с указаниями и обжаловать руководителю следственного органа.
Руководитель следственного органа – лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. До 2007 данный участник имел наименование – начальник следственного отдела. Функции были значительно увеличены путем распределения и перераспределения полномочий с прокурором.
Руководитель следственного органа осуществляется руководство процессуальной деятельностью следователей. Он наделен следующими полномочиями:
1. Поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;
2. Изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3. Создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
4. Проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
5. Давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
6. Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
7. Разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
8. Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона;
9. Продлевать срок предварительного расследования;
10. Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
11. Возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.
Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
Взаимодействие следователя и прокурора выступает важнейшим вопросом в рамках досудебного производства в рамках уголовного процесса. Стоит отметить, что институт процессуальной самостоятельности следователя обладает своей актуальностью. Это также связано с тем, что вносились различные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» у следователя больше нет обязанности исполнять указания прокурора, согласовывать с ним решение о возбуждении уголовного дела, о возбуждении перед судом ходатайства, связанного с избранием мер пресечения. Стоит отметить, что полномочия прокурора, которые связаны непосредственно со своевременным устранением допущенных следователями нарушений законности в стадии возбуждения уголовного дела, существенно ограничены. Данные ограничения, установленные в законодательстве, не позволяют ему в полной мере осуществлять надзорную деятельность. Это можно связать с тем, что прокурор был лишен права на возбуждение уголовного дела, а также на отмену незаконных и необоснованных постановлений следователя и руководителя следственного органа. На сегодняшний день прокурор обладает полномочием по вынесению мотивированного постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания. Это необходимо, чтобы решался вопрос об уголовном преследовании по выявленным прокурором фактам нарушений уголовного законодательства. Также прокурор вправе требовать устранения нарушений федерального законодательства, которые допущены в рамках предварительного расследования. Те надзорные полномочия, которые имеются у прокурора в рамках досудебного производства по уголовному делу, не сужают рамки самостоятельности следователя. Также стоит отметить, что надзорные полномочия прокурора по отношению к следователю значительно уже, чем по отношению к другим должностным лицам, находящимся под надзором прокуратуры. Тем не менее, прокурор на досудебных стадиях по-прежнему имеет весомые полномочия в отношении процессуальной деятельности следователя, а также руководителя следственного органа. Прокурор вправе вносить требование об устранении нарушений федерального законодательства, которые допущены в ходе предварительного следствия. Однако, стоит отметить, что предусмотренная процедура существенно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя (со стороны его непосредственного руководителя), поскольку законодатель не предоставляет ему права самостоятельно обжаловать решение прокурорa. Необходимо отметить, что взаимодействие вышеназванных субъектов основано на принципе дифференциации форм осуществления общей функции. В частности, для одних субъектов характерно осуществление поиска и собирания доказательств, которые подтверждают виновность изобличаемого лица. Для других лиц свойственно осуществление контрольных функций и руководство работой. К задаче прокурора относится обеспечение законности досудебного производства. Поэтому каждый субъект, осуществляя только свои полномочия, вносит значительный вклад для расследования уголовного делa. Таким образом, взаимодействие следователя, руководителя следственного органа и прокурора предполагает обоюдное уважение, сохранение самостоятельности в выборе средств для выполнения поручений лица, осуществляющего предварительное следствие, оказание всемерной помощи, постановку и совместное достижение общих целей и задач рассматриваемой деятельности
111. Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель в уголовном судопроизводстве, их полномочия.
Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).
Полномочия (ст. 40, 151 УПК):
1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);
2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы;
5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
6) пограничные органы федеральной службы безопасности;
7) таможенные органы РФ.
Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).
Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.
Полномочия:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.