Файл: 1. Сущность прокурорского надзора предмет, объекты, пределы, соотношение с другими видами государственного контроля и надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2850

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конкретных субъектов уголовного процесса, а ими могут быть не только органы дознания, но и лица, осуществляющие дознание, и начальники органов дознания. Равным образом прокурорский надзор распространяется на все следственные органы в лице следователей прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.
14. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.

В ст. 30 Закона о прокуратуре не дается перечня полномочий прокурора, а лишь указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации и другими федеральными законами. Так как прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи. Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им на­рушения закона в деятельности указанных органов, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая свое­временность, полноту и объективность расследования. Основным средством устранения допущенных органом дознания (лицом, производящим дознание) или следователем нарушений закона является отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК). Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причинам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дознание, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производство, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК). Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, направлены главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и своевременности расследования (п. З ч. 1 ст. 211 УПК). В этих же целях прокурор обладает правом:


а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК);

б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК);

в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК);

г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК);

д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Данное право прокурора не устраняет нарушения закона, как это иногда утверждается в юридической литературе, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыполнения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участников уголовного процесса.

На получение санкции прокурора следователь или орган дознания представляют постановления: о применении меры пресечения -в виде

- заключения под стражу (ст. 96 УПК); залога (ст. 99 УПК);

- об отмене или изменении меры пресечения, избранной по указанию прокурора (ст. 101 УПК);

- об отстранении обвиняемого от должности (ст. 153 УПК); о Помещении подозреваемого или обвиняемого, находящегося на свободе, в медицинское учреждение при производстве судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК);

- о производстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 167 УПК);

- о производстве обыска (ст. 168 УПК).

Отказ прокурора в даче санкции означает, что прокурор нe нашел оснований для производства соответствующего действия или усмотрел какое-либо существенное нарушение процессуального порядка. Согласие прокурора в стадии предварительного расследования требуется



- на прекращение уголовного дела вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК);

- в связи с деятельным раскаянием (ст. 7 УПК);

- в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера (ст. 8 УПК);

- в связи с примирением с потерпевшим (ст. 9 УПК).

Прокурору принадлежит также право давать согласие на передачу дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 406 УПК), утверждать обвинительное заключение. Обеспечению систематического надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия служит право прокурора требовать от названных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и об установлении лиц, совершивших преступления (п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК).

15. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия.

Полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им нарушения закона в деятельности органов следствия, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования. Основным средством устранения допущенных органом дознания (лицом, производящим дознание) или следователем нарушений закона является отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК). Каждое постановление содержит то или иное процессуальное решение следователя, органа дознания или лица, производящего дознание. Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Любое необоснованное постановление — незаконно, поскольку оно вынесено при отсутствии соответствующего основания, предусмотренного законом. Иногда основание для принятия того или иного процессуального решения (а значит, и для вынесения соответствующего постановления) может иметься в материалах дела. Однако если решение принимается не уполномоченным на то должностным лицом, то такое постановление является незаконным. Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причинам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дознание, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производство, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК). Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, направлены главным образом на обеспечение полноты
, всесторонности, объективности и своевременности расследования (п. З ч. 1 ст. 211 УПК). В этих же целях прокурор обладает правом:

а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК);

б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК);

в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК);

г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК);

д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Данное право прокурора не устраняет нарушения закона, как это иногда утверждается в юридической литературе, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыполнения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участников уголовного процесса.
16. Процессуальные взаимоотношения прокурора, следователя и руководителя следственного органа, дознавателя и начальника подразделения органа дознания.

Уголовно-процессуальное регулирование как элемент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, направленные на реализацию уголовной ответственности и освобождение от нее невиновных лиц, возмещение вреда, причиненного преступлением, иными словами, обеспечивать реализацию общественных интересов в укреплении законности на пути к достижению правопорядка. В этой связи уголовно-процессуальное правоотношение есть обязательный этап и необходимое средство правового регулирования уголовного судопроизводства, в ходе осуществления которого происходит реализация норм уголовно-процессуального права посредством их применения, соблюдения, исполнения и использования субъектами уголовного процесса. В то же время, уголовно-процессуальное правоотношение представляет собой результат реализации нормы уголовно-процессуального права, форму развития уголовного процесса, двустороннюю правовую связь