Файл: Происхождение андроновской культуры проблема дискуссионная.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Охарактеризуйте историческое значение Андроновской культурно-
исторической общности В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила название «андроновской» по месту находки первого памятника ус. Андроново близ Ачинска в Западной Сибири.
Длительное время в казахстанских степях исследователи выделяли одну культуру — андроновскую. В настоящее время вместо одной культуры выделяют несколько, объединяя их в андроновскую культурно-историческую общность.
Один из основных её центров находился на территории Казахстана. Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с пойменными лугами. Для населения этих поселков было характерно пастушеское скотоводство.
Главными признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.
Андроновская культура характеризуется развитием прогрессивных форм хозяйства. Глиняные сосуды являются основными находками в погребениях андроновцев. Горшки имеют плоское дно, диаметр которого почти всегда вдвое меньше, чем диаметр венчика.
Происхождение андроновской культуры — проблема дискуссионная.
В исторической науке существует ряд гипотез.
Большинство исследователей считает, что андроновская культура образовалась на основе развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов
Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела.
Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса в этих направлениях хозяйства привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.
Согласно археологическим исследованиям Андроновской культуры, в эпоху бронзы царил патриархат, формировались сословия, например, военная знать и жрецы, богатые и бедные.
Андроновцы обладали медными рудниками, изготавливали бронзовые орудия (бронза мышьякового типа. Бронзовые орудия немногочисленны, их литейщики и кузнецы обеспечивали производство орудий труда (иглы,

шила, ножи, серпы, топоры, тесла, украшений из бронзы, серебра. Наконечники стрел и копий изготавливались из камня.
Племена занимались скотоводством, земледелием, добычей металла, производством и даже экспортом металлических изделий.
Памятники Андроновской культуры были найдены и на территориях Западной Сибири, Южного Урала и Средней Азии. Находки каждой местности были по- своему уникальны, несмотря на общий период происхождения. Это еще раз доказывает факт наличия обычаев и особенностей культур племен Бронзовой эпохи.
2. Охарактеризуйте историческое значение Ботайской культуры На обширные степные и лесные территории начинают переселяться многочисленное племена, которые имели свои традиции и сформировавшийся жизненный уклад. Все это приводит конечно же к перемешиванию разнообразных культур, как результат появляются новые культуры. Одна из таких знаковых культур образовалась на севере Казахстана. Назвали ее Ботайской по названию села которое расположено рядом. Интересно, что именно в этой культуре, ученые-антропологи и археологи замечают весьма развитый институт семьи. Благодаря такой сплоченной общности ботайцы могли вести совместное хозяйство, строить качественные жилища, в общем довольно полноценно жить независимо от времени года. При этом несмотря на то что ботайские семьи были довольно большими, браки заключались за передали этой социальной группы. Такие общины были скреплены не только близкими родственными связами, но и экономическими. Как результат ботайцы начали заниматься земледелием и животноводством. Именно последний факт и предопределил известность этой культуры, ведь ботайцы первыми в мире приручили дикую лошадь. По подсчетам ученых на территории Северного Казахстана это произошло около 6 тысяч лет назад. Чем же характерна была Ботайская культура Во-первых, это раннее коневодство (то есть разведение этих животных для них было ключевым направлением в хозяйстве. Во-вторых, глиняная архитектура (то есть дома ботайцев возводились из глины с примесью хвороста, песка ну и костей животных для связки. В-третьих, своих соплеменников ботайцы хоронили на территории поселения и этот ритуал имел особенный культ. В-четвертых, у них существовал своего рода культ лошади, о чем свидетельствуют сотни конских черепов, найденных в Ботае, которые использовались как сакральные символы. Ну и конечно особенная техника создания орудий труда, охоты (она также еще была востребована у ботайцев) и домашней утвари. Всего на территории Ботая была исследована территория площадью более 7 тысяч квадратных метров, и изучения продолжаются. Ученые предполагают, что жилища, которые были найдены, это строения, возведенные в последний период существования поселения.


3. Укажите влияние Тюркского каганата на этногенез на территории
Казахстана
Во второй половины VIII--IX вв. тюркские племена прочно укрепились на территории от Монголии до Восточное Европы и продвинулись на запад вплоть до верховьях Амударьи, дали толчок развитию государственной организации тюрков. В период своего расцвета каган тюрков обладал реальной властью.
Формирование тюркской этнической общности на территории Казахстана было сложными длительным процессом.
Середина I тысячелетия н. э. - важнейший этап в истории казахов и всех тюрков. В это время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит к тюркским племенам, центром которых стал Алтай.
Древние тюрки наиболее ярко претворили в жизнь начала степной культуры, которые зрели еще в сакское и хуннское время.
Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками сюнну (хунну). Этим словом обозначали кочевников. В 546 году, благодаря присоединению разгромленного большого войска племени теле в количестве 50 тыс. кибиток, тюрки заметно усилились. Весной г. предводитель тюрков Бумын выступил против своих сюзеренов аваров (жуань - жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах этого государства они создали Тюркский Каганат.
Тюркский каганат (552 - 603гг)
Эпоха великого переселения народов (II-V вв.) в значительной мере изменила состав населения и его расселение на территории Казахстана, средней Азии и восточной Европы. В V в. многочисленные тюркоязычные племена теле расселились в степной полосе от северной Монголии до восточной Европы, а на юге границы их кочевий достигали верховьев Амударьи.
В 546 г. на Алтае было разгромлено войско племени теле в количестве 50 тысяч кибиток. Они присоединились к тюрками тюрки заметно усилились. Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях и относится кг. китайцы считали тюков потомками хунну (гунну или сюну).
В 542 г. предводитель тюрков Бумын выступил против аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах их государства тюрки создали Тюркский каганат, родоначальником этого этнополитического объединения стал Бумын-каган. Он умер в 553 гав годы правления его преемника Мукан- кагана (553-572 гг.) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии.
В VI в. земли Казахстана попали под власть этой могущественной державы - Тюркского каганата. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргызы на Енисее, северокитайское государство.
Стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двинулись в Среднюю Азию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561-653 гг. тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов, ив г. шах Ирана Хосров Ануширван тонял у них важную стратегическую область Тохаристан. Основные силы эфталитовбыли разбиты тюрками в 587 г.

под Бухарой.
После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелкового пути в страны Средиземноморья.
Тюрки и находившиеся под их властью согдийцы были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В 568 г. согдийский купец Маниахвозглавил посольство Тюркского каганата в Константинополь, где было заключено торговое соглашение с Византийской империей против Ирана и военный договор. Персы всячески препятствовали установлению союза империи и каганата. Иран обязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и не препятствовать торговле. Тюркские войска были отведены за Амударью. Такой исход отразился на византийско-тюркском союзе.
Междоусобная война, продолжавшаяся при правлении Истеми-кагана и сына его Тюрксанфа, и социальные противоречия ослабили каганат,и в 603 г. из Тюркского каганата выделился Западно-Тюркский каганат, занявший территорию от оазисов Восточного Туркестана до Амударьи, Поволжья и вплоть до северокавказских степей.
4. Укажите последствия монголо-татарского вторжения и образования Золотой Орды на территории Казахстана Последствий очень много как отрицательных, таки положительных.
Разрушение производительных сил;
Упадок городов и городской культуры. Разрушены города и селения, дворцы и мечети. По свидетельству Марко Полов) после установления монгольского господства городам не разрешалось иметь стены и ворота, дабы не могли препятствовать вступлению войск»;
Упадок земледелия и ремесла.
Разрушены ирригационные системы, вытоптаны земледельческие оазисы, заброшены обработанные поля.
Тысячи мастеров-ремесленников были угнаны в рабство;
Демографический кризис;
Массовое истребление людей, население голодало;
Притормозило завершающий этап формирования казахской народности;
Упадок духовной культуры. Например, в г.Отраре была сожжена вторая библиотека в мире;
Покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями. Монголы ввели более 20 видов налогов;
Население обязано было поставлять ратников для монгольского войска;
Население обязано было по особым ярлыкам предоставлять проезжающим ханским гонцам, чиновникам, купцам — транспорт, жилище и продовольствие;
На население возлагалось обязанность снабжать одеждой, продовольствием и скотом стоявшие в данной местности монгольские военные отряды
Надолго задержало экономический и культурный прогресс народов покоренных ими стран.
Положительные моменты:
Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей. Были установлены торговые и дипломатические связи с далекими странами. По территории улусов двигались караваны, дипломатические миссии, путешественники;
В степь привнесли идею централизованной власти, что привело к политической консолидации племен;
Нормы кочевой жизни стал регулировать «Яса», приспособленный к новым условиям. Позднее нормы «Яса» в определенной степени были использованы при создании «Жеты-Жаргы»;
Многие формы государственного строя были также использованы впоследствии в государствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху;
Монголы не притесняли культуру племен Казахстана — языки, религии, обычаи и традиции, а наоборот сами монголы приняли тюркскую культуру.
Образование Золотой Орды (Улуг Улуса Преемником Джучи, умершего в 1227 г . стал его сын Бату (Батый). Им были предприняты завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и
Кыпчака, в земли волжских булгар и далее на запад. Разгромив входе похода
1236 - 1242 гг. русские княжества, опустошив Польшу, Венгрию, Чехию и другие страны, Бату вернулся в низовья р. Волги, где основал новое монгольское государство - Золотую Орду (Улуг Улус. Столицей был г. Сарай-
Бату (близ Астрахани, позднее - г. Сарай-Берке.
Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племени народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями.
Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай - общее собрание знати во главе с членами правящей династии. Армией, дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек. Во главе дивана, центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства, стоял везир. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки, чьей обязанностью был сбор налогов, дани. Наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. Крупные нойоны, беки, эмиры, бахадуры являлись военачальниками - темниками, тысячниками, сотниками. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами
На территории Казахстана монголы ввели в действия правовые нормы -
<Джасак>или <Яса>Чингисхана, в которых определялись права и привилегии кочевой знати.
Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но кг. Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. Золотая Орда уже при Берке-хане (1256 - 1266 гг.), брате Бату, стала самостоятельным государством. Его преемник Менгу- хан (1266 - 1280 гг.) чеканил собственную монету.
Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в I - половине XI V в, особенно при Узбек-хане (1312 - 1342 гг.) и его преемнике хане Джаныбеке
(1342 - 1357 гг.). В 1312 г .Узбек-хан объявил ислам государственной религией Золотой Орды.
Со второй половины XI V в. Золотую Орду начали ослаблять центробежные силы. С 1357 по 1380 гг. на золотоордынском троне сменились два с половиной десятка ханов. Походы эмира Тимура ( 1389 г ., 1391 г ., 1394
- 1395 гг.) окончательно ослабили государство. К середине X V в. Золотая Орда перестала существовать, но оно имело огромное значение в мировой истории.
Во-первых, УлугУлус сыграл централизирующую роль, т.к. на долгое время прекратились войны и усобицы; во-вторых, образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства в- третьих, Улуг Улус установил тесные связи со многими государствами Русь, Египед) для совместной защиты от западных агрессоров
5. Раскройте время появления, значение этноним казах в исторической литературе.
Казахская народность складывалась на основе тех же закономерностей, что и другие народности мира. Общая схема процесса этногенеза представляется следующим образом отдельные роды, племена, племенные союзы, народность и нация. Параллельно шло развитие языка от родового к языкам племенным, от них - к языкам народностей и затем- к образованию национального языка.
Весьма интересен вопрос о времени возникновения и происхождения этнонима казах. Одни исследователи полагают, что это понятие имело первоначально социальный смысли означало людей, отделившихся от своего племени, рода, те, “кашак”, очевидно, имея ввиду состав племен, отделившихся от ханства Абулхаира во главе с султанами Кереем и Жаныбеком. Такое передвижение масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия, тес концах до концах гг. XVв.(1455-1465гг.), на самом деле содействовало политическому объединению казахов и образованию казахского ханства.
Однако появление этноним казах связывать с этим событием, как будто до этого в истории не было народа по имени казах, было бы неправильным. Другие авторы полагают, что термин казах появился в период татаро- монгольского завоевания, и казахи как народ утвердились после распада Жошынского улуса вначале в. Даже Ч.Ч Валиханов, находившийся
под влиянием русской исторической науки, поддерживал эту версию. В письме
И.Н. Березино он пишет “по-моему, в арабских источниках о происхождении казахов вряд ли можно что -либо найти, у меня нет сомнения в том, что этот народ появился не раньше в. После распада улуса Жошын”. (Валиханов Ч.Ч)
Есть и другие мнения. Так, например, термин казах является сложением названия племен “каспи” и сак и образует “кассак”. Некоторые авторы считают, что в основе происхождения этого термина лежат другие этнонимы, например, “косоги”, хазары и др. Отдельные дореволюционные этнографы и историки трактуют слово казах как вольный человек, беглец. Народные предания и легенды слово казах связывают со словами “каз” (гусь) и “ак” белый, то есть белая гусыня, которая, по легенде, превращается в девушку, давшую начало племени казахов.
Словом, точного, однозначного ответа на вопрос о происхождении этнонима казах в науке пока еще нет. Между тем термин казах не является этнонимом, появившимся в XIV-XVвв., когда возникло Казахское ханство, или еще раньше, когда произошло татаро- монгольское завоевание и распад улусов Жошы хана. Корни этнонима казах, как мы полагаем, уходят в глубокую древность, и казахский народ относится к числу древнейших народов Востока. Об этом свидетельствуют письменные источники персидских, арабских, греческих и китайских авторов.
Многие ученные Востока и Запада, атак же Российской империи на основе глубокого анализа литературных и исторических, этнографических и археологических источников доказали более ранний период возникновения этнонима казах, приблизительно в IX-Xвв., во времена господства карлуков, огузов, караханидов на территории Казахстана, так как этнонимы обычно не сразу входили в хроники и письменные источники. Однако, несмотря на очевидность установленного факта, казахский народна протяжении более 300 лет, вплоть дох гг. ХХ в, был лишен своего собственного имени. В дореволюционной литературе и официальных документов царской администрации казахов называли киргизами или киргиз
- кайсаками.
Убедительные доводы прогрессивной демократической части научной общественности России об искаженности подлинного названия целого народа не принимались в расчет. Александр Ираклиевич Левшин, впервые поставил вопрос о самоназвании казахов, говорило неправомерности дальнейшего сохранения за казахами названия "киргизы".
Казахский ученый - педагог М. Дулатов в научном исследовании "История казахов и киргизов" утверждал, что, хотя казахи и киргизы являются родственными народами тюркского происхождения, это разные древние народы. Казахи задолго до X в. имели свое ханство, сами в нем управляли и только XVIII в. лишились самостоятельности в результате русской колонизации.
В статье "Киргиз - кайсаки" Ч.Ч.Валиханов отмечает "Правильное название народа, населяющего огромный край, простирающийся от юго-востока России до юга Сибири, между Жонгарией, Китаем и Кокандским ханством - это казахи. А указываемые в русских документах так называемые "каракиргизы", - это
подлинные киргизы, населяющие побережья Иссык-Куля, верховья рек Текес, Чуи Талас, южные склоны Тянь-Шаня и равнинные отроги Памира. Нельзя путать эти два народа. (см. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений Вт. Алма-
Ата, 1985. Т. 4. СВ своей статье ДА. Клеменец отмечает, что кочевникам - казахам имя киргизы присвоено их русским соседом, хотя они себя везде и всюду называют казахами, а также все тюркоязычные племена знают их как казахов.
Досадно и то, что искаженное название народа сохранилось и после революции. Образованная декретом ВЦИК и СНК 26 августа 1920 года автономная республика была названа "Киргизская АССР. В апреле 1925 г. в новой столице Казахстана, Акмешит, состоялся V съезд Советов Казахстана. Среди многих решения съезда были вопрос о переименовании названия республики. Отныне Киргизская АССР стала называться Казахской Автономной Советской Социалистической Республикой.
До 1936 г. в русском тексте писалось "казак, "Казакстан". 9 января 1936 г. ЦИК КазАССР своим постановлением внес поправку ив это дело. В дальнейшем буква "кв конце слова "казак" была заменена на "хи стали писать "казахи "Казахстан, что более созвучно и точнее передает смысл этих терминов 6. Охарактеризуйте время и причины образования Казахского ханства. Правление Хак – Назара.
Вопрос о точной дате его формирования, о тех событиях, которые следует считать началом казахской государственности остается в науке открытым. Это во многом связано с характером политических, социальных отношений в местном обществе. Оно было в основном кочевым или полукочевым, что не так привычно при изучении по сравнению с преимущественно земледельческими обществами. Одними из крупных политических образований, возникших при распаде монгольской империи во второй половине XIII века, были Золотая Орда и узбекская орда. Образование казахского ханства происходило на их землях. Традиционно основным событием в этом процессе считается откочевание со своими сторонниками двух представителей местной знати Жанибека и Керея из узбекского ханства в соседний моголистан. Это обычно связывается исследователями с политикой узбекского хана Абулхаира, который начал принимать меры для большей централизации страны, чем не все представители местной знати оказались довольны. Правитель моголистана Эсен-буги выделил Жанибеку и Керею территории для кочевок, поскольку хотел в них иметь союзников в случае противостояния с Абулхаиром. Этот хан совершил поход на монолистан, нов дороге скончался, после чего в узбекском ханстве начались внутренние междоусобицы, входе которых ряд земель перешел к Жанибеку и Керею. Ханство при Хак-Назаре При нем границы страны вновь расширились. Он в целом успешно воевал с ногами, опять захватив у них некоторые земли,
с моголистаном, отбивал набеги ойратов. При нем территория ханства простиралась от реки Волги до реки Урал. Его власть признавали киргизские и башкирские племена. Хак-Назар воевал с правителем сибирского ханства Кучумом. Рядом с городом Ташкентом постоянно присутствовали военные силы казахов. Одно время сын Хак-Назара управлял этим городом и еще Хивой. Хак-Назар поддерживал дипломатические отношения с Московским царством. Царь Иван IV Васильевич Грозный отправлял к нему посольства, среди их целей было налаживание взаимных действий по противостоянию сибирскому хану Кучуму, установление торговых отношений. Точных сведений об обстоятельствах и времени кончины Хак-
Назара нет. Это произошло примерно около 1580 года. Есть сведения, что он был убит входе сложной военной и политической борьбы между правителями среднеазиатских государств. Охарактеризуйте социальную структуру и хозяйство казахов в XVI-XVIII вв.
В Казахском ханстве, в данный период времени сформировалась своя система управления с сохранением родоплеменных традиций. Общественный строй Казахского ханства состоял из 7 ступеней) Аул) Несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. АТА АЙМАК
3) Род состоял из 10-15 аймаков
4) Несколько родов составляли один «арыс»
5) В улус входило несколько арысов, правил султан-чингизид
6) Из нескольких улусов состоял жуз, правил хан-чингизид
7) Ханство состояло из трех жузов, правил великий хан
Казахское феодальное общество делилось на представителей белой и черной кости. «Белаякость» - аристократическое сословие казахского общества, включала в себя две группы, торе –
Чингизиды по линии
Джучи и

ходжи – проповедники ислама в степи, считали себя потомками пророка Мухаммеда. Все остальные казахи ( батыры и баи ) относились к черной костите. местные, коренные жители. В веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство. Все пастбища делились на 4 типа по сезону зимние(кыстау),
весенние(коктеу),
летние(жайляу), осенние(кузеу). Вовремя зимнего кочевья, основную угрозу представлял джут – массовый падеж скота. Он
обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, вовремя суровой зимы, сильных снегопадов, гололедицы. Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Данная перекочевка в это время не превышало 8 км. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк, проводили первую стрижку скота. В общем, активно готовились к жайляу. В свою очередь, жайляу славилось богатой травой пастбищами с источниками чистой воды. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, отчего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. Впервые дни кочевки двигались медленно , чтобы скот мог хорошо кормиться. Кочевники готовились к зиме.
В 16 веке очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки.Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просо и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Назовите основные причины и этапы казахско-джунгарских
войн
Конфликт начался, когда в 1643 году правитель джунгар Эрдени-
Батура вторгся в Семиречье, позже в районе Орбулак состоялась знаменитая Орбулакская битва, когда казахи под предводительством хана Жангира сдерживали наступление 15 тысячных войск джунгар, но из-за подкрепления казахских войск были вынуждены вернуться домой. Джунгары не сдавались, ив итоге вынудили казахов покинуть большую частьтерритории Южного Казахстана. Впервой четверти 18 века наибольшую опасность для казахов представляло Джунгарское ханство. Стратегической целью джунгарских правителей было подчинение огромных просторов Казахстана. Самые опустошительные вторжения джунгар на казахские земли начались при правлении Цеван-
Рабдана (1697-1727 гг.) Джунгары часто одерживали победы в
сражениях, так как имели огневое оружие с фителем и артиллерия. А казахи, в свою очередь имели только «лучной бой В 1711 году военные силы трех казахских жузов, после курултая
1710 года в районе Каракумов, смогли дать отпор врагу. В 1712 году военные силы трех казахских жузов даже вступили в пределы Джунгарии. Ответный поход правителей джунгаров в
1713 году окончился провалом В 1718 году состоялось сражении казахов с джунгарами у реки
Аягуз. Казахи потерпели поражение из-за несогласованности своих командиров, а именно султана Абулхаира и хана Кайыта. Лишь только благодаря умелым действиям батыров Кабанбая и
Шакантая жизни многих воинов были сохранены. Смерть цинскогобогдыхана Канси дала возможность
Цеван-Рабдану в 1723 году обрушить всю военную мощь на казахов. 1723-1727 годы вошли в историю, как Годы Великого бедствия. Казахские степи были охвачены невиданным джутом, асами разрушения были сопоставимы лишь с монгольским нашествием. Решающую роль в борьбе с джунгарами сыграл обычный народ, который выдвинул из своей среды известных батыров: Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Жанибек, Наурызбай, Райымбек батыры. В 1725 году джунгары стремительно шли вперед, завоевывая такие города, как Туркестан и Ташкент Весной 1726 года, в районе горы Ордабасы, состоялся курултай, с участием всех трех жузов, где было принято создать народное ополчение под руководством правителя Младшего жуза –
Абулхаира. В этом же году казахи одержали победу над джунгарами у реки Буланты. Эта победа укрепила моральный и боевой дух казахского народа. В следствии чего, в 1730 году в местности Анракай, казахи одержали уверенную победу. А само место сражение носит название место стонов и рыданий врага. Правильным политическим решением в борьбе казахских жузов с джунгарами была возможность дать юридическое основание для вмешательства в этот конфликт правительству
России.
После смерти в 1745 году джунгарского хунтайши Галдан-Цэрэна, в 1755—1759 годах в результате внутренних междоусобиц и Гражданской войны, джунгарское государство пало и утратило своё значение

9. Сравните историческую деятельность ханов Абулхаира и Аблая.

С юных лет Абулхаир активно участвовал в военных походах и набегах казахских ханов и султанов. В летнем возрасте он становится одним из военных предводителей казахского ополчения, Султан Абулхаир участвовал в обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама. В 1718 году султана Абулхаира избирают ханом Младшего жуза. Во главе тысячного войска он выступил против джунгар и дал сражение на реке Аягуз. Несмотря на молодость, Абулхаир прославился личной отвагой, воинским мастерством и умением организатора. Неслучайно в 1726 году на съезде казахов всех трех жузов в Ордабасы султаны, бии и батыры единодушно избрали его верховным главнокомандующим войском Казахского ханства. Под его руководством казахи дважды, в 1729 году в Анракайской битве и 1730 году в сражении в местности Ит ишпес Алакуль, разбили джунгар и были близки к полной победе. Но хан Абулхаир понимал, что долго продержаться против военной машины Джунгарского ханства казахи вряд ли смогут и начал переговоры с сибирской администрацией России о военном союзе против ойратов. Абулхаир был расстроен, из-за того, что не стал старшим ханом, хотя был более чем достоин этого, но он был из младшей султанской фамилии ханом стал Абулмамбет). Гордый Абулхаир вернулся в свои кочевья, ополчение распалось, и над Казахским ханством вновь вернулась джунгарская угроза. Младший жуз оказался в очень тяжелом военном положении. В этих условиях часть казахской знати, во главе которой стоял Абулхаир, склонялась к тому, чтобы пойти на налаживание контактов с Российской империей. Это было, пожалуй, единственно верное решение, чтобы спасти народ. В сентябре 1730 года в Москву было отправлено представительство
Абулхаира с просьбой о принятии казахов в российское подданство. И уже 19 февраля 1731 года императрица Анна
Иоанновна подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав России. Отношения русских и казахов налаживались. А вот у Абулхаира был конфликт с Бараком - ханом Среднего жуза. В общем, Абулхаир спас свой народ от верной гибели, носам был убит, сохранив казахов как этнос, да и был потерян суверенитет.

Еще совсем юным Абилмансур-Сабалак (Абылай) принимает участие в борьбе с джунгарами. Особенно он прославился в 20- летнем возрасте, вовремя крупного сражения близ горы Улы-Тау, он убивает предводителя джунгар, наследника Галдан
Цэрена «Шарыша». Ойраты в этом бою терпят сокрушительное
поражение. Вовремя сражения Абилмансур бросается на врага скличем «Абылай», за что его и прозвали Абылай-батыр. Благодаря своим воинским способностями организаторским талантам
Абылай при поддержке некоторых влиятельных батыров, биев и троюродного дяди султана Абулмамбета был избран султаном в сильном роде атыгай, ставка которого располагалась у
Кокшетауских гор. С этого момента началась активная не только военная, но и политическая деятельность султана Абылая, широко прославившая его имя среди казахского населения всех трех жузов.Абылай вместе с ханом Абулмамбетом последовали примеру хана
Абулхаира и официально приняли подданство России, в 1740 году. Активное участие Абылая в военных действиях против джунгар дало ему возможность поддерживать связи с Оренбургской администрацией. Абылай даже успел побывать в плену у джунгар, но русское правительство вытащило его оттуда. Как мудрый политик, султан Абылай сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханств, которые стремились воспользоваться положением Казахстана. Весной 1956 года в казахские земли вторглись китайские войска, создавая угрозу Иртышских крепостей, горнодобывающим предприятиям. Ив целях сохранив территориальной целостности Абылай в 1757-60 годах принял в Пекине подданство Китая ив году подтвердил Екатерине 2- ой российское подданство. Приняв подданство обоих Абылай не подчинялся никому, а действовал во благо своего народа. В 1771 году умер хан Среднего жуза Абулмамбет и вследствие чего султаны избрали ханом уже немолодого Абылая. Он был единственным казахским властелином, которого народ ещё при жизни называл «Аруах» ( воплотивший дух, умер в 1781 году. Проанализируйте причины и ход присоединения казахских земель к Российской империи XVIII-XIX вв.
Конечно же, одной из главных причин присоединения казахских земель к Российской империи являлась внешняя военная угроза от джунгар,калмыков, башкир. Для России, присоединение казахских земель, это в первую очередь торговые пути сквозь Центральную Азию, и Казахстан играл важную транзитную роль, плюс это возможность увеличить территорию. Казахстан оказывается вовлеченным в орбиту Российской Империи, начиная с 30 - 40 -
х годов XVIII века. После присоединения Поволжья границы России вплотную приблизились к территории Казахского Ханства. Естественно, что это способствовало активизации торгово-экономических контактов между двумя государствами. Освоение Россией Западной Сибири, строительство там городов и укрепленных линий привели к расширению русско - казахских экономических и политических связей. Внутриэкономическое и внешнеполитическое положение Казахстана было в то время весьма сложным. В 1723 году джунгарские племена напали на ослабленные и разрозненные казахские жузы. Этот год вошел в историю казахов как
- великое бедствие, сопровождавшеесяджутом. В этих трагических обстоятельствах три казахских жуза объединились под началом Абулхаир хана. Было создано народное ополчение казахов. К 1728 - 1729 годам казахские ополченцы одержали несколько важных победи начали постепенно теснить джунгар со своей земли. Весной 1730 года объединенные отряды трех казахских жузов нанесли джунгарам сокрушительное поражение входе Анракайской битвы. Тем не менее, угроза новых нападений оставалась актуальной. Выход из этой ситуации нашел Абулхаир, а именно в присоединении казахских земель к России. 8 сентября 1730 года посланцы Младшего жуза были приняты императрицей Анной Иоановной. Их просьба о включении Младшего жуза в состав Российской Империи была удовлетворена указом императрицы от 19 февраля 1731 года. Со стороны казахов был подписан добровольный акт 10 октября
1731 года о вхождении Младшего жуза в состав Российской Империи . Эта дата и вошла в историю как начало присоединения Казахстана к России. В 1748 году
Абылай, хан Среднего жуза, постоянно воевавший с джунгарами в Семеке, принял российское подданство. В 1756 году он также присягнул на верность ещё и китайскому подданству.В 1818 году Старший жуз вновь обратился с просьбой о принятии их в российское подданство. В мае 1824 года император Александр I подписал грамоту о принятии в подданство 14 султанов Старшего жуза, кочевавших в Семиречье. В 1830 году присягу приняло население нескольких волостей Старшего жуза. Затем в течение 15 лет в российское подданство вступили почти все остальные роды Старшего жуза. В 1854 году в предгорьях Ала-
Тау построили Верное, Алматы. В 1860 году отряды русской армии и казахских войск одержали убедительную победу над войском кокандского хана. В течение последующих нескольких лет Коканд полностью потерял контроль над землями южного региона. Старший жуз полностью перешел в российское подданство. Охарактеризуйте последствия ликвидации ханской власти в степи.
Административно-территориальные реформы XIX в.

В 1822 году был издан "Устав о сибирских кигризах",разработанный Сперанским. Согласно уставу Сибирь была разделена на 2 части – восточную с управлением в Иркутске, западную с центром в Тобольске, св Омске. В западную Сибирь вошли Тобольская, Томская, Омская области и территории кочевий Среднего и части Старшего жузов – эта часть называлась областью сибирских киргизов. Согласно уставу, область сибирских киргизов была разделена на округи, округи делились на волости, волости на аулы. Вокруг входило от 15 до 20 волостей, в волость – от 10 до 12 аулов, аул – от 50-70 кибиток.Округами управляли ага-султаны(старшие султаны).Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на два года.Старшему султану присваивалось военное звание майора российской службы».Во главе волостей стояли волостные управители. По своему положению они приравнивались к чиновникам
12- ого класса.Аулами управляли аульные старшины. Аульные старшины избирались каждые 3 года и утверждались окружным приказом. По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские, была введена налоговая система, по которой граждане обязаны были платить правительству ясак ( скот. Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи. В 1824 году правительством России был принят Устав об оренбургских киргизах, разработанный оренбургским генерал-губернатором
П.К.Эссеном. В Младшем жузе отменялась ханская власть.
Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии".По Уставу Младший жуз был разделен натри части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Управление Младшим жузом осуществлялась из Пограничных комиссий.Главное последствие этих реформ в том, что была отменена ханская власть в Среднем и Младшем жузах. В результате народ восстал против колониальной политики царизма. Острый земельный кризис, налоговый гнёт, различные урезки земли, феодальные распри, произвол царских чиновников, притеснения хана Жангира и его родственников привели в
1836 году к восстанию. Восстание носило антифеодальный и антиколониальный характер. Возглавили восстание
Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Российская империя с 1860 по 1870 годпровела реформы. Так, было отменено крепостное право произошла финансовая, земельная, судебная и военнаяреформы. Преобразования коснулись и Казахстана, русские чиновникизадумались, как эффективно управлять казахской землей. Они начали рассматривать степной край как источник поставок природных ресурсов для своих заводов, также в это время к Центральной Азии особый интерес проявляла Британская империя. Но царские власти не могли допустить прихода англичансюда, были проведены реформы. 11 июля 1867 года император Александр II подписал проект реформ по управлению
Семиреченской и Сырдарьинской областями, 21 октября
1868 года – Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областей. Территория Казахстана была разделена натри генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское, Западно-Сибирское, где правили генерал- губернаторы. Так, в состав Оренбургского генерал- губернаторства вошли Уральский и Тургайский края. А
Акмолинская и Семипалатинская области в Западно-
Сибирское генерал-губернаторство. Туркестанское генерал-губернаторство состояло из Семиреченской и
Сырдарьинской областей. Областиделились на уезды, их было 34. Уезды состояли из волостей, которые формировались по территориальному принципу. Волости подразделялись на административные аулы, которые состояли из хозяйственных аулов. Был введен кибиточный налог. Его платили деньгами каждый год с каждой кибитки.Так, после реформ все земли, принадлежавшие казахам, объявили государственными. Власти стали отбирать земли у казахского населения. Казахи были вынуждены массово покидать свои исконные земли, взамен им предлагали малопригодные участки. Судебнаясистема состояла из следующих уровней уездный, областной и верховный суды.Верховный суд - правительство. Уездный суд отвечал за уголовные дела, а областной – за гражданские дела. Через 20 лет произошли новые реформы, и после этих реформ Россия окончательно утвердилась в Центральной Азии. 2 июня 1886 года приняли Положение об управлении Туркестанским краем, а 25 марта 1891 г. Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей. ВТуркестанское генерал- губернаторство включили Сырдарьинскую, Ферганскую и Самаркандскую области. Деление областей на уезды сохранилось прежним. Было создано Степное генерал- губернаторство в составе Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областей. Охарактеризуйте основные причины и ход восстания под предводительством Кенесары Касымова. В х годах 19 века часть Старшего жуза и южные области Среднего и Младшего жузов находились под властью кокандских и хивинских правителей. Хивинское ханство, возвело ряд крепостей в низовьях Сырдарьи. Это вызвало недовольство казахов, ещё и колониальная политика России повлияло на начало восстания. Главной целью восстания был возврат отобранных у них земель. Его возглавил Кенесары Касымов (1802–1847 гг.). Его главной целью стало сохранение независимости не вошедших в состав Российской империи казахских земель. Большое влияние на взгляды Кенесары оказал его отец, откочевавший к границам Кокандского ханства. В
1836 году отец и брат

Кенесары были убиты от Кокандского правителя. Гибель родных людей повлияло на Кенесары, ион входе восстания старался освободить казахов из-под власти Коканда. Восстание 1837–1847 охватило территорию всего Казахстана в нем участвовали казахи всех трех жузов. Участие всех трех жузов придало восстанию национально-освободительный, антиколониальный характер.Основной движущей силой восстания были казахские шаруа. Кенесары Касымов выдвинул требования царскому правительству, но безуспешно. В 1837 годуКенесары совершил набег на отряд казаков Актауской крепости, потом его отряды сожглиАкмолинскую крепость. В 1841 году Кенесары направился на Ташкент, но болезнь остановила поход. Осада Сузака и взятие нескольких кокандских крепостей вдохновили восставших. Кокандский хан предложил Кенесары мирно получил отказ. В 1841 году Кенесары Касымов был избран ханом всех трех жузов. Генерал В.А. Обручев попытался подавить восстание. В Степь был направлен карательный отряд
Сотникова. Битваотрядов Кенесары с царскими войсками в августе
1843 года окончилось безрезультатно. Сражение 1844 года завершилось победой Кенесары. Итоги борьбы вынудило Оренбургскую администрацию начать переговоры, они вручили Кенесары письмо от Оренбургского губернатора
Обручева. Царское правительство требовало оставить Казахстан в прежнем положении. Для прощения восставших они вынудили призвать Оренбург частью России. Переговоры были прерваны. В 1845 году царское правительство приказало возвести крепости по течению рек Ыргыз и Торгай, проигнорировав Кенесары. Кенесары провел совещание с участием известных батыров и султанов, где была рассмотрена возможность обращения за помощью к Китаю, а также принято решение отступить на юг Казахстана. В 1847 году Кенесары вторгся в киргизские земли. Война с киргизами носила братоубийственный характер. Последнее сражение Кенесары состоялось в местечке Майтобе, где он был убит.
1   2   3   4   5   6   7   8