Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития РФ
(ГБОУ ВПО АГМУ Минздравсоцразвития России)
БИОЛОГИЯ
Практическое руководство
для аудиторной и внеаудиторной работы
студентов I курса лечебного факультета
БАРНАУЛ – 2011
2
УДК 57.02
Г 52
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Алтайского государственного медицинского университета
Кафедра биологии с экологией
Авторы: д.м.н., профессор Г.А. Глазунова к.б.н., доцент М.В. Горячева к.м.н., доцент С.И. Колтакова к.б.н., ст. преподаватель О.О. Михеева к.м.н., доцент Л.Е. Обухова ст. преподаватель М.В. Сорокина
Под редакцией: зав. кафедрой, д.м.н., профессора
Г.А. Глазуновой
Рецензенты: профессор кафедры гистологии АГМУ, д.м.н., профессор С.В. Талалаев, зав. кафедрой инфекционных болезней АГМУ, к.м.н., профессор В.М. Гранитов
Биология : практическое руководство для аудиторной и внеау- диторной работы студентов I курса лечебного факультета /
Г.А. Глазунова, М.В. Горячева, С.И. Колтакова и др. / под ред.
Г.А. Глазуновой. – Барнаул : Издательство Алтайский государ- ственный медицинский университет, 2011. – 212 с.
Практическое руководство составлено в соответствии с программой по биологии для студентов лечебного факультета высших медицинских учебных заведений (Москва, ВУНЦ, 2011 года) и включает: памятку о рейтинговой системе оценки знаний студентов, цели каждого занятия, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля исходного и конечного уровня знаний, задания на практикум, список рекомен- дуемой литературы.
© ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2011
© Коллектив авторов, 2011
3
Рейтинговая система оценки знаний студентов
на кафедре биологии с экологией
Под
рейтинговой системой понимается система количест- венной оценки качества освоения образовательной программы. Рей- тинговая система позволяет накапливать результаты обучения, учи- тывая все виды учебной деятельности в виде итогового рейтинга, она вводится для более полного и объективного учета и оценки ус- певаемости студентов, предполагает непрерывный контроль в тече- ние всего срока изучения дисциплины, побуждает студентов к регу- лярной и планомерной учебной деятельности как в аудитории, так и самостоятельно, повышает интерес к изучению дисциплины, стиму- лирует работу студентов в течение семестра и тем самым повышает качество подготовки специалиста.
1.
Следует различать следующие виды рейтингов: текущий, рубежный, семестровый, рейтинговую оценку экзамена
(зачета) и итоговый рейтинг. Все эти виды рейтингов учи- тываются преподавателем кафедры в журнале учета успе- ваемости студенческой группы.
2.
Каждый вид рейтинга составляет максимально 100 баллов.
Соответствие 100-балльной шкалы и традиционной шкалы качественных оценок устанавливается следующим образом:
100-балльная шкала
Традиционная шкала
80-100
Отлично
65-79
Хорошо
50-64
Удовлетворительно
Менее 50
Неудовлетворительно
3.
Текущий рейтинг. На каждом практическом занятии проводится письменно контроль исходного уровня знаний студента по индивидуальным заданиям в соответствии с методическими рекомендациями для внеаудиторной и ау- диторной работы. Затем в ходе выполнения практикума оцениваются разные виды работ, и оценки в баллах выстав- ляются в журнал группы.
4
Критерии оценок на практических занятиях
I семестр
№ п/п
Тема занятия
Вид работы
Баллы
Общее кол-во баллов
Введение в пред- мет
−
Навыки работы с микроскопом
−
Методика приготов- ления временных микропрепаратов
–
–
–
Строение клеток растений
−
Теория
−
Навыки работы с микроскопом, его строение и правила работы с ним
−
Умение готовить временные микро- препараты
−
Знание строения клеток растений
0-10 0-2 0-2 0-3 0-17
Клетки тканей животных
−
Теория
−
Строение микро- скопа, правила и на- выки работы с ним
−
Умение готовить временные микро- препараты
−
Знание строения клеток тканей жи- вотных
0-10 0-2 0-2 0-3 0-17
Способы размно- жения клеток
−
Теория
−
Навыки работы с микроскопом
−
Знание способов деления клеток; ста- дий митоза
0-10 0-2 0-3 0-15
5
Способы и формы размножения жи- вых организмов
−
Теория
−
Навыки работы с микроскопом
−
Умение готовить временные микро- препараты
−
Знание строения половых клеток; форм размножения у одно- и много- клеточных живот- ных; стадий спер- мато- и овогенеза
0-10 0-2 0-2 0-3 0-17
Моногенный тип наследования признаков. Моно- гибридный ана- лиз
−
Теория
0-10 0-10
Ди- и поли- гибридный ана- лиз
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
0-10 0-3 0-13
Полигенный тип наследования
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
0-10 0-5 0-15
Хромосомная теория наследст- венности
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
0-10 0-5 0-15
Молекулярные основы наследст- венности и измен- чивости
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
0-10 0-5 0-15
Изменчивость и методы её изуче- ния
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
−
Анализ кариотипа
0-10 0-5 0-5 0-20
6
Введение в ан- тропогенетику.
Методы изучения наследственности у человека
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
−
Дерматоглифиче- ский метод
0-10 0-5 0-2 0-17
Введение в медицинскую генетику
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
0-10 0-5 0-15
Онтогенез.
Эм- бриональный пе- риод
−
Теория
−
Практикум
0-10 0-5 0-15
Онтогенез.
По- стэмбриональный период
−
Теория
0-10 0-10
Регенерация.
Трансплантология
−
Теория
0-10 0-10
7
II семестр
№ п/п
Тема занятия
Вид работы
Баллы
Общее кол-во бал- лов
Введение в меди- цинскую парази- тологию
−
Теория
0-10 0-10
Тип Простейшие.
Классы Саркодо- вые и Жгутиковые
−
Теория
−
Знание морфологии паразитических ви- дов, циклов их раз- вития
0-10 0-5 0-15
Тип Простейшие.
Классы Споровики и Инфузории
−
Теория
−
Знание морфологии паразитических ви- дов, циклов их раз- вития
0-10 0-5 0-15
Тип Плоские чер- ви. Класс Сосаль- щики
−
Теория
−
Знание морфологии отдельных видов, циклов их развития
0-10 0-5 0-15
Тип Плоские черви.
Класс Ленточные черви: бычий, сви- ной, карликовый цепни
−
Теория
−
Знание морфологии отдельных видов, циклов их развития
0-10 0-5 0-15
Тип Плоские чер- ви. Класс Ленточ- ные: эхинококк, альвеококк, широ- кий лентец
−
Теория
−
Знание морфологии отдельных видов, циклов их развития
0-10 0-5 0-15
Тип Круглые чер- ви. Класс Собст- венно круглые черви
−
Теория
−
Знание морфологии паразитических ви- дов, циклов их раз- вития
0-10 0-5 0-15
8 8.
Тип Членистоно- гие. Классы Ра- кообразные и
Паукообразные
−
Теория
−
Знание морфологии отдельных видов
0-10 0-5 0-15 9.
Класс Насекомые.
Отряд Двукрылые
−
Теория
−
Знание морфологии отдельных видов
0-10 0-5 0-15 10. Класс
Насекомые.
Отряд Вши.
Отряд Блохи
−
Теория
−
Знание морфологии отдельных видов
0-10 0-5 0-15 11. Популяционная генетика
−
Теория
−
Умение решать си- туационные задачи
0-10 0-5 0-15 12. Эволюция покро- вов, скелета, нерв- ной системы
−
Теория
−
Схемы типов нерв- ной системы
0-10 0-5 0-15 13. Эволюция пищева- рительной и дыха- тельной систем
−
Теория
−
Схема строения ор- ганов дыхания
0-10 0-5 0-15 4.
Рубежный рейтинг предназначен для определения подго- товки студента по крупным разделам предмета.
9
Критерии оценок рубежного контроля
I семестр
№ п/п
Тема занятия
Вид работы
Баллы
Общее кол-во баллов
Цитология.
Размножение живых орга- низмов
−
Теория
−
Навыки работы с мик- роскопом
−
Знание микропрепаратов
0-10 0-2 0-3 0-15
Основы общей генетики и генетики че- ловека
−
Теория
−
Умение решать ситуа- ционные задачи
0-10 0-5 0-15
II семестр
№ п/п
Тема занятия
Вид работы
Баллы
Общее кол-во баллов
Введение в пара- зитологию. Ме- дицинская про- тистология
−
Теория
0-10 0-10
Медицинская гельминтология
−
Теория
−
Знание микро- и макропрепаратов
0-10 0-5 0-15
Медицинская арахноэнтомо- логия
−
Теория
−
Знание микро- и макропрепаратов
0-10 0-5 0-15
Теория эволюции.
Эволюция систем органов
−
Теория
−
Задача
0-10 0-5 0-15 5.
Семестровый рейтинг складывается из суммы баллов теку- щего и рубежного рейтингов (по 100-балльной системе).
I семестр – 251 балл составляет 100%.
II семестр – 245 баллов составляют 100%.
10 1% соответствует 1 баллу по 100-балльной системе.
Пример: студент Петров И.С. набрал за I семестр 230 балла,
251 балл – 100%
232 балла – Х
%
4
,
92
251
100
232
====
====
х
Х
– это соответствует 92 баллам по
100-балльной системе.
Аналогично вычисляются баллы и за II семестр.
6.
Итоговый рейтинг составляет сумму баллов семестровых рейтингов с учетом весовых коэффициентов каждого и ре- зультатов экзамена (с учетом веса).
7.
Расчет рейтингов.
Весовой коэффициент (вес) итогового рейтинга 1,0. По решению кафедрального заседания вес I-го семестра – 0,2, II-го семестра – 0,3, экзамена – 0,5.
Пример: студент Иванов П.С. набрал в I семестре 70 баллов (вес – 0,2), во II семестре – 50 баллов (вес – 0,3), экзамен сдал на 70 баллов (вес – 0,5).
Итоговый рейтинг составил:
R
итог
= 70 х 0,2 + 50 х 0,3 + 70 х 0,5 = 14 + 15 + 35 = 64 балла, т.е. «удовлетворительно» по традиционной шкале.
8.
К экзамену допускаются студенты, имеющие зачет по предмету.
9.
Пропущенные занятия отрабатываются по графику, кото- рый вывешивается на доске объявлений кафедры.
10.
Студенты, принимающие участие в конференциях, могут получить дополнительно от 0 до 10 баллов за подготов- ленные доклады (с презентациями).
11.
Студенты, пропустившие лекции по неуважительной при- чине, получают штраф 0,5 балла от семестрового рейтин- га за каждую пропущенную лекцию.
11 12.
Билет содержит 5 заданий: 5 микропрепаратов, три теоре- тических вопроса, ситуационная задача по генетике.
Критерии оценки заданий на экзамене:
10 баллов – препараты;
15 баллов – ситуационная задача;
25 баллов – за каждый теоретический вопрос.
13.
Если итоговый рейтинг студента менее 50 баллов, что соответствует оценке неудовлетворительно, ему пре- доставляется право на пересдачу экзамена. Если студент получил «неудовлетворительно» при повторной сдаче, то заключительные испытания (3-я сдача экзамена) ор- ганизует деканат и проводит комиссия, в состав которой входит заведующий кафедрой, представитель деканата и экзаменатор.
14.
В зачетной книжке проставляется традиционная оценка и в скобках количество набранных баллов, пример: «хорошо»
(70 баллов).
12
I.
ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ. РЕПРОДУКЦИЯ
ТЕМА. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ЗНАКОМСТВО
С ОПТИЧЕСКИМИ ПРИБОРАМИ.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ
МИКРОПРЕПАРАТОВ
Цели занятия:
1.
Изучить устройство микроскопа.
2.
Научиться правильно работать с микро- скопом.
3.
Научиться готовить временные микропре- параты.
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбомах записать тему занятия и задание.
Тема: «Введение в предмет. Знакомство с оптическими приборами. Приготовление временных микропрепаратов».
Задание:
1.
Изучить устройство микроскопа и пра-
вила работы с ним (работа 1) – 50 минут.
2.
Приготовить временные микропрепара-
ты и зарисовать их в альбом при малом
и большом увеличениях микроскопа
(работа 2-4) – 90 минут.
3.
Устно ответить на вопросы конечного
уровня знаний – 15 минут.
Работа № 1. Устройство микроскопа (Микмед – 1, Ло-
мо) – 50 минут.
Пользуясь описанием в методическом руководстве и таб- лицами, изучить строение микроскопа, правила работы с ним, а затем ответить на вопросы исходного уровня знаний.
Устройство микроскопа (Микмед – 1, Ломо).
13
Рассмотрите основные части микроскопа: механическую, оптическую и осветительную.
К механической части относятся: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты.
Штатив состоит из массивного основания, придающего микроскопу необходимую устойчивость. От середины основания вверх отходит тубусодержатель, изогнутый почти под прямым углом, к нему прикреплен тубус, расположенный наклонно.
На штативе укреплен предметный столик с отверстием в се- редине. На столик помещают рассматриваемый объект (отсюда на- звание «предметный»). На столике имеются два зажима или клем- мы, неподвижно фиксирующие препарат. По бокам столика распо- ложены два винта – препаратоводители, при вращении которых сто- лик передвигается вместе с объектом в горизонтальной плоскости.
Через отверстие в середине столика проходит пучок света, позво- ляющий рассматривать объект в проходящем свете.
На боковых сторонах штатива ниже предметного столика найдите два винта, служащие для передвижения тубуса. Макро- метрический винт, или кремальера, имеет большой диск и при вращении поднимает или опускает тубус для ориентировочной наводки на фокус. Микрометрический винт расположен в шта- тиве в виде черного диска, при вращении поднимает или опус- кает тубус для ориентировочной наводки на фокус на большом увеличении микроскопа. Вращать микрометрический винт мож- но только на пол-оборота в обе стороны.
Оптическая часть микроскопа представлена окулярами и объективами.
Окуляр (от лат. oculus – глаз) находится в верхней части тубуса и обращен к глазу. Окуляр представляет собой систему линз, заключенных в металлическую гильзу цилиндрической формы. По цифре на верхней поверхности окуляра можно су- дить о кратности его увеличения (х 7, х 10, х 15). Окуляр можно вынимать из тубуса и заменять по мере надобности другим.
На противоположной стороне найдите вращающуюся пла- стинку, или револьвер (от лат. revolvo – вращаю), в которой име- ются три гнезда для объективов. Как и окуляр, объектив пред- ставляет собой систему линз, заключенных в металлическую
14 оправу. Объективы также имеют различную кратность увеличе- ния, которая обозначается цифрой на его боковой поверхности.
Различают: объектив малого увеличения (х8), объектив большо- го увеличения (х40) и иммерсионный объектив, используемый для изучения наиболее мелких объектов (х90).
Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуля- ра, умноженному на увеличение объектива.
Помните, что изображение в микроскопе обратное.
Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала, кон- денсора и диафрагмы.
Зеркало укреплено на штативе ниже предметного столика, и благодаря подвижному креплению его можно вращать в лю- бом направлении. Это дает возможность использовать источни- ки света, распложенные в различных направлениях по отноше- нию к микроскопу, и направлять пучок света на объект через отверстие в предметном столике. Зеркало имеет две поверхно- сти: вогнутую и плоскую. Вогнутая поверхность сильнее кон- центрирует световые лучи и поэтому используется при более слабом освещении (искусственный свет).
Конденсор находится между зеркалом и предметным сто- ликом, но состоит из двух-трех линз, заключенных в оправу.
Пучок света, отбрасываемый зеркалом, проходит через систему линз конденсора. Меняя положение конденсора (выше, ниже), можно изменять интенсивность освещенности объекта. Для пе- ремещения конденсора служит винт, расположенный кпереди от макрометрического винта справа. При опускании конденсора освещенность уменьшается, при поднимании (к предметному столику) – увеличивается.
Ирисовая диафрагма, вмонтированная в нижнюю часть кон- денсора, также служит для регуляции освещения. Эта диафрагма состоит из ряда пластинок, расположенных по кругу и частично пе- рекрывающих друг друга таким образом, что в центре остается от- верстие для прохождения светового пучка. С помощью специальной ручки, расположенной на конденсоре с правой стороны, можно ме- нять положение пластинок диафрагмы относительно друг друга и таким образом уменьшать или увеличивать отверстие и, следова- тельно, регулировать освещенность.
15
Правила работы с микроскопом
1.
Микроскоп устанавливается на рабочем месте один раз.
Нельзя переносить микроскоп в другое место и двигать по столу.
2.
Установление правильного освещения – залог успешной работы с микроскопом.
3.
При изучении объекта тубус опускается под контролем глаза. Категорически запрещается опускание тубуса, глядя в окуляр.
4.
При микроскопировании макрометрический винт повора- чивать только к себе.
5.
Микрометрический винт используют только при большом увеличении микроскопа. Поворачивать его можно на пол- оборота к себе и от себя.
6.
Микроскопировать можно только левым глазом, при этом правый глаз закрывать нельзя.
7.
Фокусное расстояние микроскопа на малом увеличении равно 1 см, а на большом – 1 мм.
8.
При переводе на большое увеличение изучаемый объект должен быть в центре поля зрения.
9.
По окончании работы большой объектив микроскопа ме- няем на малый и после этого препарат снимаем с пред- метного столика, а микроскоп оставляем в вертикальном положении на малом увеличении.
10.
Категорически запрещается разбирать микроскоп.
Вопросы исходного уровня знаний – 30 минут
1.
Какие оптические приборы вы знаете?
2.
Назовите механические части микроскопа.
3.
Для чего служит макрометрический винт (кремальера) и микрометрический винт?
4.
Назовите оптические части микроскопа.
5.
Что такое окуляр? Какой силы увеличения бывают окуляры?
6.
Что такое объектив? Какой кратности увеличения бывают объективы?
7.
Как вычислить общее увеличение микроскопа?
8.
С объектива какого увеличения следует начинать рас-