Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 сматривать любой объект?
9.
Какое изображение в микроскопе: прямое или обратное?
10.
Перечислите части осветительной системы микроскопа?
11.
Какое зеркало (вогнутое или выпуклое) следует использо- вать при искусственном освещении?
12.
Как пользоваться диафрагмой?
13.
Какое значение имеет конденсор?
14.
Какие правила работы с микроскопом и в каком порядке необходимо соблюдать?
Работа № 2. Временный микропрепарат из волокон
ваты – 30 минут
Чистой салфеткой протрите предметное и покровное стек- ла. Особая осторожность нужна в обращении с покровным стек- лом, т.к. оно тонкое и хрупкое. Чтобы не сломать, возьмите его указательным и большим пальцами правой руки, без нажима, легко протрите обе поверхности стекла. Затем на предметное стекло пипеткой нанесите каплю воды средних размеров и в нее положите несколько волокон ваты, закройте препарат покров- ным стеклом. Положите приготовленный препарат на предмет- ный столик микроскопа покровным стеком вверх и под контро- лем глаза, т.е. глядя на объектив сбоку, опустите его ближе к стеклу, но не на стекло, иначе можно сломать стекло и разда- вить линзы объектива. Затем, глядя левым глазом в окуляр, плавно вращайте макровинт на себя и поднимайте объектив до тех пор, пока не увидите волокна ваты. Правый глаз при этом должен быть открыт.
Рассматривая препарат на малом увеличении, увидите пе- рекрещивающиеся волокна ваты, а между ними – образования округлой формы с четкими черными контурами. Это пузырьки воздуха. Передвигая препарат по столику, найдите такой уча- сток, где волокна ваты лежат более редко. Зарисуйте два-три волокна.
Затем рассмотрите и зарисуйте этот же участок при боль- шом увеличении микроскопа. Для этого препарат поставьте в центр поля зрения, объектив поднимите на высоту 15-20 мм и поверните револьвер на объектив большого увеличения, под
17 контролем глаза, т.е. глядя сбоку, очень осторожно опустите объектив почти до стекла и, глядя левым глазом в окуляр, плав- но вращая макровинт на себя, поднимите объектив до обнару- жения объекта. ПОМНИТЕ! При микроскопировании на боль- шом увеличении четкое изображение объекта достигается под- нятием объектива на высоту 1 мм над стеклом, а на малом уве- личении – 10 мм (для самоконтроля). После нахождения воло- кон ваты на большом увеличении наведите резкость изображе- ния микровинтом. Вы увидите те же самые волокна ваты, но увеличенные в 400 раз. Изучите их и зарисуйте, правильно отра- зив их неодинаковые размеры и внутреннее строение при раз- ных увеличениях. По окончании работы с микроскопом препа- рат следует снять с предметного столика и размыть.
Работа № 3. Временный препарат из перекрещиваю-
щихся волос – 30 минут
На предметное стекло нанесите глазной пипеткой каплю воды, отрежьте ножницами у себя два коротких волоса и поло- жите их в каплю воды перпендикулярно друг другу, закройте покровным стеклом. При изучении этого препарата ваша задача несколько усложняется. Вы должны не только найти волос, но и точку пересечения двух волос, т.е. определенное место объекта.
Изучение этого препарата проводите в той же последовательно- сти, что и волокна ваты. Сначала найдите препарат на малом увеличении, внимательно рассмотрите и зарисуйте. Затем по- ставьте место пересечения волос в центр поля зрения и переве- дите микроскоп на большое увеличение. Сравните размеры строения объекта на большом и малом увеличениях. Вы обна- ружите, что одновременно четкого изображения обоих волос не достичь, ибо они лежат в разных плоскостях. Зарисуйте препа- рат и на большом увеличении. Препарат правильно снимите с предметного столика и размойте.
Работа № 4. Сухой временный препарат из чешуек
крыла бабочки – 30 минут
На сухое предметное стекло стряхните несколько чешуек крыла бабочки. Для этого пинцетом возьмите крыло бабочки и
18 постучите им слегка по предметному стеклу. Чешуйки видны невооруженным глазом в виде пылинок. Не закрывайте их по- кровным стеклом, изучите под малым увеличением микроскопа, а затем под большим, выполняя все правила работы с микроско- пом. Чешуйки крыла бабочки – очень мелкие объекты. Они имеют разную форму и окраску. Один край чешуйки заострен, зарисуйте ее под малым и большим увеличением. Препарат пра- вильно уберите со столика микроскопа, протрите стекло и по- ложите на место.
Вопросы конечного уровня знаний – 15 минут.
1.
Почему при изготовлении временных микропрепаратов на объект наносят каплю воды?
2.
При каких ошибках в работе с микроскопом при переведе- нии с малого увеличения микроскопа на большое объект ис- чезает?
3.
При каких ошибках в работе с микроскопом поле зрения остается неосвещенным?
Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.
ТЕМА. РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА
Цель занятия:
3нать:
1.
Морфологическую характеристику эукарио- тической клетки.
2.
Морфологические и функциональные осо- бенности растительной клетки.
Организация самоподготовки: 1, 5 часа.
1.
Выучите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию – основные клеточные формы жизни, исто- рия учения о клетке, структура и функциональные компо- ненты клетки, структурные компоненты цитоплазмы.
19
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. –
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул :
Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1. Знаете определения понятий:
−
клетка,
−
органеллы,
−
прокариоты,
−
эукариоты,
−
фагоцитоз,
−
пиноцитоз,
−
включения.
2. Можете ответить на вопросы:
1.
Основные этапы становления цитологии.
2.
Кто и когда предложил термин cellula – клетка?
3.
Кем и когда была создана клеточная теория?
4.
Основные положения современной клеточной теории.
5.
Значение клеточной теории для науки и медицины.
6.
Общий план строения прокариотической и эукариотиче- ской клеток.
7.
На какие группы по локализации и назначению подразде- ляются органеллы?
8.
Состав и функции цитоплазмы.
9.
Строение и функции цитоплазматической мембраны.
10.
Строение и функции ЭПС.
11.
Строение и функции аппарата Гольджи.
12.
Строение и функции рибосом и полисом.
20 13.
Строение и функции митохондрий и пластид.
14.
Строение и функции лизосом, сферосом.
15.
Строение и функции центросомы, микротрубочек.
16.
Отличие органелл от включений, группы включений.
17.
Особенности морфологии растительной клетки.
18.
Органеллы специального назначения клеток растений.
19.
Органеллы специального назначения клеток животных.
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбомах записать тему занятия и задание.
Тема: «Растительная клетка».
Задание:
1.
Изучить общий план строения эукариотиче-
ской клетки на демонстрационном препарате
растительной клетки: клетки пленки лука
(работа 1) – 15 минут.
2.
Приготовить временные микропрепараты
растительных клеток, изучить их и зарисо-
вать в альбом при большом увеличении мик-
роскопа (работы 2-6) – 110 минут.
3.
Изучить и зарисовать с таблицы в альбом
строение митохондрий (по данным электрон-
ной микроскопии) (работа 7) – 15 минут.
4.
Проанализировать отличия растительной и
животной клетки, систематизировать знания
в форме таблицы (работа 8) – 30 минут.
5.
Ответить на вопросы конечного уровня зна-
ний – 15 минут.
Работа № 1. Общий план строения эукариотической клет-
ки (клетки пленки лука). Постоянный препарат – 15 минут
В поле зрения микроскопа видны многочисленные клетки вытянутой, почти прямоугольной формы, тесно прилегающие друг к другу. Рассмотрите препарат при большом увеличении
21 микроскопа.
Ядра клеток и оболочка контрастированы розовым красите- лем (эозином). Найдите оболочку клетки и обратите внимание на ее двухконтурность и толщину. Всё внутреннее пространство клетки занимает цитоплазма, расположенная под оболочкой. Ядро, как пра- вило, занимает центральную часть клетки и имеет округло- овальную форму. Иногда оно бывает смещено к оболочке и приоб- ретает сплющенную форму. В ядре видны одно или два ядрышка.
Зарисуйте одну клетку пленки лука в альбом. На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышки.
Работа № 2. Общий план строения эукариотической
клетки (клетки пленки лука) – 25 минут
Отделите от луковицы мясистую часть. Снимите пинце- том тонкую пленку, покрывающую чешую с внешней стороны.
Отрежьте ножницами кусочек пленки в несколько миллиметров и положите на предметное стекло. Наберите пипеткой раствор
Люголя, капните на кусочек пленки, накройте покровным стек- лом и рассмотрите микропрепарат при малом увеличении мик- роскопа. На препарате видны многочисленные клетки вытяну- той, почти прямоугольной формы, тесно прилегающие друг к другу. Рассмотрите препарат при большом увеличении микро- скопа. Найдите оболочку клетки и обратите внимание на ее двухконтурность и толщину. Присмотревшись внимательно к клетке, найдите зернистую структуру цитоплазмы, занимающую всю клетку или расположенную под оболочкой. Ядро, как пра- вило, занимает центральную часть клетки и имеет округло- овальную форму. Иногда оно бывает смещено к оболочке и приобретает сплющенную форму. В ядре видны одно или более ядрышек. Вакуоли напоминают как бы пустоты более светлых тонов на фоне желтого цвета цитоплазмы.
Зарисуйте одну клетку пленки лука в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли (если они видны).
Работа № 3. Хлоропласты в клетках листа традескан-
ции (хлорофитума) – 25 минут
Из стаканчика с водой возьмите пинцетом лист традесканции.
22
Ножницами отрежьте кусочек листа длиною примерно с сантиметр и оберните его вокруг указательного пальца левой руки. Правой рукой при помощи лезвия бритвы сделайте тонкий продольный срез через листовую пластинку. Срезанный кусочек листа поместите в каплю воды на предметное стекло, накройте сверху покровным стеклом и рассмотрите сначала при малом увеличении микроскопа, а затем при большом увеличении.
При большом увеличении микроскопа увидите почти пря- моугольные вытянутые клетки с толстой, двухконтурной, бес- цветной оболочкой. Найдите в цитоплазме клетки тельца округ- ло-овальной формы, окрашенные в зеленые цвета. Это пластиды
– хлоропласты. Внимательно рассмотрите форму хлоропластов, вращая микрометрическим винтом, найдите внутри хлоропла- стов крупинки первичного крахмала. В некоторых клетках мож- но обнаружить движение хлоропластов вдоль стенок клеток.
Если движение пластид незаметно, слегка подогрейте препарат над электролампой. Циркулярное движение цитоплазмы в клет- ке, которое можно наблюдать на примере движения хлоропла- стов, называется циклоз. Ядра в клетке не видно, поскольку в неокрашенной клетке показатель преломления ядра и цитоплаз- мы одинаковы.
Зарисуйте одну клетку листа традесканции в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, хлоропласты. Покажите стрелками на- правление движения хлоропластов (направление циклоза).
Работа № 4. Хромопласты в клетках мякоти ягоды ря-
бины – 25 минут
Возьмите с часового стекла одну ягоду рябины. Острием препаровальной иглы надорвите кожицу плода и достаньте на кончике иглы немного мякоти. Перенесите ее в каплю воды на предметное стекло, осторожно разрыхлите и накройте покров- ным стеклом. Рассмотрите временный микропрепарат при ма- лом и большом увеличениях микроскопа. При малом увеличе- нии микроскопа найдите участок, в котором встречаются сво- бодные клетки, и исследуйте их при большом увеличении. При большом увеличении клетки мякоти зрелых плодов рябины
23 имеют округлую форму с очень светлыми, едва заметными обо- лочками, имеющими округлую или палочковидную форму. Ядра не видны, и обнаружить их можно только после специальной окраски.
Зарисуйте одну клетку мякоти плода рябины в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, хромопласты. Хромопласты окрасьте цветным карандашом в соответствующий цвет.
Работа № 5. Трофические включения в клетках клубня
картофеля – 20 минут
Сделайте тонкий срез с поверхности кусочка, поместите его на предметное стекло, добавьте каплю раствора Люголя и накройте покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. При малом увеличении увидите крупные, прозрачные клетки полигональной формы с тонкими двухконтурными оболочками. В клетках находятся зерна (гра- нулы) крахмала разной величины, имеющие окраску от слабого синего до темно-синего и черного цветов.
Зарисуйте одну клетку клубня картофеля в альбом (на ма- лом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: обо- лочка, зерна (гранулы) крахмала.
Работа № 6. Минеральные включения в клетках сухой
чешуи лука, выдержанной в глицерине –15 минут
Возьмите пинцетом с часового стекла чешую лука, вы- держанную в глицерине. Отрежьте ножницами кусочек наибо- лее просветленного участка чешуи лука, поместите его на пред- метное стекло и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа.
Обратите внимание на удлиненные клетки, лишенные ци- топлазмы и ядра, с резко выраженной двухконтурной, толстой оболочкой. Внутри многих клеток видны бесцветные призмати- ческие кристаллики щавелевокислого кальция, иногда сросшие- ся попарно и относящиеся к группе кристаллических включений цитоплазмы клетки.
Зарисуйте одну клетку чешуи лука в альбом (на большом уве- личении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, кристал- лы щавелевокислого кальция.
24
Работа № 7. Строение митохондрий – 15 минут
Зарисуйте с таблицы в альбом строение митохондрии.
Укажите наружную и внутреннюю мембраны, кристы, грибо- видные выросты (гребни), матрикс.
Работа № 8. Отличия животной и растительной клетки
– 30 минут
Заполните таблицу:
Отличающийся признак
Растительная клетка
Клетка животных
Клеточная оболочка
Пластиды
Вакуоли
Клеточный центр
Сферосомы (функции)
Запасные питательные вещества
Особенности телофазы митоза
Вопросы конечного уровня знаний – 15 минут.
1.
Какие органические вещества входят в состав мембраны клеток?
2.
Назовите органеллы клетки, участвующие в синтезе и транспортировке веществ.
3.
Назовите модели плазматической мембраны клетки.
4.
О какой функции клетки свидетельствует обилие фиксированных и свободных рибосом?
5.
Назовите место образования первичных лизосом.
6.
В каких органеллах цитоплазмы клеток имеется собственная ДНК?
7.
Какие виды ЭПС вы знаете? Каковы особенности их строения?
8.
Назовите функции митохондрий, рибосом, ЭПС, комплекса Гольжди, лизосом.
9.
Какое строение имеют лизосомы? Какова их роль в формировании пищеварительных вакуолей?
10.
Роль лизосом в аутолизе клетки?
11.
Что такое апоптоз и каково его биологическое значение?
Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.