Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
ТЕМА. КЛЕТКА ТКАНЕЙ ЖИВОТНЫХ
Цели занятия:
3нать:
1.
Морфологическую и функциональную ха- рактеристики органелл ядра клетки.
Уметь:
1.
Выделять черты сходства и отличия жи- вотной и растительной клеток.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и конспектам лекций следую- щую информацию – химический состав и морфология хромосом.
2.
Выучите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию – структурные компоненты ядра, кариотип и идиограмма.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. –
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барна- ул : Алтайский государственный медицинский университет,
2007.
4.
Сайт кафедры.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
1. Знаете определения понятий:
−
клетка,
−
идиограмма,
−
органеллы,
−
включения,
−
хромосомы,
−
кариотип,
26
−
хроматин,
−
теломера,
−
хроматин,
−
спутники,
−
центромера,
−
микрофибриллы,
−
половые хромосомы (гетерохромосомы),
−
аутосома,
−
хромомеры,
−
половой хроматин Х и Y,
−
хромонемы.
2. Сможете дать морфологическую и функциональную ха- рактеристики органелл ядра клетки; перечислите уровни орга- низации наследственного материла эукариот.
3. Сможете ответить на вопросы:
−
Кем и когда была создана клеточная теория?
−
Основные компоненты эукариотической клетки.
−
Строение и функции ядерной мембраны.
−
Строение и функции ядрышка.
−
Строение, свойства и функции хромосом.
−
Классификация хромосом в зависимости от места распо- ложения центромеры.
−
Ультраструктура хромосом.
−
Органеллы специального назначения цитоплазмы живот- ной клетки.
−
Сходства и отличия животной и растительной клеток.
−
Какие участки хромосом называют эухроматическими, гетерохроматическими?
−
Какие методы используют для идентификации хромосом?
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбомах записать тему занятия и задание.
Тема: «Клетка тканей животных».
27
Задание:
1.
Приготовить временный микропрепарат,
изучить и зарисовать при большом увеличе-
нии микроскопа (работа № 1) – 25 минут.
2.
Пользуясь постоянными микропрепаратами,
изучить их и зарисовать при большом уве-
личении микроскопа (работы 2-7) – 90 минут.
3.
Пользуясь таблицей, изучить и зарисовать
строение клеточного центра (по данным
электронной микроскопии) (работа 8) – 15
минут.
4.
Пользуясь таблицей, изучить и зарисовать в
альбом распределение полового хроматина в
различных типах клеток у женщин и мужчин
(работа 9) – 20 минут.
5.
Пользуясь таблицей, изучить и зарисовать в
альбом ультраструктуру хромосом (работа
10) – 20 минут.
6.
Ответить на вопросы конечного уровня зна-
ний – 15 минут.
Работа № 1. Временный микропрепарат клеток
плоского эпителия – 25 минут
Общий план строения клетки можно изучить на временном микропрепарате клеток эпителия слизистой полости рта.
Для этого необходимо:
−
протереть предметное и покровное стекла марлевой салфеткой;
−
нанести на предметное стекло пипеткой каплю метиле- новой сини;
−
взять продезинфицированный шпатель;
−
легким нажимом сделать шпателем соскоб с внутренней поверхности щеки;
−
клетки слизистой со шпателя внести в каплю метиленовой сини на предметное стекло, накрыть покровным стеклом, изли- шек влаги удалить фильтровальной бумажкой;
−
шпатель поместить в лоток для использованных инстру- ментов.
28
Приготовленный препарат изучите под большим увеличе- нием микроскопа и зарисуйте одну клетку плоского эпителия, обозначьте ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.
По окончании работы препарат размойте, стекла положите на место.
Работы № 2-5. Постоянные микропрепараты – 60 минут.
Протерев препарат салфеткой, аккуратно положите его на предметный столик микроскопа покровным стеклом вверх (в противном случае изображение не будет видно). Найдите изо- бражение на малом увеличении микроскопа, переведите микро- скоп на большое увеличение и изучите данный объект.
Все предложенные вам препараты зарисуйте с большого увеличения микроскопа. В альбомах отобразите одну клетку каждого вида и обозначьте ядро, цитоплазму и клеточную мем- брану.
Работа № 2. Эритроциты лягушки – 15 минут
На препарате видны изолированные клетки-эритроциты, они имеют правильную форму, гомогенную цитоплазму интен- сивного розового цвета. В центре клетки расположено клеточ- ное ядро, имеющее вытянутую овальную форму. В нем находят- ся слипшиеся глыбки хроматина, окрашенные в темно- фиолетовый цвет.
Работа № 3. Эритроциты человека – 15 минут
В поле зрения микроскопа множество клеток. Изучите их и отметьте отличительные особенности эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
Работа № 4. Нервные клетки – 20 минут
В центральной части препарата поперечного среза спин- ного мозга низшего хордового животного найдите участок серо- го вещества, имеющий вид бабочки. В проекции участка серого вещества рассмотрите нервные клетки. Они представлены двумя видами: нейроциты и клетки нейроглии.
На препарате отдельная нервная клетка (нейроцит) имеет
29 множество отростков: несколько коротких ветвистых дендритов и один тонкий неветвящийся нейтрит (аксон). Отчетливо видно ядро нервной клетки. Оно округлое или слегка овальное с хоро- шо заметной ядерной оболочкой.
Между нейроцитами располагаются мелкие клетки ней- роглии. Они овальной формы, имеют ядра, окрашенные темнее, чем цитоплазма.
Работа № 5. Пигментные клетки – 10 минут
На препарате вы видите темные клетки различной формы, чаще кустикообразной или звездчатой, некоторые имеют вид комочков темно-коричневого или черного цвета. Клеточное яд- ро, как правило, не заметно.
Работа № 6-7. Демонстрационные микропрепараты – 30
минут
Работа № 6. Аппарат Гольджи – 15 минут
В поле зрения микроскопа видны клетки округлой формы и межклеточное вещество. В центре клеток расположено свет- лоокрашенное ядро с ядрышком. Обратите внимание на струк- туру цитоплазмы, в ней хорошо заметны темноокрашенные ор- ганоиды в виде запятых – это аппарат Гольджи.
Работа № 7. Хромосомный набор человека – 15 минут
Нормальный кариотип человека рассмотрите на микро- препарате культуры лейкоцитов. Все поле зрения покрыто лей- коцитами. Они имеют округлую форму, компактное округлое темноокрашенное ядро, окруженное широким ободком светло- голубой цитоплазмы. Среди них найдите хромосомы, лежащие вне клеток в виде небольших скоплений (метафазная пластин- ка), в которой хромосомы расположены друг к другу на боль- шем или меньшем расстоянии. Рассмотрите строение хромосом этого набора, они различаются по размеру и форме. Ориентиру- ясь по таблице «Кариотип человека», найдите на препарате ме- тацентрические, субметацентрические и акроцентрические хромо- сомы, зарисуйте их.
30
Работа № 8. Строение клеточного центра (по данным
электронной микроскопии) – 15 минут
Изучите и зарисуйте с таблицы в альбом строение кле- точного центра (по данным электронной микроскопии). Найди- те и обозначьте: центриоли, центросферу, парные микротрубоч- ки, сателлиты.
Зарисуйте общий вид клетки делящегося лейкоцита. Най- дите и обозначьте клеточный центр.
Работа № 9. Распределение полового хроматина X в
различных типах клеток у женщин (работа 9) – 20 минут
Изучите и зарисуйте с таблицы в альбом локализацию полового хроматина в различных типах клеток: нервные клетки спинного мозга, нейтрофильные лейкоциты крови, клетки эпидермиса кожи. Найдите и обозначьте половой хроматин в ядрах различного типа клеток у женщин.
Работа № 10. Ультраструктура хромосом – 20 минут
Зарисуйте с таблицы в альбом ультраструктуру метафаз- ной (удвоенной) хромосомы.
Найдите и обозначьте на рисунках: первичную перетяжку
– центромеру, вторичную перетяжку – теломеру, спутниковое тельце, хроматиды, хромонемы, микрофибриллы ДНК. Опреде- лите локализацию ядрышка на хромосоме. Обозначьте его.
Вопросы для контроля конечного уровня знаний
– 15 минут
1.
Чем объяснить отсутствие ядер эритроцитов человека?
2.
В чем состоит различие органелл и включений?
3.
Каковы взаимоотношения цитоплазмы и ядра?
4.
Сколько групп хромосом выделяют в кариотипе?
5.
Назовите признаки, использующиеся при идентификации хромосом.
6.
Какое биологическое значение имеет парность хромосом кариотипа эукариот?
7.
К какому типу хромосом относят Х и Y-хромосомы?
8.
Дайте определение понятия нуклеосомы, назовите ее
31 структурную организацию.
9.
Какие ферменты должны обязательно присутствовать в кариолимфе?
Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
ТЕМА. СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ
КЛЕТОК. МИТОЗ
Цель занятия:
Знать:
1.
Способы размножения клеток, основные фазы митоза.
Уметь:
1.
На постоянных микропрепаратах определять фазы митоза в клетках растений и животных.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1. Повторите по учебникам и лекциям следующую ин- формацию: общий план строения клетки, строение и функции клеточного центра, микротрубочек, эндоплазматической сети, ядра, органелл ядра; уровни организации наследственного мате- риала эукариот.
2. Изучите по учебникам раздел «Размножение клеток».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов. –
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул :
Алтайский государственный медицинский университет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы:
32 1. Можете дать определение понятий:
−
митотический цикл клетки,
−
жизненный цикл клетки,
−
кариокинез,
−
цитокинез,
−
эндомитоз,
−
политения,
−
гетерохроматин,
−
эухроматин.
2. Можете дать характеристику:
−
общего плана строения клетки;
−
строения и функций клеточного центра, микротрубочек, эндоплазматической сети, ядра, органеллы ядра (ядрыш- ки, хромосомы);
−
ультраструктуры хромосом;
−
митотического цикла, его периодов (пресинтетический, синтетический, постсинтетический);
−
митоза, фаз митоза (профаза, прометафаза, метафаза, ана- фаза, телофаза); амитоза.
3. Можете ответить на вопросы:
−
Какие уровни организации наследственного материала у эукариот?
−
Какие изменения в ядре и цитоплазме происходят в про- фазу?
−
Что собой представляет митотический аппарат клетки?
−
Сколько хроматид входит в состав хромосомы на стадии метафазы митоза?
−
Каков механизм расхождения дочерних хромосом в ана- фазе митоза?
−
Какова роль клеточного центра при делении клетки?
−
К какому участку хромосомы прикрепляются нити вере- тена деления?
−
В какую фазу митоза можно изучить форму хромосом, подсчитать их число?
33
−
В какую фазу митоза происходит деспирализация хромосом?
−
Как происходит цитокинез в растительной и животной клетке?
−
Чем отличается деление растительной и животной клетки?
−
Какие органеллы клетки принимают участие в формиро- вании веретена деления клетки?
−
Какие факторы влияют на митотическую активность?
−
Каково биологическое значение митоза?
−
Какие периоды митотического цикла вы знаете?
−
В какой период митотического цикла происходит синтез
ДНК?
−
Сколько ДНК (С) содержится в соматической клетке в конце синтетического периода интерфазы?
−
Как происходит распределение наследственного материа- ла между дочерними клетками при амитозе?
−
Можно ли считать амитоз полноценным способом раз- множения клеток эукариот? Ответ объясните.
−
Изменяется ли число хромосом при эндомитозе, политении?
4. На рисунках в учебниках:
−
рассмотрите стадии митотического цикла;
−
изучите особенности строения клеток в интерфазе, профа- зе, метафазе, анафазе, телофазе;
−
научитесь дифференцировать вышеперечисленные фазы и описывать их.
Методические указания к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбомах записать тему занятия и задание.
Тема: «Способы размножения клеток. Митоз».
34
Задание:
1.
На постоянных микропрепаратах изучить и за-
рисовать фазы митоза в растительной клетке
(корешок лука) (работа № 1) – 50 минут.
2.
На демонстрационном микропрепарате най-
ти, изучить и зарисовать фазы митоза в жи-
вотной клетке (яйцо аскариды) (работа № 2)
– 50 минут.
3.
Изучить и зарисовать амитоз в клетках эу-
кариот (работа № 3) –20 минут.
4.
На постоянном микропрепарате найти, изу-
чить и зарисовать политенные хромосомы
из слюнных желез личинки комара (работа
№ 4) – 15 минут.
5.
Изучить и зарисовать с таблицы схему жизнен-
ного цикла клетки (работа № 5) – 25 минут.
6.
Устно ответить на вопросы конечного уров-
ня знаний – 20 минут.
Работа № 1. Митоз в растительной клетке – 50 минут
Препарат «Митоз или кариокинез в растительных клет- ках» представляет собой продольный срез корешка лука, клетки которого окрашены в темно-фиолетовый цвет. Найдите препа- рат на малом увеличении микроскопа, а изучение проводите на большом. Двигая препарат по столику, рассмотрите его цели- ком. На изучаемом объекте вы увидите, что большая часть кле- ток находится в стадии интерфазы. Меньшая часть клеток нахо- дится в разных стадиях митоза.
Делящиеся клетки расположены преимущественно в зоне, находящейся ближе к кончику корешка, поэтому подробно изу- чите этот участок препарата.
Клетки в стадии профазы увеличены в размерах, набух- шие. Ядра также увеличены и представляют собой клубки, состоящие из рыхло расположенных нитей – вначале тонких, а затем утолщающихся. Ядерная оболочка прерывиста, а в конце профазы исчезает.
В прометафазе ядерная оболочка отсутствует, ядрышка
35 нет, хромосомы в виде утолщенных нитей беспорядочно распо- лагаются по экватору.
Метафаза представляет собой стадию митоза, в которой видимые хромосомы упорядоченно располагаются по экватору, образуя материнскую звезду. Обратите внимание, что в клетках корешка лука центриоли отсутствуют.
В анафазе картина может быть разной: либо половинки хромосом только что оттолкнулись друг от друга, либо они уже разошлись по направлению к полюсам на значительное расстоя- ние. В начальной стадии телофазы хромосомы концентрируются на полюсах клетки, деспирализуются, образуя четкие вытянутые клубочки – будущие ядра. Между ними видно сгущение цито- плазмы – место будущей клеточной перегородки, или она уже образована, но еще очень тонкая, нежная. В поздней телофазе оболочка дочерних клеток полностью сформирована, то есть завершен цитокинез. Клетки приобретают вытянутую форму, но уменьшенных размеров, чем в интерфазе. Ядра с ядрышками, окруженные ядерной оболочкой, компактные, но меньших раз- меров, чем в интерфазе.
Зарисовать каждую фазу митоза. Подписать основные структуры клетки. В комментариях к рисункам коротко указать основные процессы, происходящие в каждую фазу митоза.
Работа № 2. Митоз в яйце аскариды – 50 минут
Препарат представляет собой поперечный срез через матку аскариды, заполненную большим количеством округлых светлых яиц, покрытых несколькими оболочками. Цитоплазма яйцеклеток окрашена в серый цвет и содержит интенсивно окрашенное ядро.
Внутри яиц аскариды идет процесс деления или дробления на клет- ки-бластомеры. Бластомеров может быть 2, 4 и более.
Обратите внимание, что в животной клетке цитокинез начи- нается снаружи клетки. Найдите бластомеры, находящиеся на ста- дии интерфазы и на различных стадиях митотического деления.
Бластомеры на стадии интерфазы имеют округлое, без ви- димых изменений, ядро с темным ядрышком.
В стадии профазы ядро становится рыхлым за счет спира- лизации и утолщения хромосом. В конце профазы иногда видны