Файл: Руководство для аудиторной и внеаудиторной работы студентов i курса лечебного факультета барнаул 2011 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 486
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
191
Работа № 2. Строение головного мозга позвоночных –
55 минут
Используя таблицы и муляжи, сравнить и зарисовать го- ловной мозг представителей следующих классов подтипа По- звоночные: Рыб, Амфибий, Пресмыкающихся, Птиц, Млекопи- тающих.
На рисунках подписать отделы головного мозга.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин)
1.
В каком классе позвоночных впервые появляется древняя кора и новая кора?
2.
В каком направлении шла эволюция нервной системы?
3.
Как эволюционировал осевой скелет, в чем заключались эволюционные изменения этого скелета?
4.
Назовите основные черты эволюции покровов тела.
5.
Назовите причину сходства гомологичных органов.
Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ТЕМА. ЭВОЛЮЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ
И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ
Цель занятия:
Знать:
1.
Эволюционное развитие пищеваритель- ной и дыхательной систем.
2.
Прогрессивные черты развития пищева- рительной и дыхательной систем у беспо- звоночных и хордовых.
Уметь:
1.
Провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов от простейших до высших хордовых.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
По учебникам и конспектам лекций выучите разделы:
«Эволюция пищеварительной системы», «Эволюция ды- хательной системы».
И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ
Цель занятия:
Знать:
1.
Эволюционное развитие пищеваритель- ной и дыхательной систем.
2.
Прогрессивные черты развития пищева- рительной и дыхательной систем у беспо- звоночных и хордовых.
Уметь:
1.
Провести эволюционное сравнение по перечисленным системам органов от простейших до высших хордовых.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
По учебникам и конспектам лекций выучите разделы:
«Эволюция пищеварительной системы», «Эволюция ды- хательной системы».
192
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Яблоков А.В., Юсуфов Л.Г. Эволюционное учение. – Мо- сква, 1976.
3.
Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – М. : Просвещение, 1985.
4.
Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Ответить на следующие вопросы:
−
Функции и значение пищеварительной системы.
−
Типы пищеварения.
−
Процесс пищеварения у одноклеточных животных.
−
Строение пищеварительной системы кишечнополостных.
−
Принципы, положенные в основу деления животных на первично- и вторичноротых.
−
Строение пищеварительной системы плоских червей.
−
Особенности пищеварительной системы круглых червей.
−
Строение пищеварительной системы кольчатых червей, особенности ее организации у дождевого червя и меди- цинской пиявки.
−
Особенности строения пищеварительной системы члени- стоногих.
193
−
Приспособления к питанию у паукообразных и насекомых.
−
Строение пищеварительной системы моллюсков.
−
Направление эволюции пищеварительной системы у хор- довых.
−
Строение пищеварительной системы бесчерепных.
−
Строение пищеварительной системы позвоночных животных:
•
круглоротых,
•
рыб,
•
земноводных,
•
пресмыкающихся,
•
птиц,
•
млекопитающих.
−
Функции дыхательной системы.
−
Закладка дыхательной системы.
−
Газообмен у простейших, кишечнополостных, плоских червей, круглых червей и большинства кольчатых червей.
−
Строение дыхательной системы многощетинковых кольчецов.
−
Принцип, который положен в основу деления типа Членисто- ногие на подтипы.
−
Строение дыхательной системы жабернодышащих, хелице- роносных, трахейнодышащих.
−
Строение дыхательной системы бесчерепных и круглоротых.
−
Связь между пищеварительной и дыхательной системами.
−
Особенности, которые характеризуют развитие дыхательной системы позвоночных, относящихся к разным классам.
−
Строение дыхательной системы:
•
рыб,
•
земноводных,
•
пресмыкающихся,
•
птиц,
•
млекопитающих.
−
Основные типы органов дыхания, которые служат для об- мена газов.
194
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему: «Эволюция пищеварительной и дыхательной систем».
Задание.
1. Выполнить работу № 1 .
2. Ответить на вопросы конечного уровня
знаний.
Работа № 1. Дыхательная система разных классов позво-
ночных – 110 минут
Пользуясь таблицами, изучить и зарисовать органы дыха- тельной системы следующих классов: Рыб, Амфибий, Пресмы- кающихся, Птиц, Млекопитающих. На рисунках подпишите строение органов дыхания.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин).
1.
Как связаны между собой пищеварительная и дыхательная системы?
2.
В каком направлении эволюционировала пищеваритель- ная система?
Выполнив задание, подпишите альбом у преподавателя.
ТЕМА: ЭВОЛЮЦИЯ КРОВЕНОСНОЙ
И ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ЖИВОТНЫХ
Цель занятия:
Знать:
1.
Основные направления эволюции крове- носной и выделительной систем.
Уметь:
1.
Провести эволюционные сравнения по кровеносной и выделительной системам разных типов и классов животных.
195
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Выучите по конспектам лекций и учебникам разделы:
«Сравнительный обзор кровеносной системы». «Сравни- тельный обзор выделительной системы».
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Яблоков А.В., Юсуфов Л.Г. Эволюционное учение. – Мо- сква, 1976.
3.
Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – Москва : Просвещение,
1985.
4.
Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.
Самоконтроль.
Подготовка к занятию достаточна, если вы можете:
1. Ответить на следующие вопросы:
−
Функции кровеносной системы и ее значение.
−
Типы кровеносных систем, их принципиальное отличие.
−
У кого впервые появилась кровеносная система, ее строение.
−
Строение кровеносной системы членистоногих.
−
Строение кровеносной системы моллюсков.
−
Основные направления эволюции кровеносной системы позвоночных животных.
−
Строение кровеносной системы ланцетников.
196
−
Особенности строения кровеносной системы рыб.
−
Особенности строения кровеносной системы земноводных в связи с выходом на сушу.
−
Кровеносная система рептилий, ее строение и особенности.
−
Отличие в строении кровеносной системы птиц и млеко- питающих.
−
Значение и функции выделительной системы.
−
Выделительные системы беспозвоночных животных.
−
Строение протонефридиев.
−
Строение метанефридиев.
−
Выделительная система ланцетников, ее строение.
−
Строение предпочки, ее работа.
−
Строение первичной почки, ее работа.
−
Строение вторичной почки, ее работа.
−
Направление эволюции выделительной системы позво- ночных животных.
Методические рекомендации к теме по выполнению
учебно-исследовательской работы
В альбоме записать тему: «Эволюция кровеносной и вы- делительной систем».
Задание.
1.
Выполните работу № 1.
2.
Выполните работу № 2.
3.
Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.
Работа № 1. Строение кровеносной системы беспозво-
ночных и позвоночных животных – 55 минут
Используя учебник, таблицы и муляжи, изучить и зари- совать в альбом схему кровеносной системы дождевого червя, речного рака, ланцетника; сердце с кровеносными сосудами по- звоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
197
Работа № 2. Строение выделительной системы беспо-
звоночных и позвоночных животных – 55 минут
Используя учебник и таблицы, зарисовать в альбом строение выделительной вакуоли простейших, протонефридиев, метанефридиев, нефридиев с соленоцитами, предпочку, первич- ную почку, вторичную почку.
Вопросы конечного уровня знаний (18 мин).
1.
В каком направлении шла эволюция кровеносной системы?
2.
С чем было связано усложнение кровеносной системы в ходе эволюции у наземных животных?
3.
У представителей какого типа животных впервые возникает связь между выделительной и кровеносной системами?
4.
В каком направлении шла эволюция выделительной системы?
Выполнив задание, подпишите альбом у преподавателя.
ТЕМА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.
СОВРЕМЕННАЯ СИНТЕТИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ.
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ.
ВВЕДЕНИЕ В АНТРОПОЛОГИЮ
Цель занятия:
1.
Систематизировать знания по разделам программы: Эволюционное учение. Совре- менная синтетическая теория эволюции.
Эволюция систем органов. Популяционная генетика. Введение в антропологию.
2.
Закрепить практические навыки в решении задач по популяционной генетике.
Организация самоподготовки: 1,5 часа.
1.
Повторите по учебникам и конспектам лекции информа-
198 цию по разделам: Эволюционное учение. Современная синтетическая теория эволюции. Эволюция систем орга- нов. Популяционная генетика. Введение в антропологию.
2.
Повторите правила оформления решения задач по попу- ляционной генетике (символика, порядок записи) и про- смотрите ход решения типовых задач, которые вы решали на практических занятиях.
Литература:
Основная
1.
Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2.
Конспекты лекций.
3.
Тестовые задания по биологии для контроля знаний сту- дентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико- профилактического и стоматологического факультетов.
Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –
Барнаул : Алтайский государственный медицинский уни- верситет, 2007.
4.
Сайт кафедры.
Дополнительная
1.
Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М. : Высшая школа,
2003, т. 2.
2.
Яблоков А.В., Юсуфов Л.Г. Эволюционное учение. – Мо- сква, 1976.
3.
Георгиевский А.Б. Дарвинизм. – Москва : Просвещение,
1985.
4.
Чебышев Н.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. – М. : Русский врач, 2000.
Вопросы для самоконтроля:
1.
История становления идей (стихийный материализм, креационизм, трансформизм, эволюционизм).
2.
Понятие органической (биологической) эволюции.
3.
Причины эволюции по Ж.Б. Ламарку.
4.
Законы Ж.Б. Ламарка.
5.
Общественно-экономические предпосылки возникнове- ния дарвинизма.
199 6.
Научные предпосылки возникновения дарвинизма.
7.
Основные положения теории Ч. Дарвина.
8.
Формы изменчивости по Ч. Дарвину.
9.
Формы борьбы за существование и их суть.
10.
Значение теории эволюции органического мира Ч. Дарвина.
11.
Этапы развития дарвинизма.
12.
Разновидности дарвинизма и их характеристика.
13.
Антидарвиновские направления в биологии и их характе- ристика.
14.
Итоги 2-го этапа развития дарвинизма.
15.
Основные процессы 3-го этапа развития дарвинизма.
16.
Итоги 4-го этапа развития дарвинизма.
17.
Основные положения СТЭ.
18.
Основные методы изучения эволюционного процесса.
19.
Понятие вида (интуитивное, философское, морфологиче- ское, биологическое, современное).
20.
Критерии вида и их характеристика.
21.
Определение понятия популяция.
22.
Экологическая характеристика популяции.
23.
Генетическая характеристика популяции.
24.
Закон Харди – Вайнберга, его математическое доказатель- ство.
25.
Основные эволюционные факторы.
26.
Мутационный процесс как элементарный эволюционный фактор.
27.
Комбинативная изменчивость как элементарный эволю- ционный фактор.
28.
Популяционные волны как элементарный эволюционный фактор.
29.
Дрейф генов как элементарный эволюционный фактор.
30.
Изоляция, определение понятия. Виды изоляции.
31.
Характеристика различных видов изоляции.
32.
Естественный отбор как элементарный эволюционный фактор.
33.
Формы естественного отбора и их характеристика.
34.
Адаптация, определение понятия, классификация.
35.
Доказательство относительного характера приспособлен-