Файл: Publishing House "analitika rodis".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • некоторых случаях оппозиционные элементы сами уклонялись от выборов за бойкот Норма представительства составляла: один выборщик на 2 000 населения в землевладельческой курии, на 4 000 – в городской, на 30 000 – в крестьянской, на 90 000 – в рабочей.


Сфера компетенции депутатов ГД
Первая ГД собралась на свое первое заседание в апреле 1906 года. С началом работы первого российского парламента вся эта работа должна была воплотиться в одной ячейке – в парламентской организации, образование которой стало из насущных потребностей всего российского народа.
По Основным Законам, изданным 23 апреля 1906 года, Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с ГС и ГД: никакой новый закон не может последовать и воспринять силу без одобрения ГД и ГС. Лишь при исключительных и чрезвычайных





  1. Петергофское совещание о проекте Государственной Думы под личным его Императорского Величества председательством. Секретные протоколы заседания 19-26 июля 1905 года. Берлин.




  1. Утверждение Государственной Думы и утверждение Положения о выборах в Думу. Реформы 1905-1906 гг.


СПб.





Pavel P. Pirogov

Theory and history of the state; history of doctrines of law and state

13



обстоятельствах может быть принята во время прекращения занятий депутатами ГД какая-либо мера, требующая обсуждения Думы, но мера эта не может вносить изменений ни в Основные Законы, ни в учреждения ГД или ГС, ни в постановления о выборах в ГД или в ГС. Действие этой меры прекращается, если в течение первых двух месяцев после возобновления занятий ГД соответствующий принятой мере проект закона не будет внесен в ГД, или он будет отклонен ГД или ГС.
Депутатам ГД было предоставлено право законотворческой инициативы - они имели право возбуждать предположения об отмене или изменении действовавших и издании новых законов.

    • предмету ведения ГД были отнесены:



− предположения законопроектов, их изменения, дополнения, приостановливание их действия или отмену;
− рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений (кроме кредитов на расходы МИД в суммах, не превышавших росписи на 1906 г., платежей по государственным обязательствам и ряду других расходов), а также отчета государственного контроля об исполнении росписи;
− дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казенных железных дорог, об учреждении компаний на акциях;
− дела, вносимые на рассмотрение депутатами ГД Высочайшими повелениями;
− сметы и раскладки земских повинностей (в местностях, где не введены земские учреждения) и о повышении земского и городского обложения.
Депутаты ГД могли обращаться с запросами к министрам (главноуправляющим) по поводу действий, которые ни сочтут незаконными, а также подавать к ним обращения за разъяснениями, от которых министры могли отказаться, если «эти предметы по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению». Министры (главноуправляющие) должны были быть выслушаны депутатами ГД каждый раз, когда они об этом заявляли.
Статус депутата ГД
Депутаты ГД могли иметь свое мнение и суждение и не несли никакой ответственности перед своими выборщиками. Депутаты ГД выбывали:

− по собственному желанию;
− в случае лишения гражданства; − в случае утраты ценза;
− в случае когда не посетил в течении одного года ни одного заседания без уважительных причин.
− при поступлении на воинскую службу;

− при назначении на высокопоставленную гражданскую должность.
Депутат ГД не имел права:
– быть членом Кабинета Министров, руководителем центрального органа исполнительной власти;
– иметь другой представительский мандат или одновременно быть на государственной службе;
– занимать должность городского, сельского, поселкового головы;
– иметь любую, кроме депутатской, оплачиваемую работу, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от исполнения обязанностей народного депутата время;





Legal consolidation of the status…

14 Matters of Russian and International Law. 2022, Vol. 12, Is. 2A




– привлекаться как эксперт суда, а также осуществлять адвокатскую деятельность.
Заключение
Таким образом, в работе I-IV Государственной Думы Российской империи (1906-1917 гг.), поставлен целый ряд требований в направлении демократизации жизни страны, большинство из которых так и не удалось выполнить из-за преждевременного ее роспуска. Это было свидетельством того, что россияне не мирились с нарушения своих прав, отстаивали их в разных формах и способах.
Опыт деятельности Государственной Думы Российской империи (1906-1917 гг.) может быть полезным и на современном этапе, когда в период выхода из кризиса, как правительства мировых держав, так и на наш комплекса пытаются ограничить политические права своих граждан. Однако наличие многочисленных исследований различных аспектов определенной темы не позволяет говорить о ее исчерпанности. На наш взгляд, перспективными для дальнейшего изучения являются такие направления проблемы, как:
этносоциальний и политический портрет депутатов всех созывов парламента независимо от их
политической ориентации;
общественно-политическая активность парламентариев на региональном уровне (работа с
избирателями);
динамика парламентской деятельности в решении вопросов социально-экономического и национально-культурного развития земель, не исключая депутатов правых и консервативных политических взглядов.
Библиография


  1. Габ Г.С. Выборы в IV Государственную думу по рабочей курии на Украине: дис. … канд. ист. наук. К., 1954.

258 с.


  1. Герман Г.О. Выборы во II Государственную думу на Украине: дис. … канд. ист. наук. К., 1948. 288 с.

  2. Залежский В.Н. Монархисты. Х., 1929. 75 с.

  3. Заславский Д. Рыцарь черной сотни Шульгин. Л., 1925. 72 с.




  1. Петергофское совещание о проекте Государственной Думы под личным его Императорского Величества председательством. Секретные протоколы заседания 19-26 июля 1905 года.




  1. Утверждение Государственной Думы и утверждение Положения о выборах в Думу. Реформы 1905-1906 гг.




  1. Учреждение Государственной Думы // Материалы по учреждению Государственной Думы. М., 1905. 160 с.

Legal consolidation of the status of a deputy
of the State Duma of the Russian Empire

Pavel P. Pirogov
PhD in Law,
Associate Professor of the Department of Jurisprudence,
Arctic Murmansk State University,
183038, 15, Kapitana Egorova str., Murmansk, Russian Federation; e-mail: ppp17@mail.ru




Pavel P. Pirogov

Theory and history of the state; history of doctrines of law and state

15



Abstract
The article deals with the problems of the emergence of legitimate parliamentarism, reveals the process of creating a parliamentary community and its activities. The state of development in historiography of the problem of participation of deputies in the work of the I-IV State Dumas of the Russian Empire (1906-1917) is analyzed. A number of features of scientific reconstruction, the main directions, stages and trends of research are determined. The legal powers of deputies from the State Duma of the Russian Empire (1906-1917), the status of a deputy of the State Duma are analyzed. The author shows that in the work of the I-IV State Duma of the Russian Empire (1906-1917), a number of requirements were set in the direction of the democratization of the life of the country, most of which could not be fulfilled due to its premature dissolution. This was evidence that the Russians did not put up with the violation of their rights, they defended them in various forms and methods. The experience of the activities of the State Duma of the Russian Empire (1906-1917) can be useful at the present stage, when in the period of overcoming the crisis, both the governments of the world powers and our complex are trying to limit the political rights of their citizens. However, the presence of numerous studies of various aspects of a particular topic does not allow us to speak of its exhaustion.
For citation
Pirogov P.P. (2022) Pravovoe zakreplenie statusa deputata Gosudarstvennoi Dumy Rossiiskoi Imperii [Legal consolidation of the status of a deputy of the State Duma of the Russian Empire]. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava [Matters of Russian and International Law], 12(2А),pp. 9-15. DOI: 10.34670/AR.2022.16.70.001
Keywords
State Duma, Russian Empire, deputy, Parliament, history of law.
References


  1. Gab G.S. (1954) Vybory v IV Gosudarstvennuyu dumu po rabochei kurii na Ukraine. Doct. Dis. [Elections to the IV State Duma on the workers' curia in Ukraine. Doct. Dis.]. Kiev.




  1. German G.O. (1948) Vybory vo II Gosudarstvennuyu dumu na Ukraine. Doct. Dis. [Elections to the II State Duma in Ukraine. Doct. Dis.]. Kiev.




  1. Petergofskoe soveshchanie o proekte Gosudarstvennoi Dumy pod lichnym ego Imperatorskogo Velichestva predsedatel'stvom. Sekretnye protokoly zasedaniya 19-26 iyulya 1905 goda [Peterhof meeting on the project of the StateDuma under the personal chairmanship of His Imperial Majesty. Secret minutes of the meeting July 19-26, 1905].

  2. (1905) Uchrezhdenie Gosudarstvennoi Dumy [Establishment of the State Duma]. In: Materialy po uchrezhdeniyu Gosudarstvennoi Dumy [Materials on the establishment of the State Duma]. Moscow.




  1. Utverzhdenie Gosudarstvennoi Dumy i utverzhdenie Polozheniya o vyborakh v Dumu. Reformy 1905-1906 gg. [Approvalof the State Duma and approval of the Regulations on elections to the Duma. Reforms 1905-1906].




  1. Zalezhskii V.N. (1929) Monarkhisty [Monarchists]. Kharkov.

  2. Zaslavskii D. (1925) Rytsar' chernoi sotni Shul'gin [Shulgin, the Knight of the Black Hundred]. Leningrad.




Legal consolidation of the status…