Файл: Во кубгу кафедра гуманитарных дисциплин курсовая работа правовые функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




22 Цит. по Радько Т. Н., Толстик В. А. Функции права. Н. Новгород, 1995. С.59.

практике не всегда все соответствует этому требованию. Именно поэтому уровень информационного воздействия нуждается в совершенствовании, особенно остро это чувствуется в момент обновления законодательства. Как говорилось выше, граждане нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, поправках, вносимых в него. Перед обществом, государством стоит задача по формированию программ, которые смогли бы контролировать деятельность, органов связанных с публикацией как правовой, так и юридической информацией.

Следующей формой реализации правовых функций является ориентационная. Важными категориями, которые характеризуют ориентационное воздействие права, являются «правовая установка» и

«правовые ориентации». Эти понятия, как бы, связывают поведение личности и право, правовые мотивы и оценки с правовым поведением. В.С. Комаровский утверждал что, правовую установку надо рассматривать как «сложившуюся готовность индивида к определенной форме реагирования на социальные объекты: предрасположенность индивида, побуждающая его действовать в отношении этих объектов определенным образом….»23. Правовые установки подразделяются: на побуждающие к правомерному поведению и склоняющие к противоправному поведению. Первая группа образует позитивную правовую организацию, а вторая – негативную. Следовательно, установки, побуждающие
как к правомерному, так и неправомерному поведению образуют правовые ориентации. Под правовыми ориентациями понимают «совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующую программу деятельности в юридически значимых ситуациях»24. Они подразделяются на установки, побуждающие к социально-активному поведению и воздерживающие человека от социально-вредного поведения.





23 Комаровский В.С. Некоторые проблемы измерения социальных установок // Вопросы философии. 1970. № 7. С.24.

24 Васильева Г.А.. Профессиональная этика юриста. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Челябинск, 2005. С. 179.

Таким образом, рассмотрев информационное и ориентационное воздействие, мы пришли к выводу, что задачей информационной формы реализации функций права является своевременное, объективное, компетентное информирование людей в правовой сфере, а задача ориентационного воздействия состоит в выработке у граждан позитивных установок, образующих правовую ориентацию, как отдельного индивида, так и групп, народа, всего общества.


    1. Правовое регулирование как форма реализации функций права



Одно из главных мест в структуре форм реализации права занимает правовое регулирование. Оно является особенным, так как осуществляется при помощи системы правовых средств, которые образуют механизм правового регулирования. Его компонентами могут

быть и правовые принципы, и нормотворческий процесс, и поведение граждан, и избирательная система. В.Г. Смирнов, предлагая рассматривать правовое регулирование в широком смысле, относит к данному понятию все способы воздействия права на общественные отношения»25. С.С. Алексеев являясь сторонником «узкого» понимания правового регулирования, считает, что оно свойственно только праву, как механизму, реализующему цели, которые были поставлены законодателем.

Правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения определенных правил, обеспеченных правовыми санкциями, способных оказывать преобразующее воздействие на поведение людей путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей26. Данный термин включает в себя два важных аспекта: 1) результативное воздействие на общественные отношения; 2) применение таких норм права, как




25 Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. Л.: Наука, 1965. С.24.

26 Землянов О.Е. Понятие правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2009. № 5(53). С. 137-141.

нормативно правовые акты, законы, подзаконные акты и т.д., для воздействия на поведение людей.

Правовое регулирование подразделяется на определенные виды. Так, оно имеет две разновидности общее правовое регулирование и индивидуальное. Общее заключается
в упорядоченных общественных отношениях, складывающихся путем создания, дополнения, отмены норм права в действии и пространстве. Некоторые ученые называют его нормативным, ведь его осуществляют правотворческие органы, которые принимают и реализуют его в действии.

А вот индивидуально-правовое регулирование это такая правотворческая деятельность, которая состоит из властной деятельности компетентного субъекта, управомоченного конкретизировать правила поведения участников с установлением фактических данных. Два вида правового регулирования можно считать нормативными, потому что они основываются на нормах права и функционируют с их помощью.

Также существует и другая классификация правового регулирования, предложенная А.В. Поповой. Она определяется характером предписания, которое зафиксировано в норме права, и способами воздействия на поведение людей.

В теории государства и права выделяют основные способы реализации правового регулирования:

  1. Управомочивание предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собеседнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежавшей ему вещью)27.






27 Попова А. В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Альтаир, 2010. С. 315.

  1. Запрет связан с необходимостью воздерживаться от определенных дейсвтий (например, сотрудники правоохранительных органов не имеют права брать взятки).

  2. Обязывание необходимость совершения лицом определенных действий (например, должнику необходимо исполнить свои обещания перед кредитором).

Ученые-правоведы выделяют такие виды правового регулирования, как общедозволительный и разрешительный. Первый вид основывается на дозволении: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено». (Участникам предвыборной кампании разрешено проводить агитацию, но «запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах»28). Общедозволительный тип способствует проявлению активности, самостоятельности в решении определенных задач, проявлению принципов свободы.

В основе разрешительного вида правового регулирования лежит запрет на выполнение какого-либо вида действия. Его формулировкой является:

«запрещено все, кроме прямо разрешенного». Участник этого типа регулирования совершает только те действия, которые прямо разрешены законом. Так, например, сотрудники полиции могут требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым делам. Но они не имеют права