Файл: Теоретические особенности государственного долга влияние государственного долга на экономику.rtf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственный долг России составляет 36,0 млрд. долларов, доля внешнего долга - в пределах 10% от ВВП. Это одно из самых низких значений среди государств. Максимального уровня госдолг России достигал в 1998 году - 146,4 % ВВП.
США в настоящее время имеет внешний долг, равный их ВВП, но, не смотря на это, эксперты считают вероятность дефолта довольно низкой. Крупнейшими кредиторами США являются Япония, Великобритания, Германия, Китай. Получается, что даже государство с крупнейшей экономикой живет в долг, чему можно найти объяснение, изучив историю США. государственный долг денежный суверенный
Этому способствовала необходимость развития экономики страны, когда в США направился мощный поток мигрантов. Экономика стремительно растущего государства нуждалась в средствах на механизацию труда. Америка не желала превращаться в отсталое государство на фоне преуспевающей Европы, где ручной труд заменялся машинным, стремительно развивались наука и техника.
После второй мировой войны США стали кредиторами многих стран, которые нуждались в восстановлении, в то время, как экономика США от войны не пострадала. В результате у большинства стран образовалась зависимость от доллара, доллар становится мировой валютой. В такой ситуации никому не выгоден крах доллара, так как это будет равносильно мировому финансовому краху. Поэтому десятки лет Соединенные Штаты постоянно получают кредиты для поддержания своей экономики. Однако эксперты высказывают мнение, что мир по-прежнему больше зависит от Соединенных Штатов, чем Соединенные Штаты от мира. В настоящее время в основном все развитые страны имеют дефицитный государственный бюджет. Особенно резкое увеличение дефицита произошло в посткризисный период, в связи с необходимостью финансирования средств для стабилизации экономики. Отношение дефицита (профицита) бюджета к ВВП в динамике представлено на рис.1.
Рис. 1. Динамика баланса бюджета в процентах ВВП 2007-2013 гг.
Из рисунка видно, что за рассматриваемый период профицит бюджета был только у Канады, начиная с 2007 г. наблюдается увеличение дефицита, это связано с кризисными явлениями и борьбой с ними. Рост экономики прекратился, ВВП стало сокращаться, расходы государственных аппаратов увеличились, что и привело к росту дефицита бюджета в процентах ВВП.
Наиболее быстрый рост бюджетного дефицита продемонстрировали США - за 2008-2009 гг. дефицит увеличился на 2,8% ВВП; Греция - на 4,6% ВВП; Япония - 2,9 % ВВП; Португалия - на 4 % ВВП; Испания - на 6,9 % ВВП; Испания - 4 % ВВП.
Основными причинами увеличения дефицита бюджета являются:
увеличение расходов США на поддержку социальных и военных программ, запуск стимулирующих мер (продление налоговых льгот). Низкий темп увеличения объемов промышленного производства и снижение деловой активности, повлияли на рост долга;
падение ВВП Япония, Португалии и Испании;
Ирландия потратила много средств на спасение от краха банка англо ириш бэнк.
В 2012 году вследствие принятых мер по бюджетной консолидации большей части из группы развитых стран удалось снизить дефицит государственного бюджета. Однако у ряда стран показатели дефицита бюджета остались чрезвычайно высокими, например, в Ирландии - 11,7% ВВП, Японии - 10%, Великобритании - 8%, США -8,1%. Ожидаемый профицит к 2013 году будет лишь у Италии - 0,6 % ВВП, но и остальные страны смогут сократить дефицит бюджета до минимальных размеров [2]. Довольно неплохие тенденции ожидаются у Франции, Греции, Канада, Португалия и Германии. Дефицит их бюджета будет менее 3 % ВВП.
Общий размер государственного долга в мире составляет около 68 % всего ВВП. Наиболее крупными должниками являются страны "G-7" и страны "PIGS". На увеличение государственного долга оказали влияние последствия мирового финансового кризиса, ухудшив и без того тяжёлое положение бюджетного дефицита. Отношение государственного долга рассматриваемых стран к ВВП в динамике представлено на рис. 2.
Рис. 2. Государственный долг в процентах к ВВП
Как видно из рисунка, государственный долг присущ всем рассматриваемым странам. В настоящее время наиболее крупный долг у Японии - 241 % ВВП, Греции - 173 % ВВП, Италии - 126 % ВВП, Португалия - 120 % ВВП, США - 108 % ВВП. Близкое к допустимому значению государственного долга по Маастрихтскому соглашению нет ни у одной из рассматриваемых стран. Испания за период 2010-2012 гг. от допустимого уровня 60 % ВВП нарастила долг до 90 % ВВП.
Также наиболее быстрый рост государственного долга по отношению к ВВП за 2011-2012 гг. продемонстрировали: Ирландия - на 11,1 % ВВП. В период 2007-2012 гг. наибольший прирост государственного долга показали: Ирландия - на 92,7 % ВВП, Греция - на 63,2 % ВВП, Испания - 54,4 % ВВП; Япония - на 53,6 % ВВП.
Основной причиной такого роста является увеличение дефицита бюджета стран.
Несмотря на меры по сокращению расходов государств, рост государственного долга не замедлится в большинстве развитых стран. Прогнозируется рост государственного долга большей части развитых стран, таких как Япония, Португалия, Греция, Нидерланды, США, Ирландии и в 2013 г. Среди стран G7 наиболее быстрыми темпами государственный долг будут наращивать США, Франция и Великобритания.
Политика эффективного управления государственным долгом может включать в себя следующие направления:
сохранение государственного долга на уровне, поддерживающем экономическую стабильность страны;
создание такой системы государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним сопровождалось наименьшими издержками и минимальным риском для экономической безопасности страны;
минимизация стоимости долга за счет увеличения срока заимствований;
своевременное и полное исполнение обязательств по долгу, чтобы не допускать начисление штрафных санкций за просрочку и обеспечить стране-заемщику положительной кредитной истории;
направление заемных средств на целевые нужды;
создание централизованной системы управления долгом для обеспечения мер по сокращению задолженности и осуществление более эффективного и строгого контроля за привлечением и использованием средств;
координация политики по обеспечению обязательств и обслуживанию государственного долга с финансовой и экономической политикой;
обмен информацией о принятии стратегических и оперативных решений по управлению долгом на национальном и глобальном уровнях;
применение разнообразных методов управления государственным долгом.
Меры по управлению государственным долгом, в сочетании с действиями по укреплению бюджетного пакта, структурными реформами и бюджетной консолидацией, в краткосрочном периоде позволили стабилизировать рыночные настроения и уменьшить неопределенность. При этом пока не решены фундаментальные проблемы, вероятность нового усиления кризиса остается основным фактором риска для темпов роста и стабильности финансового сектора. Одним из главных элементов дискуссии в области экономической политики является необходимость бюджетной консолидации. Государственные расходы большинства стран сильно выросли после кризиса и остаются на крайне высоких уровнях. Неготовность долговых рынков финансировать большие дефициты стала реальностью, однако "слабая экономика" не дает проводить эффективную консолидацию бюджетного сектора. Долговой кризис еврозоны в значительной степени связан с избыточным долгом государственного сектора и необходимостью оптимизировать госрасходы. Однако единственной из стран PIIGS, которая проводит успешную бюджетную консолидацию, является Ирландия. Все остальные страны только начинают сокращение расходов. Основной причиной социальных протестов в этих странах является экономический спад, а не реальное сокращение госрасходов. Все это означает, что шок, связанный с сокращением государственных расходов в странах еврозоны, еще впереди, и будет реализовываться в рамках бюджетного процесса 2013-2014 гг.
По мнению многих экспертов бюджетная консолидация ведет к ухудшения состояния европейской экономики. Цель снижения соотношения долга к ВВП не достигается из-за отсутствия экономического роста.
Рис. 3. Оценка изменения роста ВВП за счет бюджетной консолидации
Бюджетная консолидация не может привести к незамедлительному сокращению госдолга. Все зависит от величины бюджетного мультипликатора. Чем больше мультипликатор, тем вероятнее сокращение ВВП в краткосрочной перспективе и увеличение государственного долга к ВВП. Это зависит от двух факторов: уменьшения величины налоговых поступлений и сокращения ВВП.
Это означает, что политика экономии неэффективна в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе мультипликатор начнет снижаться, наступит рост ВВП, а государственный долг будет сокращаться быстрее.
Таким образом, программа бюджетной консолидации должна быть рассчитана на долгосрочный период.
Мировая практика свидетельствует о том, что чрезмерное увеличение долговой нагрузки оказывает отрицательное влияние на состояние финансовой стабильности и экономики государства. Принятие ужесточенных мер по сокращению расходов бюджета не гарантирует быстрого решения проблемы государственного долга в стране. Для решения такой проблемы необходимо создание условий для эффективного экономического развития, формирующего финансовую основу для выплат по обязательствам. Для этого необходимо вести постоянный мониторинг ожидаемых налоговых и экспортных поступлений, новых источников финансирования государственного долга и обязательств по нему.
3. Выводы
Современный мир не раз подвергался воздействию финансового кризиса. По мнению экспертов, в основе кризиса обычно лежат долги, которые накапливаются у государств. Поскольку каждое государство имеет определенный уровень расхода денежных ресурсов, может возникнуть ситуация, когда этих ресурсов не хватает, чтобы удовлетворить потребности данной страны, а так же для того, чтобы государство могло выполнять свои функции.
Возникает дефицит государственного бюджета. В такой ситуации государство может привлечь дополнительные средства тремя способами:
Дополнительная эмиссия денег;
Займы средств у населения собственной страны, т.е. у юридических и физических лиц (внутренний долг);
Займы средств у других государств или у международных организаций финансов (внешний долг).
Первый способ заимствования средств является денежным или эмиссионным, а последние два способа - долговыми, и в сумме составляют государственный долг.
Другими словами, государственный долг - это сумма всех видов долговых обязательств государства перед различными кредиторами. Государственные займы считаются наиболее экономически оправданным источником покрытия дефицита госбюджета.
Причинами возникновения государственного долга могут быть: увеличение расходов государства без соответствующего роста его доходов, циклические спады экономики, сокращение налогов для стимулирования экономики без одновременного уменьшения государственных расходов. Государственный долг имеет каждая страна. Он необходим, если стране не достаточно собственных средств на быстрый вывод экономики из тяжелого положения или на развитие новых производственных отраслей.
По абсолютной величине трудно оценить влияние долга на экономику страны. Более наглядны относительные показатели, которые рассчитываются по отношению к ВВП или ВНП в процентах. Допустимой нормой считается величина госдолга не более 60% от ВВП. Если темпы роста государственного долга не превышают темпов роста ВВП, положение не критично.
Многие страны имеют специальные службы для управления государственным долгом. Задача таких служб - не допустить, чтобы долг превысил ВНП более, чем в 2,5 раза, так как это представляет серьезную угрозу для стабильности экономики государства. Управление государственным долгом подразумевает следующие меры: